Механизм осуществления инвестиционной политики в условиях инновационной экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сатторкулов, О. Т. Механизм осуществления инвестиционной политики в условиях инновационной экономики / О. Т. Сатторкулов, Д. Б. Эшпулатов, Г. О. Турдикулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67473/ (дата обращения: 15.11.2024).



С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из ключевых, что приводит к необходимости формирования инвестиционной политики, направленной на широкую модернизацию, техническое перевооружение и переход к высокотехнологичному производству. Решение этой задачи предполагает повышение эффективности инвестиций за счет разработки адекватных современным условиям мер и механизмов активизации этого процесса и новых подходов к анализу и оценке результатов происходящих изменений. Рост инвестиций и их широкое вовлечение в инновационную деятельность, которая адаптирует имеющиеся в мировой практике новшества и создает новую высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, будет способствовать всемерному повышению конкурентоспособности экономики страны.

Для развития экономики высокими темпами нам необходимо последовательно продолжать активную инвестиционную политику. В нынешнем году будут освоены инвестиции в размере 23 миллиардов долларов с введением в строй 206 новых крупных производственных объектов. В частности, на базе Шуртанского газохимического комплекса будут введены мощности по выпуску жидкого синтетического топлива, в акционерном обществе «Навоиазот» — азотной кислоты, аммиака и карбамида. Предусматривается ввод в эксплуатацию Ташкентского металлургического завода, Сергелийской ветки Ташкентского метрополитена, завершение первого этапа строительства надземного кольцевого метро. [1, с.2]

Инвестиционную политику государства, следует определять как концепцию организации и управления инвестиционной деятельностью в стране в целях обеспечения достижения целей социально-экономического развития. Соответственно и цели инвестиционной политики зависят от того, каких результатов развития социально-экономических процессов в стране желает достичь государство. [2, с.124].

Приоритеты инвестиционной политики, ее содержание и ключевые элементы, в свою очередь, исходят из приоритетов социально-экономической политики государства. При этом, неизменным остается потребность осознания необходимости пространственной сбалансированности политики: инвестиционная политика, как и социально-экономическая, формируется на уровне государства, но ее реализация происходит на уровне территорий и отраслей. Переход к инновационной экономике требует формирования такой стратегии инвестиционной политики экономического роста, при которой будет обеспечен переход общегосударственного уровня развития технологий производства и уровня жизни на новый, более высокий технический уровень. Осуществить этот переход без индустриализации и непрерывной модернизации и технико-технологического обновления производства невозможно.

Нецентрализованные инвестиции в 2019 году, в первую очередь направлялись на реализацию программ развития таких отраслей, как топливно-энергетическая, текстильная и швейно-трикотажная, химическая, электротехническая, металлургическая и другие отрасли промышленности, способствующих углублению структурных преобразований в отраслях экономики. В результате, обеспечен ввод 145 крупных производственных мощностей и отмечается тенденция роста уровня индустриализации в экономике. Так, доля промышленности в структуре ВВП увеличилась с 26,3 % в 2018 году до 29 % в 2019 году. Согласно оперативным данным, по итогам 2019 года объем инвестиций составил в эквиваленте около 21 млрд. долл. с темпом роста 128,6 %. При этом, сложившаяся структура инвестиций, при которой доля объема капитальных вложений в промышленность составляет 33,4 % от общего объема инвестиций, является не достаточным для создания конкурентоспособных отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Сохраняется не сопряжённость между направлениями инвестиций и развитием экспортоориентированных отраслей. Так, в частности, больший приток инвестиций, включая иностранные и средств коммерческих банков республики, приходится на добывающие отрасли (добыча сырой нефти и природного газа, добыча металлических руд). В структуре обрабатывающей отрасли легкая промышленность и индустрия строительных материалов занимают лидирующие позиции. Следует отметить значительный рост объема прямых иностранных инвестиций, основная доля которых направлена на добычу сырой нефти и природного газа, производство строительных материалов и легкую промышленность. При этом, в такие отрасли, где имеется высокий экспортный потенциал, включая машиностроение, электротехническая, металлургическая, химическая и фармацевтическая промышленности, привлечение ПИИ было на сравнительно низком уровне. Вместе с тем, начатая реструктуризация базовых отраслей, включающие нефтегазовую, электроэнергетику и авиаперевозки, не доведены до конца. Рост тарифов не улучшает качество предоставляемых услуг, что требует своевременного принятия необложенных мер по реструктуризации нефтегазовой и электроэнергетической отрасли, позволяющих привлечь дополнительные инвестиции в отрасль. [3, с.2]

Инновационно-инвестиционная политика представляет собой основной, но не единственный модуль государственной инвестиционной политики, направленной на формирование инновационной экономики. Перед инвестиционной политикой стоят задачи не только в области управления инновационно-инвестиционной деятельностью, но и структурных реформ и повышения уровня жизни населения (т. е. инвестиций социальных, не приносящих прямую экономическую прибыль).

С точки зрения условий формирования инновационной экономики, можно отметить наличие целого ряда проблем в процессах привлечения и использования инвестиций.

Во-первых, объем инвестиций в расчете на душу населения остается на достаточно низком уровне-20 % от среднего мирового уровня и 1/4 от среднего уровня стран СНГ.

Во-вторых, в силу различных причин, инвестиционная активность предприятий, основного драйвера инвестиционной деятельности, в последние годы снижается-удельный вес средств предприятий как источника финансирования инвестиций снизился с 32,0 % в 2015 г. до 28,0 % в 2018 г, а объем инвестиций за счет средств предприятий по сравнению с 2015 г. вырос лишь на 26,3 %.

В-третьих, несмотря на предпринимаемые усилия, объемы привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) остаются низкими-3,6 % от ВВП по итогам 2018 г., при оптимальном уровне ПИИ в 7–10 % от ВВП, или 77 долл. ПИИ на душу населения, при среднем по странам СНГ в 100–120 долл. Вместе с тем, ПИИ являются одним из ключевых источников новых технологий и опыта, а не только источником дополнительных средств. Их недостаток является серьезным ограничением для успешного формирования инновационной экономики. При этом, 74,5 % всего объема прямых иностранных инвестиций приходится на инвестиции Российской Федерации, еще 11,5 %-Китая. Это указывает на серьезную зависимость потоков иностранного капитала всего лишь от 2-х стран мира.

В-четвертых, основной объем инвестиций направляется на развитие горнодобывающих и низко- и средне технологичных отраслей обрабатывающей промышленности — легкая, химическая и металлургическая — около 25 % по итогам 2018 г. В то же время на более важные, с точки зрения формирования инновационной экономики, отрасли-электротехническую и машиностроение, а также науку и образование-направляется только около 6 %. Аналогичная ситуация наблюдается и в структуре распределения иностранных инвестиций. Что касается собственно инвестиций в инновации, то общий объем затрат на все виды инноваций (технологические, маркетинговые и организационные) за период 2015–2018 годов сократился примерно в 1,5 раза, а их динамика отличается волатильностью. Стоит также отметить, что в 2018 г. на иностранный капитал приходилось лишь 6,5 % общего объема затрат на инновации. В структуре затрат по типам инноваций, по-прежнему, наблюдается дисбаланс-наибольшую долю занимают технологические инновации (74,8 % в 2018 году), почти в равной доле процессные и продуктовые. Превалирование затрат на технологические инновации, без развития также маркетинговых и организационных, хотя и способствует росту предприятий в кратко- и среднесрочной перспективе, но сдерживает рост в долгосрочной перспективе. [2, с.126].

В среднесрочной перспективе основными факторами и резервами формирования условий для инновационной экономики являются:

− расширение инвестиционного потенциала за счет совершенствования амортизационной политики, снижения налоговой нагрузки, кардинального повышения роли фондового рынка, мобилизации сбережений населения и предпринимателей, создания благоприятного инвестиционного климата для широкого привлечения частных иностранных инвестиций (возможный рост инвестиций в год не менее в 1,2–1,3 раза);

− повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов путем ускорения модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики, создания и развития новых высокотехнологических производств, расширения инновационной деятельности (капиталоемкость прироста ВВП может снизиться до 1,5–2 %).

При этом наличие нескольких источников финансирования инвестиций предполагает выделение отдельно направлений стратегии в зависимости от источников инвестиций. Так, в сфере инвестиций за счет средств бюджета, внебюджетных фондов и Фонда реконструкции ключевым направлением является эффективное использование имеющихся средств за счет внедрения системы предварительной оценки социально-экономический целесообразности и эффективности проектов и программ, предусматривающих использование государственных финансов, усиление мониторинга своевременности и эффективности реализации принятых программ и проектов, а также их результативности.

Литература:

  1. Мирзиёев Ш. М. 2020-год развития науки, просвещения и цифровой экономики. //Народное слово. Стр.1–5. 25.01.20г.
  2. Каримов М. Стратегия инвестиционной политики в условиях перехода к инновационной экономике.//Материалы ХI Форума экономистов. Ташкент: IFMR, 2019.124–129 стр.
  3. http://mineconomy.uz/uz/news/view
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная политика, инновационная экономика, инвестиция, отрасль, инвестиционная деятельность, инновационная деятельность, иностранный капитал, легкая промышленность, природный газ, среднесрочная перспектива.


Задать вопрос