Анализ автоматизарованных систем противопожарной защиты станций метрополитена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 24.02.2020

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Соловьёв, Е. Е. Анализ автоматизарованных систем противопожарной защиты станций метрополитена / Е. Е. Соловьёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67671/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проведено исследование и анализ комплекса противопожарной защиты, а также оценка эффективности работоспособности автоматизированных систем противопожарной защиты станций метрополитена. Функциональные возможности систем противопожарной защиты предназначены для обеспечения безопасности на высоком уровне. Для создания устойчивых взаимосвязей между компонентами структуры системы были предложены некоторые изменения в системах автоматической противопожарной защиты, которые позволять улучшить работоспособность противопожарной защиты и увеличить эффективность автоматизированных систем для наилучшей защиты станций метрополитена.

Ключевые слова: противопожарная защита, автоматические системы пожаротушения, обеспечение безопасности метрополитена.

Ежедневно миллионы москвичей пользуются услугами метрополитена. Когда столичный мегаполис задыхается от автомобильных пробок, метро — это самый быстрый вид городского транспорта.

Общее количество пассажиров, перевезенных метрополитеном за 2019 год 2560,4 млн. человек. Общее среднесуточное количество пассажиров Московского метрополитена — 6,92 млн. человек. Огромное количество людей может находиться в опасности при возгорании в метрополитене.

Актуальность работы заключается в предотвращении опасных ситуаций, связанных с пожарами в метрополитене и обеспечение технических помещений надежной противопожарной защитой, а это значит степень разработанности и важности исследуемой темы очень важна, ведь на счету могут оказаться жизни людей, а это безусловно самое важное что у нас есть.

Объектом исследования является московский метрополитен, а предметом противопожарная защита технических помещений с помощью автоматических установок. В составе метрополитена сегодня — 252 станции (включая станции МЦК и монорельса) и 17 электродепо, обеспечивающих его функционирование со всей инфраструктурой. Здесь и наземные сооружения, и подземные, подвижной состав, сложнейшее кабельное хозяйство, эскалаторы, железнодорожные пути. Станции различаются по срокам их ввода в эксплуатацию, по глубине заложения, по архитектуре. Конечно, такая разнохарактерность объектов создает свои трудности в обеспечении пожарной безопасности. Московский метрополитен постоянно обеспечивает контроль за соблюдением требований правил пожарной безопасности и обеспечением противопожарного режима.

Главная цель противопожарной защиты объектов метрополитена- обеспечить безопасность людей, а главная задача- создание современных автоматизированных систем противопожарной защиты (АСППЗ) объектов особой важности. С каждым годом все более отчетливо наблюдается рост спроса на решения, способные обеспечить не только высокий уровень обнаружения возгораний и их быстрого тушения, но и стопроцентную безопасность таких систем для защищаемого оборудования, а также — и это, пожалуй, самая главная тенденция — безопасность АСППЗ для людей, находящихся на этих объектах или поблизости от них.

Большое количество потенциальных источников пожара в метрополитене обусловлено сложностью технического оборудования станций. Неисправности электрооборудования, механические поломки эскалаторов, нарушение запрета на курение, ремонтные работы на станциях — вот далеко не полный перечень возможных причин пожара.

Пожары на таких объектах могут сопровождаться быстрым ростом температуры, выделением токсичных продуктов горения, блокированием путей эвакуации, и без того ограниченных, повреждением и обрушением конструкций.

Большинство объектов метрополитена объединяет, во-первых, наличие высокой пожарной нагрузки и, во-вторых, непосредственная близость огромного количества людей. Эти два фактора становятся критически важными при выборе установки автоматического пожаротушения. Наиболее часто на объектах метрополитена системами автоматического пожаротушения защищаются кабельные коллекторы, подэскалаторные пространства, помещения серверных, электрощитовых, шкафов автоматики и т. д.

Важным фактором комплексной оценки объекта исследования является анализ противопожарных систем, находящихся в эксплуатации действующего метрополитена, нахождение наилучших путей и технических решений в данном направлении и реализация оптимальных технических решений в строительстве новых станций.

Также, безусловно, важна научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы. Так как огнетушащее вещество и способ тушения должны, помимо быстрого тушения огня, обеспечить максимальную сохранность защищаемого оборудования и при этом не представлять угрозы здоровью и жизни людей, которые могут оказаться внутри или поблизости от помещения, где в этот момент срабатывает система пожаротушения.

Требования к системам пожаротушения

Ключевые моменты, которым должны соответствовать системы пожаротушения, это:

– быстрое и эффективное тушение возгорания, в особенности тлеющие пожары, характерные для оплетки силовых и сигнальных кабелей;

– безопасность для обслуживающего персонала и пассажиров в случае выпуска огнетушащего вещества;

– отсутствие следов на оборудовании и поверхности предметов, находящихся в помещении, как при штатном тушении, так и при несанкционированном выпуске;

– максимально долгий срок службы;

– отсутствие повышенных расходов на обслуживание и эксплуатацию. [2]

Технические проблемы применения систем противопожарной защиты станции метрополитена

Подземные сооружения метро имеют высокую степень пожарной опасности. Степень этой опасности определяется, исходя из множества факторов. Однако не все системы установлены уместно и существуют некоторые технические проблемы такие как:

  1. Практически отсутствуют требования к пожаротушению.
  2. Помещения для установки вентиляционного оборудования категории В1 защищаются автоматическими установками порошкового пожаротушения, что может привести к выходу вентиляторов из строя при ложном срабатывании.
  3. Для защиты кабельных коллекторов, где предусматривается автоматическая установка водяного пожаротушения тонкораспыленной водой (ТРВ). В кабельных коллекторах проходят кабели с напряжением 20 кВ, при ложном срабатывании установки пожаротушения ТРВ и возможном нахождении людей в кабельном коллекторе возможно поражение человека электрическим током, так как электричество не отключается при срабатывании установки пожаротушения ТРВ.
  4. Для тушения тупиков предусмотренных для отстоя поездов применяется спринклерная установка пожаротушения ТРВ. При возможном возгорании вагона, сила теплового потока будет испарять мелкодисперстную воду, так еще по требованиям нормативных документов должна включаться система дымоудаления. При защите тупиков традиционной системой водяного пожаротушения, при пожаре необходимо отключить контактный рельс, только потом дежурный вручную включает систему водяного пожаротушения. Но на отключения контактного рельса уходит более 15 мин. При таком подходе поезд выгорит полностью. На данный момент нет результатов испытаний по тушению вагонов метро и какой-то определенности как тушить тупик. Хотя в Ленинградском метро еще в конце 80-ых годов был реализован способ тушения высокократной пеной на одной из станций метро.
  5. Нет единообразия по пожаротушению станций метро, каждая станция защищается разными установками пожаротушения.
  6. В СП 5.13130.2009 (п 14.3) для формирования команды управления по 14.1 в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее: двух пожарных извещателей, удовлетворяющих требованию 13.3.3 (а, б, в), включенных по логической схеме «И«при условии своевременной замены неисправного извещателя; [1]

Далее в этих требованиях описывается: «обеспечивается идентификация неисправного извещателя с помощью световой индикации и возможность его замены дежурным персоналом за установленное время, определяемое в соответствии с приложением О».

Установленное время обнаружения неисправности и ее устранения в случае, когда функции системы можно передать персоналу, не должно превышать 70 % времени, определяемого исходя из согласованных с заказчиком затрат на содержание выделенного персонала на время выполнения им функций контроля.

При расчете этих 70 % получается 4,5 минуты, т. е. любое помещение на станциях метро может находиться без защиты 4,5 минуты. За это время необходимо, что бы дежурный по станции нашел сотрудника и приказал ему находиться в данном помещении до приезда обслуживающей организации.

Технические решения для разработки автоматизированных систем противопожарной защиты станций метрополитена

  1. Разработать требования и нормативно правовые документы для обеспечения станций метрополитена современной противопожарной защитой.
  2. Защитить помещения для установки вентиляционного оборудования категории В1 автоматизированной системой пожаротушения тонкораспыленной водой. Так же необходимо при срабатывании сигнала на тушение отключать вентиляционные установки.
  3. Для защиты кабельных коллекторов использовать порошковые огнетушащие вещества.
  4. Для тушения тупиков предусмотренных для отстоя поездов использовать пенные установки тушения пожаров.
  5. Обеспечить все станции метрополитена нормативными документами и едиными требованиями по противопожарной защите.
  6. Согласовать применение четырех пожарных извещателей для избежание проблем ложного срабатывания автоматической пожарной сигнализации и для соблюдения пункта 14.3 в СП 5.13130.2009.

Все эти изменения позволят значительно повысить уровень противопожарной защиты объектов метрополитена, что в свою очередь при пожаре приведет к спасению жизни людей и предотвращению больших материальных потерь.

Литература:

  1. СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
  2. ППБ 147–87. Правила пожарной безопасности на метрополитенах
Основные термины (генерируются автоматически): противопожарная защита, водяное пожаротушение, московский метрополитен, помещение, система, система пожаротушения, автоматическое пожаротушение, контактный рельс, ложное срабатывание, огнетушащее вещество.


Ключевые слова

противопожарная защита, автоматические системы пожаротушения, обеспечение безопасности метрополитена

Похожие статьи

Повышение результативности автоматических систем пожаротушения торгово-развлекательных центров

В работе выявляются основные проблемы использования автоматических систем пожаротушения торгово-развлекательных центров и подготавливаются передовые и нестандартные пути для их дальнейшего осуществлении.Основополагающим элементом обеспечения совокупн...

Оценка и выработка предложений по улучшению систем, обнаруживающих и предотвращающих возгорания на борту воздушных судов

В данной статье проводится анализ систем обнаружения и предотвращения пожаров на борту воздушных судов, что является ключевым аспектом авиационной безопасности. Освещаются существующие технологии и методы, применяемые для обнаружения пожаров, а также...

Особенности автоматизации процессов планирования и управления работы авиакомпаний

Инновационные автоматизированные системы повышают качество и эффективность работы в сферах своей интеграции. Одной из актуальных областей внедрения автоматизированных систем управления является авиация. Основной целью текущей статьи является анализ о...

Системы автоматизации зданий, диспетчеризация инженерных систем и их эксплуатация и перспективы их развития

В статье рассмотрены основные инженерные системы, применяемые в объектах промышленного и гражданского строительства, а также методы повышения их эффективности. Одним из возможных способов решения поставленной задачи является повышение уровня автомати...

Факторы, влияющие на эксплуатационную надежность технических средств системы управления движением судов

В статье проанализировано воздействие факторов на процесс функционирования системы управления движением судов (СУДС) на этапе эксплуатации по назначению. Сделан вывод о том, что эксплуатация должна обеспечивать наибольшую эффективность функционирован...

Оценка комплексной безопасности ЛПДС

В рамках данной статьи была проведена оценка комплексной безопасности ЛПДС и минимизация риска неконтролируемого развития ситуаций на ЛПДС. Для обеспечения качественной работы ЛПДС важно вовремя проводить переоснащение составляющих частей конструкции...

Разработка программы испытаний и контроля качества мясных снэков

Одним из действующих «рычагов» управления качеством является контроль качества выпускаемой продукции, предусматривающий испытания продукции (определение органолептических, физико–химических показателей и показателей безопасности). Для того чтобы пров...

Улучшение безопасности на территории аэропортов и в пассажирских терминалах

В данной статье освещаются вопросы, связанные с обеспечением безопасности в аэропортах и пассажирских терминалах. Автор анализирует различные методы контроля доступа, такие как использование биометрической идентификации, видеонаблюдение, системы дете...

Интеграция компонентов системы мониторинга, контроля и управления производством

В статье предложен подход к интеграции компонентов системы мониторинга, контроля и управления производством на предприятия автомобильной промышленности. Сформулированы ее назначение, цели проектирования и функции, которые она должна выполнять для дос...

Пути решения вопросов повышения эффективности работы предприятий в сфере пищевой промышленности за счёт использования информационных систем

В статье рассматриваются вопросы эксплуатации активного сетевого оборудования пищевой промышленности, особенности его эксплуатации и требования, предъявляемые к оборудованию в условиях эксплуатации 24/7. Рассматриваются возможные проблемы эксплуатаци...

Похожие статьи

Повышение результативности автоматических систем пожаротушения торгово-развлекательных центров

В работе выявляются основные проблемы использования автоматических систем пожаротушения торгово-развлекательных центров и подготавливаются передовые и нестандартные пути для их дальнейшего осуществлении.Основополагающим элементом обеспечения совокупн...

Оценка и выработка предложений по улучшению систем, обнаруживающих и предотвращающих возгорания на борту воздушных судов

В данной статье проводится анализ систем обнаружения и предотвращения пожаров на борту воздушных судов, что является ключевым аспектом авиационной безопасности. Освещаются существующие технологии и методы, применяемые для обнаружения пожаров, а также...

Особенности автоматизации процессов планирования и управления работы авиакомпаний

Инновационные автоматизированные системы повышают качество и эффективность работы в сферах своей интеграции. Одной из актуальных областей внедрения автоматизированных систем управления является авиация. Основной целью текущей статьи является анализ о...

Системы автоматизации зданий, диспетчеризация инженерных систем и их эксплуатация и перспективы их развития

В статье рассмотрены основные инженерные системы, применяемые в объектах промышленного и гражданского строительства, а также методы повышения их эффективности. Одним из возможных способов решения поставленной задачи является повышение уровня автомати...

Факторы, влияющие на эксплуатационную надежность технических средств системы управления движением судов

В статье проанализировано воздействие факторов на процесс функционирования системы управления движением судов (СУДС) на этапе эксплуатации по назначению. Сделан вывод о том, что эксплуатация должна обеспечивать наибольшую эффективность функционирован...

Оценка комплексной безопасности ЛПДС

В рамках данной статьи была проведена оценка комплексной безопасности ЛПДС и минимизация риска неконтролируемого развития ситуаций на ЛПДС. Для обеспечения качественной работы ЛПДС важно вовремя проводить переоснащение составляющих частей конструкции...

Разработка программы испытаний и контроля качества мясных снэков

Одним из действующих «рычагов» управления качеством является контроль качества выпускаемой продукции, предусматривающий испытания продукции (определение органолептических, физико–химических показателей и показателей безопасности). Для того чтобы пров...

Улучшение безопасности на территории аэропортов и в пассажирских терминалах

В данной статье освещаются вопросы, связанные с обеспечением безопасности в аэропортах и пассажирских терминалах. Автор анализирует различные методы контроля доступа, такие как использование биометрической идентификации, видеонаблюдение, системы дете...

Интеграция компонентов системы мониторинга, контроля и управления производством

В статье предложен подход к интеграции компонентов системы мониторинга, контроля и управления производством на предприятия автомобильной промышленности. Сформулированы ее назначение, цели проектирования и функции, которые она должна выполнять для дос...

Пути решения вопросов повышения эффективности работы предприятий в сфере пищевой промышленности за счёт использования информационных систем

В статье рассматриваются вопросы эксплуатации активного сетевого оборудования пищевой промышленности, особенности его эксплуатации и требования, предъявляемые к оборудованию в условиях эксплуатации 24/7. Рассматриваются возможные проблемы эксплуатаци...

Задать вопрос