Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 01.03.2020

Статья просмотрена: 7526 раз

Библиографическое описание:

Демидова, И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников / И. В. Демидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67773/ (дата обращения: 15.11.2024).



Физические качества— основная характеристика.

Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация).

Тактическое значение имеет развитие всех физических качеств, так как развитие одного из них определенным образом влияет на развитие другого. Поэтому занятия должны быть комплексными и последовательными, с применением различных упражнений. Только тогда при совершенствовании физических качеств формируются разнообразные двигательные навыки.

Научные работы и эксперименты доказывают, что с физиологической точки зрения целесообразно начинать каждое занятие с развития быстроты. Выполнение скоростных упражнений требует высокой подвижности и мобильности центральной нервной системы. Поэтому после разминки, пока организм еще не утомлен, упражнения на развитие быстроты выполняются в предельно быстром темпе. Расходуется большое количество энергии при напряжении нервной системы, поэтому можно добиться положительных сдвигов в развитии быстроты.

При развитии силы на начальной стадии используют упражнения малой интенсивности с небольшими отягощениями. Такие упражнения не требуют больших усилий и высокого напряжения нервной системы, поэтому работа по развитию силы может проходить при небольшом утомлении организма.

Упражнения на развитие выносливости применяются последними в процессе занятий. Они могут быть циклического характера умеренного напряжения: бег в среднем темпе, не требующий высокой работоспособности нервной системы, или игры подвижные, спортивные, оказывающие положительное влияние на воспитание выносливости за счет эмоционального подъема.

В процессе занятий в равной мере можно подключать упражнения на гибкость, которые способствуют развитию силы. Упражнения на координацию можно выполнять повсеместно, при их выполнении развиваются также внимание, память, мышление, поле зрения, устойчивость позы, красота движений.

Школьный возраст — это период жизни и развития детей, продолжительностью 7–10–11–12 лет и охватывающий время обучения в общеобразовательном учреждении. Этот период подразделяется на три этапа:

− младший школьный возраст — 6–11 лет — начальное общее образование;

− средний школьный возраст или подростковый 11–15 лет — основное общее образование;

− старший школьный возраст или возраст юности — 15–18 лет — среднее (полное) общее образование.

Система использования средств физической культуры исключительно важна, так как именно в эти периоды продолжается интенсивное развитие форм и функций организма. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии детей, к ослаблению защитных сил организма, к нарушениям здоровья, к снижению умственных способностей, к падению работоспособности в целом.

Учет возрастных особенностей играет важную роль в развитии двигательных качеств. Соответствие педагогических воздействий возрастным особенностям личности дает хорошие плоды в воспитании и развитии. В каждом возрастном периоде имеются свои отличительные особенности, и, если процесс обучения и воспитания идет неверно, можно нанести существенный вред развитию и формированию личности.

Младший школьный возраст является благоприятным для развития многих физических способностей. Антропометрические данные мальчиков и девочек в этот период практически одинаковые. Как мальчики, так и девочки к 10–11 годам достигают относительно высоких возможностей аэробного энергообеспечения мышечной работы. Именно в этом возрасте дети способны к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности, но в результате высокой подвижности нервной системы преобладают эмоциональные порывы, поэтому не следует увлекаться большими нагрузками и однотипностью упражнений. Выполняемые упражнения в этот период должны быть разнообразны и строится от простого к сложному, через игру и развитие естественных форм движений. Качество ловкости окончательно формируется в возрасте от 7 до 12 лет. Для ребенка характерно овладение частыми движениями с последующим их объединением в целостное движение, поэтому нельзя применять раздельное обучение движению.

Силовые возможности в 7–11 лет у мальчиков и у девочек одинаковые, они обладают сравнительно низкими показателями мышечной системы. Силовые и особенно изометрические (статические) упражнения вызывают у детей быстрое утомление. В этом периоде дети приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям динамического характера. Упражнения на силу, как правило, нужно выполнять с использованием собственного веса тела: прыжки, лазание, перелезание, ползание, висы, упоры, приседания. Можно использовать отягощение в виде набивных мячей, гантели. После выполнения упражнений с отягощением необходимо сделать упражнения в висе или на растяжку позвоночника. Развитие всех физических качеств должно строго фиксироваться, даже незначительное улучшение должно быть отмечено: у ребенка вырабатывается стимул стремления вперед, а равнодушие учителя тормозит процесс развития.

Младший школьный возраст — хороший период для формирования черт личности. В игре ребенок растет и развивается, у него появляется время для творчества и общения в коллективе, идет бурный всплеск эмоций, создается возможность применить полученные навыки и умения на практике, происходит направленная реализация природных ресурсов.

Сенситивные периоды благоприятного развития физических способностей (качеств)

Физические качества

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Мальчики

Гибкость

+

Быстрота

+

+

+

Сила

+

Выносливость

+

+

Скоростно-силовые

+

Ловкость

+

+

+

Девочки

Гибкость

Быстрота

+

+

Сила

+

+

Выносливость

+

+

Скоростно-силовые

+

+

Ловкость

+

+

Структура объемов нагрузки, направленной на развитие двигательных качеств

Класс, возраст

Процентное соотношение нагрузки

выносливость

быстрота

Скор.-силовые

гибкость

ловкость

1–3 классы

7–10 лет

50 %

10 %

20 %

10 %

10 %

4 класс

10–11 лет

40 %

10 %

25 %

10 %

15 %

Темпы прироста активной гибкости позвоночного столба учащихся младшего школьного возраста

Возраст (лет)

Пол

Тазобедренный сустав при сгибании туловища

Нижне-грудной поясничный отдел

Верхне-грудной отдел

Шейный отдел позвоночного столба

8–10

М

Ж

18,8

6,6

8,6

17,2

22,9

—6,2

17,0

22,2

11

М

Ж

3,4

10,

5,1

20,0

22,6

6,4

6,0

4,1

Тесты для определения гибкости:

− наклон вперед из положения основной стойки с поднятыми руками, результат определяется по касанию: кончиками пальцев — «удовлетворительно», кулаками — «хорошо», ладонями — «отлично» (при условии прямых ног в коленном суставе).

− наклон вперед, не сгибая ноги в коленном суставе, стоя на возвышении (результат определяется по линейке, укрепленной на уровне опоры: вверх от «0» — минус, вниз от «0» — плюс).

− наклон вперед из положения, сидя ноги врозь, пятки на одной линии, результат определяется по линейке, укрепленной на линии (вверх от «0» — минус, вниз от «0» — плюс);

− для измерения гибкости позвоночника: стоя ноги врозь спиной к гимнастической стенке, опускание назад-вниз, с перехватом рук о стенку (результат определяется расстоянием от последней опоры рук до пола линейкой или сантиметром);

− для определения гибкости в плечевых суставах: стоя ноги врозь, руки вверх с гимнастической палкой, выполнить «выкрут» рук назад-вниз за спину, не сгибая руки в локтевых суставах, (результат определяется линейкой или сантиметром, измеряется расстояние между кистями);

− выполнение «шпагата» на правую и левую ноги с удержанием этого положения в течение 10 сек (результат определяется по положению ног, отлично — с максимальным укладыванием ног на опору и полное удержание в течение 10сек, или измерение линейкой от ног до упора).

Литература:

  1. Лях В. И. Двигательные способности школьников, изд. «Москва», 2000г.45с.
  2. Степанова Л. В. Базовые средства двигательной активности, программа — 1–9кл., Спорт в школе — 2005- № 9, 19с.
  3. Матвеев А. П., Разинов Ю. И. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения. — Теория и практика физ. культуры. — 2009. — № 6. — С.53–57.
  4. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Воспитание физических качеств детей, методическое пособие, Москва — 2004г, 110с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, младший школьный возраст, нервная система, качество, развитие, развитие быстроты, развитие силы, высокая подвижность, коленный сустав, школьный возраст.


Похожие статьи

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у дошкольников

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Особенности, условия и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Похожие статьи

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у дошкольников

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Особенности, условия и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Задать вопрос