Статья посвящена методам нахождении оптимальной концепции веб-дизайна. Рассматриваются методы нахождения оптимальной концепции и анализируется эффективность их применения.
Ключевые слова: концепция веб-дизайна, оценочное исследование, автоматизированное дистанционное исследование, эвристическое оценивание, гибкое моделирование.
Сайт представляют собой инструмент продвижения продукта, он оказывает большое влияние на продажи и на формирование представления о компании. Веб-дизайн сайта — первое, на что обращает внимание пользователь, и только грамотная концепция веб-дизайна способна привести пользователя к покупке [1]. При этом выстроить грамотную концепцию веб-дизайна является сложной задачей, так как существенное влияние оказывает субъективное восприятие. Для нахождения оптимальных решений необходимо применение методов нахождения оптимальных концепций веб-дизайна. Провести комплексное исследование не всегда является возможным из-за ограниченности ресурсов, поэтому необходимо выделить из ряда методов наиболее эффективные.
Методы нахождения оптимальной концепции
- Оценочное исследование
Оценочное исследование предполагает тестирование прототипов или интерфейсов потенциальными пользователями в процессе разработки веб-дизайна. Его следует применять на ранних стадиях разработки, так как метод предполагает использование обратной связи: прототип тестируется, после чего создается новый прототип с учетом всех замечаний, новый прототип снова тестируется и т. д. Если же метод применять на конечном продукте, изменения в его дизайне будут потенциально сложны и дороги. Оценочное тестирование подразумевает не только оценку точности и скорости при выполнении задачи, но и рассматривает дизайн всесторонне: оценивает эргономику, юзабилити, эстетическую реакцию и эмоциональный резонанс. В оценочном исследовании часто применяется краудсорсинг, который позволяет волонтерам пройти онлайн-тестирование и оценить страницы, навигацию, взаимодействие пользователей с прототипом интерфейса, а в завершении предоставляет итоговые данные и их визуализацию в виде графиков и карт [2, с. 74].
- Автоматизированное дистанционное исследование
При автоматизированном дистанционном исследовании дизайнеры с помощью веб-инструментов собирают статистически значимую информацию о том, что люди делают на сайте, чтобы потом определить необходимые совершенствования юзабилити, оказывающих наибольшее влияние. Многие из инструментов автоматизированного исследования позволяют осуществить сбор количественных данных, являющимися ответами на следующие вопросы:
− смогут ли участники выполнить определенное задание на веб-сайте?
− если да, то сколько времени им потребуется для выполнения задания?
− есть ли у них проблемы, связанные с выполнением задания, и на каком этапе они отказываются от его выполнения?
− какой путь чаще всего проделывает человек на сайте, щелкая мышью, чтобы выполнить задание?
Автоматизированное дистанционное исследование следует применять, если активность на сайте достаточно высока и выборка статистически значима [2, с. 16].
- Эвристическое оценивание
Эвристическое оценивание позволяет выявить проблемы юзабилити, используя эмпирические правила юзабилити, которые заранее осмысленно написаны и оговорены. Другими словами, эмпирические правила юзабилити — это набор управляемых и значимых принципов, которые помогают идентифицировать проблемы юзабилити даже на ранних стадиях разработки при работе с прототипами низкой точности. В отчетах эмпирического тестирования обычно перечисляют проблемы, несовместимые с эвристиками, а также примеры эвристик, которые хорошо работают. Чем больше тестирования юзабилити проводится, тем лучше дизайнеры выявляют проблемы юзабилити для эвристических оценок [2, с. 98].
- Гибкое моделирование
Гибкое моделирование проводится с участием пользователей. Пользователям выдается комплект заданных элементов интерфейса, представленных на бумаге, карточках или в цифровом формате. Пользователям предлагается выданные элементы собрать таким образом, чтобы интерфейс имел смысл. Метод дает дизайнерам анализировать наиболее предпочтительные пользователями комбинации и варианты интерфейсов. При этом элементы должны быть неоднозначными, чтобы пользователи могли вложить в их использование собственный смысл. Пользователи через построение интерфейса могут выражать свои желания и потребности, выявление которых является значимым фактором в бизнесе. Гибкое моделирование наиболее полезно тогда, когда элементы интерфейса уже практически утверждены, но существует несколько вариантов их расположения [2, с. 88].
Анализ эффективности методов нахождения оптимальной концепции веб-дизайна
Для анализа эффективности методов нахождения оптимальной концепции веб-дизайна применим метод экспертных оценок. В качестве параметров выберем стоимость применения, временные затраты, необходимость привлечения пользователей, сложность применения и ценность полученного результата.
Оценочное исследование обозначим как метод А, автоматизированное дистанционное исследование — метод Б, эвристическое оценивание — метод В, гибкое моделирование — метод Г, наибольшее значение обозначим как Е. Результат применения метода экспертных оценок представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ эффективности
№ |
Параметр |
Вес |
Метод А |
Метод Б |
Метод В |
Метод Г |
Е |
1 |
Стоимость применения |
0,25 |
3*0,25=0,75 |
5*0,25=1,25 |
8*0,25=2 |
5*0,25=1,25 |
1,75 |
2 |
Временные затраты |
0,2 |
5*0,2=1 |
5*0,2=1 |
8*0,2=1,6 |
5*0,2=1 |
1,6 |
3 |
Необходимость привлечения пользователей |
0,05 |
6*0,05=0,3 |
10*0,05=0,5 |
8*0,05=0,4 |
0*0,05=0 |
0,5 |
4 |
Сложность применения |
0,15 |
5*0,15=0,75 |
6*0,15=0,9 |
8*0,15=1,2 |
2*0,15=0,3 |
1,2 |
5 |
Ценность полученного результата |
0,35 |
9*0,35=3,15 |
6*0,35=2,1 |
4*0,35=1,4 |
7*0,35=2,45 |
3,15 |
Сумма |
1 |
5,95 |
5,75 |
6,6 |
5 |
||
Заключение
При использовании метода экспертных оценок было выявлено, что эвристическое оценивание является наиболее эффективным методом среди перечисленных, при этом ценность полученного результата, что является ключевым параметром, значительно высока в методе оценочного исследования. Конечный выбор метода нахождения оптимальной концепции веб-дизайна зависит от имеющихся ресурсов и субъективного восприятия дизайнера.
Литература:
- Разработка веб-дизайна // Pix Media Agency. URL: https://pixmedia.ru/veb-dizayn-saytov-razrabotka-veb-dizayna-sovremennye-tendencii (дата обращения: 24.02.2020).
- Мартин Б., Ханингтон Б. Универсальные методы дизайна. — СПб.: ООО Издательство «Питер», 2014. — 208 с.