В настоящее время, во время грядущих и уже произошедших перемен в системе образования, все чаще возникает вопрос о необходимости новой школе нового учителя. Каким же должен быть этот учитель? Какими личностными качествами должен обладать современный педагог?
Ключевые слова: личность учителя, имидж, требования современной образовательной системы, культурное поведение.
В настоящее время, во время грядущих и уже произошедших перемен в системе образования, все чаще возникает вопрос о необходимости новой школе нового учителя. Каким же должен быть этот учитель? Какими личностными качествами должен обладать современный педагог?
Личность — это формируемая под действием окружающей социальной среды динамичная, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и его деятельности.
Требования современной образовательной системы ставит перед всеми участниками педагогического процесса и прежде всего перед учителем новые задачи, требует обновленных знаний, практических умений и творческого подхода к делу.
2010 год был объявлен Президентом РФ Годом учителя, в этой связи произошли значительные перемены в понимании сущности личности педагога. Центральное место в педагогической профессии занимают профессионализм, мастерство, творческий подход к делу.
Учитель, в чьи непосредственные обязанности входит не только обучение подрастающего поколения, но и воспитание его, просто обязан быть высокоинтеллектуальной, творческой личностью. Творчество как таковое должно стать составной частью имиджа современного педагога.
Рассматривая профессиональную деятельность педагога, необходимо выделить субъекта этой деятельности — специалиста — профессионала, глубоко вникающего в трудности ученика и способного оказать ему психолого-педагогическую поддержку на разных этапах обучения, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых учений и навыков.
Несомненно, каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть учителем. Педагогу необходимо объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии; уметь адекватно оценивать и корректировать свое поведение, иметь высокий уровень познавательной активности и волевой саморегуляции. Представитель педагогического сообщества должен владеть общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения, педагогического общения. Обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности учителя являются уважения, знания, понимание и признание своего ученика как личности, со специфическим своеобразным набором индивидуальных черт и характеристик. Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок — это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.
Надо отметить, что педагог является для обучающихся организатором учебной деятельности, выступает в качестве проводника, облегчающего педагогическую коммуникацию. В этой связи педагогу обязательно надо развивать свои организаторские, коммуникативные способности, обеспечивающие умения управлять процессом усвоениями учащимися знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную и исследовательскую активность его участников.
В повседневной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на поведение, образ мышления, миропонимание и мировосприятие человека. Этот феномен психологи называют понятием «профессиональная ментальность». Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических установок, ценностных ориентаций, специфических особенностей понимания действительности и отношения к ней. Профессиональная ментальность представляет собой комплекс глубинных, как правило, неосознанных личностных характеристик, которые присущи представителям конкретной профессии и обусловлены ею. Необходимость и возможность формирования потребности в творческой деятельности у будущих учителей зависит от самого субъекта этой деятельности — от учителя. В связи с этим огромное значение приобретает его профессиональная деятельность, которая становится вполне закономерно объектом творчества.
В набор специальных знаний, умений современного учителя, столь необходимым в современных условиях для формирования многогранной личности педагога, ставших сегментом его имиджа, входят:
– знания в области преподаваемого предмета: знание требований федерального и регионального стандартов, высокая базовая теоретическая подготовка, знание межпредметных связей преподаваемого предмета с другими науками, осознание философских и социально-образовательных предпосылок знаний по данному предмету и его места в информационном мире;
– знание в области педагогики и психологии: знание фундаментальных педагогических и психологических течений и теорий, которые могут повлиять на осмысление педагогического процесса; знанием современных концепций гуманизации образования; ориентация на гуманистические принципы в преподавании предмета; владение учителем умениями анализировать свою профессиональную деятельность с точки зрения педагогики и психологии.
Предметно-методические умения учителя: способность ставить цели и прогнозировать результаты своей деятельности; умение адаптировать учебный материал к условиям различных классов на основе современных педагогических технологий.
Творческая и опытно-поисковая деятельность: умение анализировать имеющиеся педагогические инновации, соотносить их с собственными интересами и достижениями, применять в собственной практике; умение обобщать и анализировать собственный опыт и на основе этого анализа строить свою дальнейшую работу.
Современный учитель — носитель речевой культуры, уверенно владеющий различными методами вербальной и невербальной коммуникации. Учитель, работающий в школе, всегда внимательно относится не только к своей речи, но и к своему имиджу. Хорошо продуманный имидж работает на педагога и помогает ему успешно шествовать по жизни.
Физический имидж — здоровье, стиль одежды, прически и макияж. Психологический имидж — характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж — роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности.
Особое внимание к имиджу учителя определяется следующими обстоятельствами:
– влияние учителя в современной школе во многом носит неформальный психологический характер;
– дети считают имидж учителя одним из профессионально значимых качеств;
– личность педагога становится заметной лишь на определенном культурном фоне.
Таким образом, профессиональный имидж учителя отражает значимые с позиции массового сознания особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога.
Литература:
- Калюжный А. А. Психология формирования имиджа. — М., Владос, 2004.
- Калюжный А. А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. — № 3 (19). — М., ГУУ, 2006. — С. 59–63.
- Сергеева Т. Б., Горбатько О. И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения. // Педагогика, 2006. № 10.