В статье затрагивается вопрос о регулировании поведения депутата Законодательного Собрания вне рабочего времени, его поведение на просторах всемирной информационной сети Интернет. Раскрывается важность открытости депутатов Законодательного Собрания. Повышение доверия населения к депутатам Государственной Думы через положительное формирование морально-этического образа депутата.
Ключевые слова: депутат, законодательный орган, статус депутата, депутатская этика, гарантии депутатской деятельности, встречи с избирателями, субъект Российской Федерации.
Этика в последнее время все чаще приобретает профессиональный характер, она выступает в качестве регулятора поведения представителей всех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. В связи с этим ученые авторы современных этических концепций все чаще соотносят фундаментальные этические ценности с особенностями современной политики, права, демократического устройства, общества, выдвигают в качестве основополагающих этических качеств в деятельности депутатов Законодательного Собрания такие, как профессионализм, дисциплинированность, финансовая чистоплотность, политкорректность в межличностных и межгрупповых отношениях, недопущение использования служебного положения в корыстных целях.
Ни для кого не секрет, что авторитет регионального парламента как представительного органа во многом зависит именно от личных, моральных качеств и эти стандарты поведения должны отражаться не только в Регламентах Законодательных Собраний, но и в этическом кодексе, где будет прописано нравственное поведение и ответственность за его нарушение [7].
Такой акт позволяет эффективнее отслеживать взаимодействие депутатов с общественностью, контролировать индивидуально-личностные и поведенческие особенности, регламентировать взаимодействие со средствами массовой информации, определять общие для парламентариев и избирателей нравственные ориентиры и направления законотворческой деятельности.
Еще в XIV веке Франция дала юридические понятия: «нравы», «мораль», «публичный порядок». Как утверждают С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян, М. В. Вилисов и др, в первые эти понятия были упомянуты во французском государственном кодексе (ФГК). В ст. 6 ФГК было закреплено, что «нельзя частными соглашениями отступать от законов, которые затрагивают публичный порядок и добрые нравы». Уже в то время, придавали большое значение этим терминам. Ведь «общественный порядок» это своего рода купол, который позволяет комфортно жить. Так и здесь, были созданный Регламенты и правила депутаткой этика, для комфортного взаимодействия как между депутатами, так и избирателей с парламентом.
Но вот в чем парадокс – практически во всем российском законодательстве используется понятие морали, но ни в одном из актов не дается четкого определения, что есть мораль и в чем она проявляется.
Анализируя локальные акты, посредством которых складывается практика в регионах, можно выявить некоторые особенности и закономерности регулирования депутатской этики. Так, значительная часть региональных актов содержит следующие правила для депутатов: «Депутатские бланки используются исключительно для официальных писем; депутат должен публично признавать некорректность своих высказываний в случае использования по неосторожности недостоверных фактов; депутат, сохраняя собственное достоинство, должен в равной мере уважать достоинство других депутатов; депутат не должен покидать зал заседания в знак протеста» [1].
Интересные аспекты отражены в отдельных региональных правилах депутатской этики. Например, в Правилах депутатской этики, утвержденных постановлением Законодательного Собрания Красноярского края, отмечается, что депутат должен: «в личном поведении и в быту депутат обязан соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата; передача права голосования на заседаниях Законодательного Собрания края, комитетов или комиссий другому депутату не допускается; выступающий на заседании депутат не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать необоснованные обвинения в чей-то адрес» [5].
Так же интересно, что в Регламенте прописано, что «депутат Законодательного Собрания имеет право участвовать в прениях, вносить предложения и замечания по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по персональному составу формируемых Законодательным Собранием органов, избираемым или утверждаемым должностным лицам, задавать вопросы, давать справки, просматривать стенограмму заседания, выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Выступает с трибуны или со своего рабочего места в зале заседаний. Координатор или представитель фракции имеют право на одно дополнительное выступление от имени фракции и по ее поручению» [4].
Особенность в Правилах депутатской этики Законодательного Собрания Приморского края регламентируют не только форму общения депутата, но и форму его одежды: «депутат Законодательного собрания не может навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных действий; отношения между депутатами Законодательного Собрания строятся на основе равноправия. Каждый депутат Законодательного Собрания должен с уважением относиться к другим депутатам Законодательного Собрания независимо от их социального статуса, вероисповедания и политических взглядов; одежда должна соответствовать официальной обстановке на заседании парламента» [2].
Правильному пониманию необходимости введения депутатского дресс-кода (при отсутствии целевого указания) могут способствовать отдельные положения типовых кодексов этики и служебного поведения и методических рекомендаций о внешнем виде государственных гражданских служащих, согласно которым строгость, элегантность и опрятность одежды «должны символизировать стабильность, надежность, значимость и культуру государственной службы» [6]. Ведь, по сути, у них одна цель — служение интересам общества и государства, которая достигается различными формами и механизмами.
Свердловский региональный законодатель, делая в областном законе ссылку на постановление регионального парламента, где очень размыто дается понимание поведения: «не допускаются индивидуальные и коллективные действия по прекращению заседания, кроме случаев, предусмотренных Регламентом Законодательного Собрания Свердловской области; депутат проявляет терпимость и уважение к чужому мнению, не допускает неуважительного отношения к другим депутатам, должностным лицам и гражданам» [3], как бы ограничился, вопросами соблюдения депутатами этических правил только во время проведения заседания Законодательного собрания. Такой подход можно объяснить только с одной стороны, что нормы этики — «это моральные нормы, не поддающиеся четкому структурированию и систематизации» [9].
Таким образом, хотя к парламентариям, обязанным «стремиться к идеалу гражданина и патриота страны» [7], предъявляются повышенные требования в сфере следования морали, закону и совести, этическими нормами для них считаются в первую очередь соблюдение парламентской дисциплины и корректность поведения.
Интересен тот факт, что только в одном из изученных правил депутатской этики прописали, регламентировали поведение вне рабочего времени. А именно, что в личном поведении и в быту депутат обязан соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата. То есть проявлять уважение к себе, семье, окружающему миру, обществу, не завышая свой статус. Ответственно относиться к природе, соблюдать чистоту, не грубить, не ругаться, так как депутат еще является публичным лицом.
Мы, молодежь, к большому сожалению, перестали верить депутатам и чиновникам, так как разрыв в качестве и уровне жизни населения значительно растет, обещания выполняются где-то на половину. Для повышения доверия населения эффективно использовать сегодняшние возможности через социальные сети, личные странички, где депутаты могут рассказать о своей деятельности с другой стороны, чтобы быть ближе к избирателю. Возможно, через этот канал молодежи удастся понять и увидеть работу чиновников по-иному, под другим уголом.
В свою очередь, неплохо было бы замотивировать и избирателей, так как порой и они ведут себя не корректно по отношению к представителям государственной или муниципальной власти. Предлагаем ввести систему поощрения или накопления баллов за соблюдение правил этикета, этики и морали. Но не только при разговоре с депутатами, но в повседневной, обыденной жизни. Эти бонусы потом можно будет обменять на льготный билет на самолет, льготные условия кредитования, льготные места в университетах и многое другое.
По нашему мнению, тема «Открытого правительства» нашла отклик у многих россиян. Система стала прозрачнее, яснее, удобнее и яснее. В век информационных технологий, очень актуально развиваться и идти в ногу со временем. Как говорилось уже выше, все же личность формирует отношение к государственным органам. Человек приходит, в первую очередь, к людям в государственный орган. Продолжая развивать мысль об «открытом правительстве» и перенося ее на представителей государственных органов, предлагаем внести в Кодекс депутатской пункт о регламенте поведения во вне рабочего времени.
На сегодняшний день, все же принятие Кодекса этики – это больше профилактика против коррупции. Даже Всемирная организация парламентариев по борьбе с коррупцией считает что, как раз основной недостаток современного парламента, это отсутствие взаимосвязанной этической инфраструктуры. Только соблюдение принципов, таких как честность, принципиальность, открытость, подотчетность, неподкупность, беспристрастность и лидерство способно вывести нас на новый уровень.
Литература:
1. Проект Кодекса парламентской этики // URL: https://www.gazeta.ru/parliament/info/laws/12832.shtml / (дата обращения 21 февраля 2020г)
2. О правилах депутатской этики Законодательное Собрание Приморского края Постановление от 27 сентября 2017 года № 542 о правилах депутатской этики URL: http://docs.cntd.ru/document/450358532
3. «О правилах депутатской этики Законодательного Собрания Свердловской области Постановление от 30 июля 2019 года N 1982-ПЗС URL: http://docs.cntd.ru/document/561442922 (дата обращения 19 февраля 2020)
4. «Регламент Законодательного Собрания Красноярского края» Постановление от 19.02.2009 № 8–2963П // URL: https://www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=5814 (дата обращения 18 февраля 2020)
5. «Об утверждении правил депутатской этики» (с изменениями на 5 июля 2018 года) от 19 февраля 2009 года № 8–2999П Постановление Законодательное Собрание Красноярского края // URL: http://docs.cntd.ru/document/422436816 (дата обращения 14 февраля 2020)
6. Аверьянова Н. Н., Локтионова Е. О. Морально-этический облик депутата парламента как предмет правового регулирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2015. — Вып. 1. — С. 100–104
7. Варлен М. В. Конституционализм в статусе парламентария // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 59–63
8. Аминов И. И. Этика российского парламентария как предмет нормативно-правового регулирования. Актуальные проблемы российского права. 2019;(8):47–54. https://doi.org/10.17803/1994–1471.2019.105.8.047–054
9. Окулич И. П., Конева Н. С. Политическая культура и парламентская этика — взаимосвязанные элементы комплексной проблемы совершенствования деятельности законотворческих институтов в Российской Федерации // Проблемы права. 2015. № 1. C. 70