В статье приводится анализ влияния зарубежных санкций на способность Российской Федерации обеспечить продовольственную безопасность. Особое внимание уделяется импортозамещению и развитию отечественного сектора аграрной экономики.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственный рынок, санкции, российская экономика, импортозамещение.
Продовольственная безопасность — это сложная система, в современном мире носящая международный характер, поскольку внешнеполитические отношения напрямую влияют на граждан членов международного сообщества и Российской Федерации. Основная цель этой системы — удовлетворение потребности населения в продуктах питания (включая медицинские препараты) в соответствии с общепринятыми стандартами потребления.
Продовольственная безопасность в Российской Федерации находится под влиянием зарубежных санкций, однако постепенно ситуация меняется в сторону развития отечественного производства, что в некотором смысле положительно сказывается на российской экономике и содействует её развитию. Тем не менее, в качестве возможных угроз сохранения подобной ситуации выступает предположительное снижение таможенных пошлин — например, в 2020 году предполагается общее снижение в 1,3 раза — до 11,3 %, а средневзвешенный тариф должен снизиться с 11,9 % до 7,1 %, т. е. в 1,7 раза [1]. Подобная ситуация может вызвать тревогу отдельных производителей, а сниженные ставки пошлин — напрямую сократить бюджетные поступления.
Рассматривая санкции, необходимо отметить, что они выступают в первую очередь в качестве инструмента давления или наказания, применяемого в международной политической и экономической практике. Некоторые отмечают, что санкции — это оружие, направленное на различные сферы жизнедеятельности общества (научная, технико-технологическая, социальная, культурная) [2]. Активное проявление санкций отмечается только с середины XX века в период постепенного развития глобализации, а в Российской Федерации их влияние особо заметно лишь с 2014 года.
Каким образом санкции влияют или способны негативным образом повлиять на продовольственную безопасность Российской Федерации? Первая негативная сторона экономический санкций проявляется в угрозе возникновения финансового кризиса. Помимо этого, согласно статистическим данным, санкции приводят к росту потребительских цен на отдельные товары — так, с 2013 по 2016 годы на некоторые мясные товары потребительские цены выросли на 27 %. Соответственно, это ведет к снижению потребления в Российской Федерации определенной продукции, в 2019 году по сравнению с 2010 годом население стало потреблять меньше молока и хлеба, а в отношении ряда других видов продовольствия заметно значительное увеличение в потреблении [3].
При росте потребительских цен сокращается объем продаж продукции, что может стать причиной снижения реального объема национального производства, закрытия предприятий.
Положительная сторона санкций — усиление российской экономики, небольшой постепенный рост отечественного производства, что свидетельствует о реальности импортозамещения и укрепления позиций государственной продовольственной безопасности.
Вместе с тем, необходимо отметить, что реализация поставленных в период санкций планов по развитию отечественного производства в условиях краткосрочных периодов невозможна, поскольку даже технически полная замена импортной сельскохозяйственной продукции на отечественную не осуществима (сезонные фрукты и овощи, разведение скота).
Если в летний период обеспечение огурцами и помидорами возможно, то в зимнее время большая часть указанных продуктов — импорт, что касается также бананов и кокосов, производство которых в Российской Федерации из-за климатических особенностей невозможно (чай, виноград производятся в достаточно ограниченном количестве). Несмотря на высокие места в мире по количеству выловленной рыбы, некоторые виды рыбы всё же импортируются в страну — например, сельдь, лосось, форель.
В условиях рыночной экономики Российская Федерация практически не имеет возможности отказаться от купли-продажи (импорта-экспорта), что означает следующее: отечественный рынок может и должен насыщаться производимой в мировом сообществе продукцией. Вместе с тем, необходимо грамотно расставить приоритеты и максимально ограничить поступления различных товаров извне на продовольственный рынок России. Например, в стране есть категории продуктов, обеспечение которых полностью отечественным производством возможно — мясо (извне закупается лишь 40 % говядины), молоко (импорт молока и молочных продуктов составляет от 30 до 60 %). Парадоксальным для климатических особенностей Российской Федерации является высокий импорт яблок — 75 % и картофеля — 40 %. Необходимо создать предприятия, заводы и центры по переработке и хранению указанной продукции вместо постоянной закупки зарубежных продуктов [4].
Стоит отметить, что применение в отношении государства санкций вынуждает руководство страны принимать явные практически меры, направленные на поддержание и регулирование различных сфер агропромышленного комплекса, что необходимо для возобновления деятельности отдельных отраслей и их функционирования.
Применение санкций по отношению к Российской Федерации и снижение импортных поставок стало поводом для возникновения прочных международных торговых отношений с другими странами — например, были организованы поставки мяса из Бразилии, Аргентины, Беларуси, Уругвая (ранее говядина поставлялась из США).
Около 60 % сыра, ранее закупаемого в Европе (во Франции, в Нидерландах, Италии, Испании, Греции, Норвегии, Финляндии, Литве, Польше), в настоящее время закупается в Белоруссии, Казахстане и Уругвае.
Постепенное увеличение государственных инвестиционных вложений и полноценная программа по импортозамещению, как оценивает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, позволит увидеть эффект лишь в среднесрочной перспективе, то есть не ранее чем через 5 лет, однако для этого потребуются ассигнования из бюджета порядка 50–60 млрд. рублей [5].
Для повышения внутреннего спроса на отечественную продукцию необходимо решить и другие вопросы: зависимость импорта семенного материала, технологий, оборудования, ветеринарных препаратов; слабую развитость сельскохозяйственной кооперации; серьезный дефицит или износ сельскохозяйственной техники; финансовую недоступность кредитования для сельскохозяйственных производителей; слабую развитость инфраструктуры села или полное её отсутствие.
Подводя итоги, последствия санкционного воздействия на экономику Российской Федерации и контрсанкции в перспективе дают длительный и положительный эффект, однако его достижение требует многолетней, четко скоординированной и профессиональной работы, целью которой является нормализация стабильного функционирования аграрного сектора отечественной экономики.
Литература:
- Шаклеина М. В., Швецова К. Д., Шаклеин К. И. Оценка влияния санкций на рынок мяса и мясной продукции: анализ состояния и перспектив развития рынка // Проблемы развития территории. 2018. № 1 (93). С. 57–70.
- Яркова Т. М. Влияние санкций на продовольственную безопасность государства // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). С. 140–146.
- Балдов Д. В. Продовольственная безопасность России и других стран по оценке Economist intelligence unit // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 30–34.
- Коблова Ю. А. Продовольственная безопасность России в условиях санкций // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 118–127.
- Самарина В. П. Некоторые аспекты влияния российских контрсанкций на развитие сельскохозяйственных предприятий // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. Т. 50. № 3. С. 155–160.