Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в рамках конкурса «Урок России»: «Дорога жизни — Ленинград. Великая Отечественная война» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 28.02.2020

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Рустамова, К. Р. Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в рамках конкурса «Урок России»: «Дорога жизни — Ленинград. Великая Отечественная война» / К. Р. Рустамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67735/ (дата обращения: 15.11.2024).



В этом году наша страна отмечает 75 годовщину победы над гитлеровским фашизмом. Вы уже знаете, что в летний воскресный день 22 июня 1941 года немецкие войска напали на нашу родину. Жители страны о начале войны узнали из уличных репродукторов. Прекратилась мирная жизнь почти на 4 года. Немецкие войска захватили много деревень, посёлков, городов. Подошли враги и к прекрасному городу Ленинград. С первых дней войны вражеские самолёты пытались бомбить город. Наши лётчики не подпускали немецкие самолёты к Ленинграду. Ленинградцы готовились к защите города: капали траншеи, оборудовали подвалы для укрытий, учились стрелять, бросать гранаты. Мужчины уходили на фронт. В городе остались дети, женщины, старики.

Гитлеровская армия сильна — много самолётов, танков, пушек, солдат. Удалось врагам окружить город.

На экране показана упрощённая схема-карта Ленинграда и его окрестностей. (художник В. Гусев).

— Найдите на карте город Ленинград? Город обозначен памятником Ленина, потому что Ленинград люди часто называли городом Ленина.

— Почему границы города окружены чёрными ломаными крестами? Ломаный чёрный крест — это символ фашистского режима. Знак этот называется «свастика». Изображение свастики были на всех знамёнах фашистов. Коричневые территории вокруг Ленинграда — это значит, что их захватили немецкие войска. Поэтому на коричневой земле обозначена коричневая свастика. Расположение Красной Армии обозначено красными звёздами. Советские войска, защищая родные земли, не дают продвигаться врагу к Ленинграду.

— Как вы думаете, что на карте обозначают голубые пятна? (реки, озёра). Глядя на карту, мы понимаем, что город Ленинград взят в полукольцо «Ленинград в блокаде!» — кричало на весь мир немецкое радио.

— Как вы понимаете слова «Ленинград в блокаде»? Враги не просто близко подошли к Ленинграду, им удалось окружить город. Нельзя из окружённого города выехать ни на машине, ни на поезде. И приехать в окружённый город никто не может. Все пути на суше захвачены врагом. А когда город окружён врагами, это значит, что он в блокаде. Можно добраться по воздуху на самолёте до Ленинграда, но наши лётчики сражаются в небе с фашистскими самолётами, чтоб от их авиабомб не гибли люди. Земля, которая находилась за кольцом, ленинградцы называли Большой землёй. По воде можно добраться до осаждённого города Ленинград.

Пушки врагов каждый день обстреливают улицы Ленинграда. Самолёты сбрасывают на город бомбы. Гибнут люди, много раненых. Раненых бойцов доставляют с линии фронта в Ленинград. Лекарства для раненых не хватает, кончаются продовольственные запасы. В Ленинграде люди, их кормить и лечить надо. Солдатам на фронте нужны снаряды, оружие. Советский народ не оставляет жителей Ленинграда в трудное время. С Большой землёй ленинградцев связывала дорога по воде.

Работа с картой. — Найдите на карте голубую ленту. Это река Волхов. Река протекает по незанятым врагом землям. Речные пароходы плывут с мукой, оружием, к Ладожскому озеру, но идти по бурному, как море озеру они не могут. Шторма на озере легко могут потопить речные пароходы. Нужны морские корабли, баржи. На Ладожском озере уже стоят корабли, буксиры. На баржи перегрузят оружие, муку и буксиры поведут баржи по опасному пути. 130 километров идут караваны барж до мыса Осиновец. На другом берегу Ладоги солдаты погрузят муку в товарные вагоны. Поезд доставит груз в Ленинград — это ещё 45 километров пути. Немецкие самолёты летают над озером, завидя суда, сбрасывают на них бомбы, стреляют из пулемётов. Советские моряки и речники старались идти по озеру ночью. Ночью с вражеских самолётов баржи не видно. Артиллерия бить точно не может. Не все корабли приходили к берегу без потерь и жертв. Однажды катер Владимира Малофеевского шёл из Осиновца к Новой Ладоге. Прошёл половина пути. Навстречу идёт буксир, тянет баржу с мукой, тут появились два немецких самолёта и стали обстреливать из пулемёта и пушек баржу. «Потопят баржу», — подумал моряк и открыл из пулемёта огонь по самолётам, а его помощники — из винтовок. Рулевой отводил катер всё дальше и дальше от баржи. Расстреляв весь боевой запас, вражеские самолёты улетели на свой аэродром, баржа с мукой спасена! Старшина Малофеевский погиб, члены команды, тяжело ранены. А вот ещё один пример героизма защитников Ленинграда. К Осиновцу подошли две баржи с зерном. Не успели начать разгрузку, как прилетели немецкие самолёты и начали бомбить. Затонули две баржи у самого берега. Решили вычерпывать зерно из трюма вёдрами. Ничего не получается, смекалка выручила. Поставили на берегу большой деревянный ящик и проделали в нём много щелок. Механик Петров установил насос для откачивания воды из трюма. Льётся в ящик вода из трюма и зерно за собой тянет. Вода из щелей вытекает, а зерно в ящике остаётся. Ещё час работы — и спасено зерно будет. Налетели опять самолёты, бомбят берег. Петров не стал укрываться от самолётов. Зерно спасать надо! Осколком ранило механика, упал он в воду и начал тонуть. Друзья-моряки спасли Петрова. Вот какой ценой доставляли хлеб жителям Ленинграда.

Защитники города обороняли Ленинград. От обстрелов и авианалётов каждый день гибли люди. Умирали от голода, холода. В домах не было воды, электричества. С наступлением морозов прибрежные воды Ладожского озера покрылись льдом. Небольшие суда изо льда не могли подойти к берегу. Эвакуация людей и поставка людей по воде Ладоге судами и баржами прекратилась.

Ледовые разведчики искали новые пути доставки продуктов по льду на машинах. Необходимо найти место с достаточной толщиной льда, удобным съездом для машин на озеро. Нашли такое место разведчики. Тридцатикилометровую ледовую трассу проложили от Кабона до Осиновца. (Показ на карте). Морозы становились сильнее, лёд на озере — толще, но выдержать вес грузовиков ещё не мог. Ждать нельзя! Ленинградцы умирают от голода. В конце ноября конно-транспортный обоз из 350 саней повёз в город. По заснеженному пути медленно и тяжело тянут сани лошади. Многие животные выбились из сил. Силёнок у них не хватает. Солдаты помогают лошадям тянуть сани. Во время блокады животные тоже голодали.

Вскоре по зимней ледовой дороге пошли грузовики. Дорога опасна. Вражеские самолёты бомбят колонны грузовиков. На льду от бомб появляются пробоины, трещины. Легко машине провалиться в воду, а с ней и продукты утонут. Каждый мешок муки, зерна дорог, ведь он спасёт сотни жизней от голодной смерти. На зимней дороге работают регулировщицы (фотография). Они стоят в любую погоду, предупреждая водителей о трещинах, пробоинах. Поднимет регулировщица красный флаг вверх — значит «трещина впереди!» Путь долгий через Ладогу. Пока доберутся водители до места, обморозят и руки, и лицо. Тогда солдаты построили домики для обогрева и обложили их снежными глыбами. Фашистам не видно из самолётов домиков. Водитель доедет до снежного домика, погреется и дальше в путь отправится. Спать водителям приходилось мало. От усталости, голода, холода глаза слипались, спать хотелось, а за рулём спать нельзя. Выдумка и смекалка всегда выручала солдата. В кабине грузовика водители вешали котелок, а в него клали гайки, гвозди. Едет машина, а железные предметы в котелке над ухом звякают — звук неприятный, не до сна водителю. Вдоль ледовой дороги стоят зенитки, охраняют её от вражеских самолётов. Работает ледовая дорога. Грузы доходят до города. Норму выдачи хлеба в Ленинграде увеличили. Но хлеба по-прежнему не хватает.

Путь через Ладожское озеро назвали Дорогой жизни. Более двух лет, 872 дня, днём и ночью, по воде или льду в Ленинград направлялись караваны с продуктами, оружием. Блокадный город спасали от голодной смерти. Из города на Большую землю вывозили раненых. Много жизней отнял путь через Ладогу. По дну Ладожского озера проложили трубу для топлива, электрический кабель. В домах людей появилось электричество. Ольга Берггольц написала.

Дорогой жизни шёл нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим,

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

— Как вы понимаете эти слова? После войны ленинградцы увековечили память о подвигах защитников Ленинграда. (фототека).

Литература:

  1. В. Е. Зубаков. Героический Ленинград. М.: Воениздат, 1972, 200стр.
  2. А. Я. Блатин. Вечный огонь Ленинграда. М.: Советская Россия — 1976г.
  3. Н. А. Ходза. Дорога жизни. Л.: Детская литература — 1974г.
  4. Фототека / Центральный музей военно-морского флота
  5. Фототека / Музей истории Ленинграда
Основные термины (генерируются автоматически): Ленинград, Ладожское озеро, баржа, город, Ладога, вод, голодная смерть, дорогая жизнь, житель Ленинграда, окруженный город.


Похожие статьи

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

«Вся Московская земля начиналась от Кремля»: социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью посредством досуговых мероприятий в рамках работы «Урок России»

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Вечный огонь — сердце Иркутска — Мы живы, пока наша память жива…»

Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду» Центра дополнительного образования «Экология детства»

Образовательный проект для детей подготовительной группы (6–7 лет) «Вологодское — значит настоящее!»

Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Конспект урока «Великая Отечественная война. Сороковые, роковые»

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»

Конспект ООД с детьми в подготовительной группе «Россия — Родина моя»

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Методическая разработка проведения деловой игры «#я_здоровый_человек» для учащихся танцевальной группы 8–12 лет на тему «За здоровый образ жизни!»

Похожие статьи

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

«Вся Московская земля начиналась от Кремля»: социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью посредством досуговых мероприятий в рамках работы «Урок России»

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Вечный огонь — сердце Иркутска — Мы живы, пока наша память жива…»

Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду» Центра дополнительного образования «Экология детства»

Образовательный проект для детей подготовительной группы (6–7 лет) «Вологодское — значит настоящее!»

Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Конспект урока «Великая Отечественная война. Сороковые, роковые»

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»

Конспект ООД с детьми в подготовительной группе «Россия — Родина моя»

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Методическая разработка проведения деловой игры «#я_здоровый_человек» для учащихся танцевальной группы 8–12 лет на тему «За здоровый образ жизни!»

Задать вопрос