Коррупция сопровождает человеческую цивилизацию с древнейших времен. Она проявляется в любом обществе, где существуют властные отношения. В современном мире коррупция повсеместно признается одной из основных угроз для государственной власти, борьбе с коррупцией уделяется большое внимание как на национальных, так и на международном уровне. Полностью ликвидировать коррупцию в государстве невозможно, однако многие страны добились существенного успеха в антикоррупционной борьбе.
В России борьбе с коррупцией долгое время не уделялось достаточного внимания. Датой начала системной борьбы с коррупцией в нашей стране можно считать 2008г. В этом году президентом Российской Федерации был утвержден первый Национальный план противодействия коррупции, 19.12.2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», что заложило основу для совершенствования антикоррупционных мер на всех уровнях государственного и муниципального управления.
Можно отметить определенные положительные тенденции в борьбе с коррупцией. Так, согласно данным опроса ВЦИОМа, 55 % россиян отметили улучшения в сфере противодействия коррупции. По сравнению с 2005г. количество граждан, отмечающих положительные результаты борьбы с коррупцией, выросло на 25 % (с 30 % в 2005г. до 55 % в 2018г.). Об отсутствии результатов в 2018г. говорят 25 % опрошенных, в 2005г. этот показатель составлял 44 %. Число граждан, считающих что ситуация с коррупцией ухудшается, снизилось с 21 % в 2005г. до 13 % в 2018г. [1] Результаты опроса показывают, что в целом россияне замечают положительную динамику в борьбе с коррупцией, однако далеко не все считают реализуемые меры достаточно эффективными.
Стоит отметить, что, хотя проводимые среди населения опросы показывают положительную динамику, позиция России в международном индексе восприятия коррупции, рассчитываемом международной неправительственной организацией Transparency International с 2008г. изменилась совсем незначительно. Так, в 2008г. Россия занимала 147 место из 180 стран, в 2019г. — 137 из 180. При этом в последние годы положение страны в рейтинге остается стабильным. Начиная с 2012 г., после изменения системы расчета индекса и перехода на 100-бальную шкалу оценки, Россия набирает 27–29 баллов из 100 [2], что говорит о высоком уровне коррупции в стране и недостаточной эффективности существующих мер противодействия.
Таким образом, вопрос возможных направления совершенствования существующих мер противодействия коррупции остается актуальным. В этом отношении представляет интерес зарубежный опыт противодействия коррупции.
Согласно данным Transparency International одним из наименее коррумпированных государств является Сингапур. В этом государстве реализуется эффективная комплексная система противодействия коррупции, основой которой стали:
− упрощение бюрократических процедур;
− четкая регламентация действий госслужащих;
− надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства и этических норм.
Для реализации антикоррупционной программы в Сингапуре создан специализированный орган — Агентство по борьбе с коррупцией. Агентство было наделено широкими полномочиями для выявления и расследования коррупционных преступлений.
Противодействие коррупции в Сингапуре развивалось одновременно в двух направлениях: ужесточение наказания за коррупционные нарушения и повышение мотивации для безупречной работы.
Так, закон ужесточил наказание за взяточничество, дал право гражданам обращаться в агентство по борьбе с коррупцией с жалобами на действия госслужащих. Сотрудники агентства при проверке по жалобе получили право задерживать подозреваемых, проводить обыски, проверять банковские счета и т. д. Наказание за коррупционные преступления в Сингапуре предусматривает одной из мер конфискацию имущества, причем не только самого госслужащего, но и членов его семьи и друзей, если те не смогут подтвердить законность основания приобретения имущества.
Одновременно с ужесточением наказаний проводились мероприятия по повышению заработной платы госслужащих и престижа государственной службы в целом. Заработная плата государственных служащих сопоставима с доходами сотрудников соответствующего уровня в частном секторе. Чиновники каждые 3 года проходят аттестацию, при которой анализируются результаты его работы и разрабатываются меры для повышения эффективности. В результате применения указанных мер бюрократия Сингапура считается одной из самых эффективных в мире [3].
Одной из основных мер, позволивших значительно снизить уровень коррупции в Сингапуре, стало создание специализированного органа, осуществляющего противодействие коррупции. В небольшом государстве такой орган обеспечил контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства. Создание подобного органа в России представляется малоэффективным, в связи с высокой численностью государственных служащих.
Еще одним государством, чей опыт в противодействии коррупции может представлять интерес, является США. Яркой особенностью законодательства США, в том числе и в сфере противодействия коррупции, является большое количество разноуровневых нормативно-правовых актов и децентрализованность принимаемых решений. Основные антикоррупционные нормы включены в Свод законов США, однако действуют они не во всех штатах.
В США применяется широкая трактовка понятий «коррупция» и «подкуп». Выделяется, например, пассивный подкуп, при котором взятку получает не само должностное лицо, а человек или организация, на которое должностное лицо укажет. Законодательство США предусматривает строгое наказание за коррупционные преступления: Согласно ст. 201 титула 18 Свода законов США, сумма штрафа за активный или пассивный подкуп составляет тройной размер взятки, или предусматривает лишение свободы сроком до 15 лет (при отягчающих обстоятельствах — лишение свободы до 20 лет).
В США предусмотрены ограничения возможности получения госслужащими дополнительного дохода: для большей части госслужащих размер дополнительного дохода не должен превышать 15 % от оклада. Так же как и в российском законодательстве, в США существует запрет на получение подарков, однако, если в России ограничивается цена одного подарка, в США сенаторам и сотрудникам аппаратов запрещается принимать подарки, если их совокупная стоимость в течении календарного года превышает 100 долларов. Еще одной особенностью является отсутствие иммунитета, от должности может быть отстранено любое должностное лицо США.
Представляет интерес успех США в борьбе с низовой коррупцией — для рядовых госслужащих коррупция становится просто невыгодной. Связано это с высокой стоимостью социальных услуг в США и широкого набора льгот, причем не только для самого госслужащего, но и для членов его семьи [4]. Такой борьбы с низовой коррупцией является эффективным, однако, российская система социального обеспечения делает его применение практически невозможным.
Специфическую стратегию борьбы с коррупцией применяет Китай. Отличительной особенностью противодействия коррупции в Китае является обязанность граждан сообщать о всех ставших их известных случаях коррупции. За несообщение предусмотрено уголовное наказание. Для сообщения о случаях коррупции используются специальные телефонные линии и сеть «Интернет». По всем обращениям проводится обязательная проверка.
В Китае применяются исключительно строгие наказания за коррупционные преступления — пожизненное заключение, смертная казнь. В целом противодействие коррупции в Китае построено в первую очереди на применении репрессивно-карательных мер. В 2014г. была введена норма, запрещающая семьям чиновников, служащих в сфере обороны, национальной безопасности и ряде других областей иметь документы, дающие право на проживание за границей. Еще одной особенностью китайской антикоррупционной системы является ротация кадров, не позволяющая чиновникам наработать устойчивые связи.
Другим направлением противодействия коррупции в Китае является формирование моральных и нравственных принципов, несовместимых с коррупцией. Для этих целей активно продвигается моральный кодекс поведения для граждан Китая «Восемь добродетелей и восемь пороков». В учебные планы при подготовке кадров и обучении школьников входит воспитание в духе честности и неподкупности. [5].
С учетом вышесказанного можно заключить, что успехов в борьбе с коррупцией можно достичь разными путями. При разработке мер по противодействию коррупции необходимо учитывать специфику государства. Наиболее перспективными для использования в России можно назвать такие меры, как конфискация имущества не только самого коррупционера, но и его родственников и друзей в случаях, если они не могут доказать факт приобретения этого имущества на законные доходы. Также представляется целесообразным увеличение заработной платы госслужащих низких уровней, для снижения уровня низовой коррупции.
Литература:
- Коррупция в России: мониторинг // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9139 (дата обращения: 19.01.2020).
- Индекс восприятия коррупции // Трансперенси Интернешнл Россия. URL: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019–28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения: 19.01.2020).
- Кузьмин В. П. Пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России с учетом зарубежного опыта // Известия юго-западного государственного университета. — 2018. — № 2. — С. 67–73.
- Мировой опыт борьбы с коррупцией и российские реалии // Центр политической информации. URL: http://polit-info.ru/images/data/gallery/0_343_korrupciya.pdf (дата обращения: 19.01.2020).
- Тутов Н. С. Особенности противодействия коррупции в Китае // Современные проблемы правотворчества и правоприменения. — 2018. — № 1. — С. 64–68.