В настоящее время Узбекистан реализует новый этап экономических и социальных реформ. Проводятся широкомасштабная модернизация и либерализация всех сторон жизни общества.
Начаты глубокие структурные преобразования в энергетике, нефтегазовой промышленности, геологии, сфере транспорта, дорожного строительства, сельском и водном хозяйстве, питьевом водоснабжении, теплоснабжении и ряде других отраслей. В 12 ведущих отраслях промышленности реализуются программы модернизации и повышения конкурентоспособности. В результате в прошлом году темпы экономического роста составили 5,6 процента. Объем производства промышленной продукции вырос на 6,6 процента, экспорта — на 28 процентов. Золотовалютные резервы увеличились на 2,2 миллиарда долларов и достигли 28,6 миллиарда долларов. [1, с.1].
Одним из таких механизмов является формирование системы специальных зон, в том числе свободных экономических зон (СЭЗ), практика функционирования которых демонстрирует успехи развития различных сфер экономики во многих странах мира. Свободная экономическая зона (СЭЗ) определяется как область со специальными привилегиями, созданная для привлечения иностранных инвестиций. Привилегиями может быть предусмотрена определенная инвестиционная политика или правила, такие как упрощение налогообложения, финансовая поддержка, предоставление работы для иностранных работников и специальная инфраструктурная поддержка. Согласно анализу мер инвестиционной политики, в стратегиях промышленного развития ЮНКТАД специальные зоны используют примерно 80 % развитых и развивающихся стран. В настоящее время в 140 странах мира существует более 4500 СЭЗ, в которых трудится около 70 млн. человек. По мировым прогнозам, к 2020 г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25 % мирового товарооборота. [2, с. 284].
Создание и развитие свободных экономических зон актуальны и для Узбекистана. Их можно рассматривать как один из путей решения экономических проблем республики и генерации новых идей для внедрения инноваций в производственные процессы. СЭЗ позволяют обеспечить насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок повышение занятости, расширение экспорта, увеличение валютных поступлений, создание возможностей для подготовки и переподготовки кадров, соответствующих международным стандартам. Основными целями создания СЭЗ в республике должны стать: подъем экономики страны и регионов; решение задач по развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и туризма; включение национальных хозяйств в международное разделение труда, а также развитие предпринимательства и повышение уровня жизни населения страны. За годы реформ в Узбекистане создана производственная, транспортная и инженерно-коммуникационная инфраструктура, способствующая реализации современных и высокотехнологичных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках продукции. Это создает условия для активизации развития современных эффективных форм организации производства путем создания свободных экономических зон.
На сегодняшний день в республике функционирует 20 СЭЗ, из них 10 промышленных 8 фармацевтических 1 агропромышленная и 1 туристическая. Указом Президента № УП-5719 от 15.05.2019 года Навоийская область объявлена свободной экономической зоной. [2, с. 286].
В настоящее время наибольшую заинтересованность инвесторы проявляют к развитию деятельности СЭЗ «Бухоро-агро» — первой и пока единственной зоне, специализирующейся на производстве сельскохозяйственной продукции. Созданной в 2018 году СЭЗ «Бухоро-агро» уже предлагаются к реализации 149 инвестиционных проектов на 578,3 млн.. долл. с занятостью 9720 человек. Большие перспективы развития у СЭЗ «Коканд»-106 инвестиционных проектов с вложением 200 млн. долл. и созданием почти 6,5 тыс. рабочих мест. На сегодня в зоне уже реализовано 13 проектов более чем на 15,2 млн. долл. и создано около тысячи рабочих мест.
Открытый рынок диктует необходимость повышения качества продукции, снижения себестоимости, привлечения новых технологий, продвижения рыночных реформ. Мы должны встраиваться в международные цепочки производства, соответствовать требованиям рынка труда и идти в русле экономической интеграции. [1, с.3].
Учитывая роль свободных экономических зон в социально-экономическом развитии регионов, резидентам-участникам СЭЗ предоставлены некоторые преимущества, относительно предприятий остальной территории либо сопредельных государств. Во-первых, установлен порядок в соответствии, с которым участники СЭЗ освобождены на весь период своей деятельности от уплаты таможенных платежей на завозимое сырье, материалы и комплектующие изделия в части продукции, направляемой на экспорт; во-вторых, участники имеют право осуществлять в пределах СЭЗ расчеты и платежи в иностранной валюте, а также оплачивать в иностранной валюте поставку товаров и услуг со стороны других хозяйствующих субъектов-резидентов республики или же использовать удобные условия формы оплаты и расчетов за экспорт и импорт.
Динамика развития СЭЗ во многом определяется началом деятельности в последние годы новых зон в разных регионах страны. По объему производства продукции предприятиями СЭЗ, а также по экспорту наблюдаются высокие темпы роста.
Снижение в 2018 году объемов инвестиций в реализацию проектов можно объяснить отсутствием привлекательных предложений для инвесторов, в том числе в ряде вновь созданных СЭЗ. Вместе с тем, иностранные инвесторы активизировали вложение средств в организацию производства в свободных экономических зонах. Рост иностранных инвестиций составил 39,6 %, а доля в общем объеме инвестиций в СЭЗ-5,4 % в 2017 году и 26,8 % в 2018 году.
Всего с 2009 года в СЭЗ республики реализовано 169 инвестиционных проектов общей стоимостью более миллиарда долларов. В результате реализации проектов создано 11,5 тыс. рабочих мест. В перспективе предусмотрена реализация 662 проектов на сумму более 4 млрд. долл. США, на новых предприятиях будет трудоустроено свыше 50,6 тыс. человек.
Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед особыми зонами, говорит наличие проектов с участием зарубежных инвесторов. Так на начало 2019 года реализовано 72 проекта, в которых доля иностранных инвестиций составила 63 %. Находятся в процессе реализации и разработки еще 103 проекта, в которых заинтересованы иностранные инвесторы. В эти проекты предполагается вложить 1360 млн. долл., что составит около 77 % инвестиций в данные проекты. Наибольшую активность в создании современных предприятий на территориях СЭЗ республики проявляют предприниматели из Китайской Народной Республики-727,9 млн. долл. или 42,5 % всех иностранных инвестиций, Малайзии-250,9 млн. долл. или 14,6 %, Сингапура-183,7 млн. долл. или 10,7 %. Турция планирует вложить 122,6 млн. долл. и Российская Федерация заявила об участии в 11 инвестиционных проектах на 68,3 млн. долл. [1, с. 288].
В результате анализа деятельности свободных экономических зон выявлен ряд проблем и вопросов, требующих незамедлительного решения. Так имеют место сложности в правовом регулировании деятельности СЭЗ, дублирующие и противоречащие друг другу подзаконные акты, неразвитые инфраструктура и коммуникации, бюрократия в управлении, а также при отборе проектов, трудности в финансировании, получении банковских услуг, в частности в кредитовании и др.
При создании новых СЭЗ необходимо более глубокое проведение исследований целесообразности размещения инвестиционных проектов, наличия и уровня готовности проектов для реализации. В результате недостаточной проработки вопроса на сегодняшний день производственная деятельность начата только в половине созданных СЭЗ. Из восьми зон, специализирующихся на производстве фармацевтической продукции, инвестиционные проекты реализованы только в двух. В трех вновь созданных зонах потенциальные инвестиционные проекты только проходят этап разработки и экспертизы.
Несмотря на то, что официально СЭЗ создаются для развития экспорта и организации высокотехнологичных производств по глубокой переработке местного сырья, проведенные анализы производственно-экспортной деятельности реализуемых проектов указывают на недостаточное выполнение этой задачи. В объеме промышленного производства доля промышленной продукции СЭЗ составляет менее 0,1 %, а экспортируется из нее немногим более 22 % произведенной продукции. В зарубежных странах экспорт продукции этих зон составляет 40–60 %.
В крупных комплексных СЭЗ необходимо создавать условия для формирования благоприятной организационной среды в целях предоставления иностранным инвесторам возможности выбора канала выхода на внутренний рынок в зависимости от его приоритетов, за счет разработки четких целей и соответствующей дифференциации условий размещения иностранных инвестиций.
Таким образом, дальнейшее развитие свободных экономических зон в республике будет способствовать наиболее полному использованию богатого природно-экономического, минерально-сырьевого, научно-технического и трудового потенциала областей и регионов Узбекистана, развитию новых конкурентоспособных промышленных производств и частного бизнеса, углублению промышленной кооперации, созданию на этой основе новых рабочих мест и повышению доходов населения.
Литература:
- Мирзиёев Ш. М. 2020-год развития науки, просвещения и цифровой экономики. //Народное слово. Стр.1–5. 25.01.20г.
- Федяшева Г.Основные направления развития свободных экономических зон в Узбекистане. //Материалы ХI Форума экономистов. Ташкент: IFMR, 2019. 284–289 стр.