Семья как социальный институт приобщения детей к культурно-национальным ценностям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 28.02.2020

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Пухова, Л. Р. Семья как социальный институт приобщения детей к культурно-национальным ценностям / Л. Р. Пухова, О. С. Пухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67739/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена краткому обзору возможностей этнопедагогических традиций в контексте использования их в процессе семейного воспитания.

Ключевые слова: социальный институт, система ценностей, политизация, нравственный ориентир, воспитательная система.

The article is devoted to the short view of ethno pedagogical traditions in the context of using them in the process of family upbringing.

Key words: a social institute, the system of values, political view, moral orientation, an up-bringing system.

Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность социальные институты. Миф о всесилии рынка привел к перекосам в их жизнедеятельности. Но самой острой проблемой не только семьи, школы, но и всего общества и государства, о которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания новых поколений.

Ликвидация прежней идеологической базы образования, свертывание трудового, гражданского, интернационального и патриотического воспитания подрастающих поколений, политизация и деидеологизация семьи и школы, проведенные поспешно и непрофессионально, — все это привело к отказу от воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Невооруженным глазом просматривается механический перенос на условия России западноевропейских и американских традиций и культуры. Пагубность этого процесса для нашего общества очевидна. Взрослые теряют нравственные ориентиры, в сознании молодежи и детей активно внедряются ценности западного образца. Общественному сознанию навязывается идея самотека в воспитании. Все это привело к резкому росту детской преступности, беспризорности.

В последнее время возрастает роль семейного воспитания. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры» [4, с.73]. Через семью ребенок осознает свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребенок осваивает свой родной язык. Нравственная сторона внутрисемейных отношений является уникальным воспитательным фактором, так как именно в «семье прочно и глубоко дети усваивают в процессе подражания и сопереживания нравственные позиции родителей, которые проявляются в их привычках, суждениях и оценках, в их отношениях к другим людям, общественным событиям, поступкам окружающих [12, с.270]. Рассматривая роль семьи в жизни ребенка, необходимо отметить не только ее социальную, но и психологическую функцию, т. к. в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества [3, с.53]. Следовательно, семья имеет основополагающее значение для будущей жизни молодых поколений.

Утрата исторических и духовных ценностей прошлого своего народа может привести к бездуховности личности. Именно поэтому особую значимость приобретает переосмысление педагогических и этнических традиций, сущности воспитательного процесса в плане использования богатейшего опыта нравственного воспитания народной педагогики в семье.

Знание основ народной мудрости о воспитании, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимы родителям, воспитателям, поскольку все это обогащает их общую и педагогическую культуру.

Разрушение прежней воспитательной системы, привело к острой необходимости создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени, которое должно брать свое начало в семье, ориентирована она должна быть на воспитание Гражданина. Ведущим принципом в построении этой системы должен являться принцип народности. «Я уверен, что народная педагогика — это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа»,- пишет В. А. Сухомлинский [12, с.270]. Все более очевидно, что современная семья не может и не должна дистанцироваться от педагогического опыта и наследия предков, от особенностей национальной психологии народа, его обычаев и традиций.

Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде — составной принцип общей системы воспитания Гражданина. Труд — основа человеческого бытия. Идея трудовой школы была выдвинута еще представителями эпохи Возрождения Томасом Мором, Томазо Кампанелли, которые научно обосновали необходимость участия в труде не только всех взрослых членов общества, но и детей [5, с. 340]. Эту идею глубоко обосновал в своем труде «Материнская школа» и Я. А. Коменский, сказавший, что «… чрезвычайно полезно приучать детей к труду с тем, чтобы они привыкли избегать ленивого досуга» [6, с.651]. К.Д. Ушинский писал, что «воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, то есть, оно должно подготовить детей психологически и нравственно к труду, к жизни» [13, с. 131].

Если мы обратимся к этнопедагогике осетин, то обнаружим, что одним из главных моральных требований к молодому поколению они считали добросовестное, сознательное отношение к труду. Народ учил, что труд является мерилом человеческого достоинства, если этот труд свободный, честный и направлен на удовлетворение личных и общественных потребностей. Работать честно, на совесть — один из признаков, добросовестного отношения к труду. Эта идея выражена во многих поговорках и пословицах: «Кто работает, тот работу легко находит», «Кто работает, у того и есть», Трудись, а над чем трудиться, всегда найдется» [10, с.154]. Руководствуясь этим принципом, родители с раннего детства учили детей выполнять посильные трудовые поручения, добросовестно делать порученную работу, достигать сознательно поставленной цели.

Таким образом, трудовое воспитание горцев-осетин содержит в себе много ценных элементов воспитания. Однако трудовое воспитание в осетинской дореволюционной семье имело и свои теневые стороны. Труд детей часто бывал изнурительным, непосильным, не всегда учитывались их возрастные особенности. В соответствии с сегодняшним временем человек трудится не только для того, чтобы заработать. Трудолюбие, как качество личности, обусловливает социально-личностно-нравственное и экономически ответственное поведение человека.

Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека — это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния [9, с.103].

Следующей задачей в формировании Гражданина Отечества является воспитание общечеловеческих норм морали. Воспитание этих качеств начинается именно в семье и продолжается в других социальных институтах.

Важное место в моральных требованиях осетин к детям занимали честность и правдивость. Правдивость и честность определялись в народной педагогике осетин как высокие нравственные качества, требования их выражены словами: «Выше правды ничего нет», «Правда и кривда не товарищи», «Правда для одних — удар, для других — ласка». [11, с.167]. Народ учил детей и молодежь быть честными, правдивыми. Вот что писал этнограф Г. А. Кокиев об этих качествах: «Чувство честности в осетине было сильно развито. Не будет преувеличением, если сказать, что осетин не имел понятия о лжи и обмане человека человеком. Общеизвестно, что среди осетин не существовало никаких письменных гарантий. Единственной гарантией во взаимоотношениях людей было слово. Если осетин давал слово, можно было совершенно не сомневаться в том, что он его держит до конца» [7, с. 150].

Особое положение в моральных требованиях осетин к детям занимало почитание и уважение старших. Согласно обычаю, дети должны были «во всем повиноваться родителям со смирением и глубочайшим почтением, принимать всякое от них приказание, безропотно исполнять его» [8, с. 276].

В современных условиях требовать от детей беспрекословного повиновения не совсем разумно. Авторитет родителей должен основываться на «знаниях». Родители должны знать, «чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет их ребенок. Все это нужно знать, но это не значит, что родители должны преследовать своего сына или дочь постоянными и надоедливыми расспросами» [9, с.103]. С самого начала родители должны так поставить общение с детьми, чтобы им хотелось рассказать о своих делах, чтобы они были заинтересованы в знании родителей на демократических началах.

Главным условием эффективности гражданского воспитания детей является ее системность, т. е. продолжение аналогичного воспитания в других социальных институтах. И тогда, на наш взгляд, эта воспитательная система действительно будет формировать гражданина Отечества.

Литература:

  1. Азаров Ю. Г. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1985. 197 с.
  2. Ганиев Р. М., Арчегова О. Р. Сполохи мыслей со ступеней времени. Владикавказ, СОГУ, 1996. 201 с.
  3. Гранкин А. Ю. Развитие теории семейного воспитания в России: М — П.: ГосНИИ семьи и воспитания, ПГЛУ, 2002. 457с.
  4. Ильин И. А. Душа ребенка // Очаг. — 1993. — № 9.
  5. Ковалевский М. Н. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. В 2т. — М., 1886. Т. 1. — 480 с.
  6. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955. — 651с.
  7. Кокиев Г. А. Нормы осетинской морали Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе, ИР, 1989. 60 с.
  8. Леонтович Ф. И. Адаты Кавказских горцев. Материалы по обычному праву Сев. И Вост. Кавказа. Одесса, 1882. Вып.I Т. 1 321 с.
  9. Макаренко А. С. О воспитании в семье. М., Учпедгиз, 1955. 316 с.
  10. Осетинские пословицы и поговорки. — Сталинир, 1955. — 154 с.
  11. Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа. Черкесск, 1998. 180 с.
  12. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., Политиздат, 1982. 295 с.
  13. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1989. 231 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, народная педагогика, труд, воспитание, воспитательная система, семья, качество личности, моральное требование осетин, родитель, семейное воспитание.


Похожие статьи

Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации

В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника

В статье раскрывается сущность проблемы трудового воспитания посредством этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции играют важную роль в формировании и сохранении культурного наследия семей различных народов и этнических групп. Эти традиции явл...

Семья как фактор социализации

В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

К вопросу об образовательных системах и развитии личности

Семья как важнейший институт социализации личности

Похожие статьи

Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации

В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника

В статье раскрывается сущность проблемы трудового воспитания посредством этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции играют важную роль в формировании и сохранении культурного наследия семей различных народов и этнических групп. Эти традиции явл...

Семья как фактор социализации

В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

К вопросу об образовательных системах и развитии личности

Семья как важнейший институт социализации личности

Задать вопрос