Преступность, совершаемая несовершеннолетними, всегда вызывала повышенное внимание как исследователей, так и практических работников.
«В данный момент проблема исследования личности преступника, в том числе и несовершеннолетнего, особенно актуальна, и это предопределено, прежде всего, тем что без научного познания тех, кто совершает преступления, невозможно бороться с преступностью в целом». [1]
С криминологической, психологической, юридической точки зрения ученые отмечают, что уровень преступности среди несовершеннолетних очень точно показывает, в каком состоянии находится общественная мораль, эффективность функционирования социальных институтов, благосостояние или отрицательные стороны всего общества. «Процессы, связанные с издержками реформирования российского общества, а также традиционные криминальные факторы, сохранившие свое влияние (алкоголизм и наркомания, семейные и бытовые проблемы и др.), по-прежнему являются определяющими факторами развития преступности. [2]
При этом наблюдается качественное изменение преступности в детском и подростковом возрасте, которое характеризуется высокой степенью организации и наличием группового характера, в современном обществе, несомненно, быстро развивается, в результате меняется его характер и структура.
Все чаще подростки совершают групповые преступления. Треть выявленных преступлений совершается с участием несовершеннолетних. Особую озабоченность вызывает растущее число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, за которые законодательство предусматривает длительные сроки тюремного заключения. В настоящее время количество умышленных убийств и покушений на них, тяжких телесных повреждений, грабежей, краж и побоев несовершеннолетних увеличилось за полтора года в два раза. В этих преступлениях криминальный интерес, жестокость, садизм, агрессия и желание некоторых подростков контролировать ту или иную территорию становятся все более очевидными. Растет активность несовершеннолетних в уголовных делах. Все чаще совершаются преступления, связанные с употреблением наркотиков, опьянением и алкоголизмом. Сексуальная деморализация становится все более распространенной».
Наличие алкоголя и наркотиков, эротические и насильственные проявления, утрата социальных ориентиров, разрушение моральных устоев и традиций играют важную роль в криминализации подростков. Серьезную озабоченность вызывает увеличение числа потребителей наркотиков среди детей и молодежи. «Наркомания в России значительно помолодела. Жертвами наркоторговцев становятся дети, которые не имеют хобби, равнодушны к спорту и поэтому большую часть времени проводят в бездействии на улице. [3]
В свою очередь, потеря социальных надежд и ориентации значительными группами населения, в том числе среди несовершеннолетних и молодежи, в сочетании с неопределенностью перспектив учебы, трудоустройства, резким имущественным расслоением в обществе — все это также формирует стремление к самоизоляции от жизненных трудностей в обществе с помощью одурманивающих веществ. [4]
В мире все изменяется. С развитием высоких технологий наша жизнь улучшается. Законодательство РФ не исключение — появляется новые отрасли, например, ювенальная юстиция, [5] положения которой закреплены в Конвенции о правах ребенка. [6]
Неуклонное увеличение числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодыми людьми в последние годы, является показателем серьезных социальных конфликтов. Государственные программы неэффективны, а учреждения, работающие с молодежью и несовершеннолетними, недостаточно результативно работают.
Юношеская преступность характеризуется высокой латентностью. Это связано, прежде всего, с тем, что преступления подростков зачастую не приводят к самым тяжким последствиям, и жертвы о них не сообщают в полицию. Во-вторых, многие преступления совершаются против их сверстников из неформальных преступных группировок. Информация о преступлениях, совершенных подростками, правоохранительным органам зачастую просто не известна. Юношеская преступность имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее от взрослой.
Таковы возрастные особенности. К подростковому возрасту всегда относятся как к преходящему, критическому. Что означает переходный период? В биологии переходным возрастом называют такую фазу развития организма, когда она характеризуется повышенной чувствительностью к определенным специфическим внешним и внутренним факторам.
Подростковый возраст — это прежде всего возраст половой зрелости человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех областях. Происходит также определенная переоценка ценностей, меняется отношение к собственной внешности. [7]
У несовершеннолетних правонарушителей выработались устойчивые стереотипы асоциального поведения. Лишь немногие совершают преступления случайно.
В остальном, по мнению Лебедева А. В. и Беличева С. А., является характерным следующее:
− постоянное проявление пренебрежения общепринятыми нормами поведения (нецензурная брань, пьянство, притеснения граждан, порча государственной собственности и т. д.);
− соблюдение негативных обычаев и традиций потребления, пристрастие к алкоголю, наркотикам, участие в азартных играх;
− бродяжничество, систематические побеги из дома, образовательных и других учреждений — ранние сексуальные отношения, сексуальная распущенность;
− систематическое проявление, в том числе в конфликтных ситуациях, подлости, мести, грубости, актов насильственного поведения;
− создание конфликтных ситуаций, постоянных ссор в семье, проблемные отношения с родителями и другими членами семьи;
− культура вражды к другим группам несовершеннолетних, отличающихся школьными успехами, дисциплинированным поведением;
− привычка присваивать себе все, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека». [8]
В ряде литературных источников выделяются следующие типы подростков-правонарушителей:
− инициаторы, организаторы асоциальных групп, циники (со стабильным набором асоциальных установок: жестокость, агрессивность, деспотизм, паразитизм, стремление к лидерству любыми средствами и т. д.);
− подверженные власти первобытных потребностей (питание, секс, алкоголь, наркотические средства и другие) при подготовке удовлетворяют любые оскорбительные. Из-за слабого самоконтроля они охотно подчиняются подросткам первой категории и тиранят самых слабых;
− неустойчивые, испытывающие конфликт между аморальными и позитивными побуждениями. Способны осознать противоправность своего поведения, но эгоизм и неспособность справиться с ситуацией стимулируют их антисоциальные действия;
− безвольные, не имеющие собственных моральных чувств и убеждений и действующие как исполнители чужой воли;
− аффективный, испытывающий постоянное чувство обиды, разочарования, переоценивающий себя и проявляющий высокомерие, претенциозность, агрессивность по отношению к другим и т. д.». [9]
Изменению поведения ребенка может способствовать раннее выявление неблагоприятных ситуаций в воспитании и физиологических особенностей его здоровья с помощью необходимых социальных условий, основанных на индивидуальном подходе к формированию полноценной личности.
Необходимо установить причину поведения асоциального характера; использовать данные медицины, физиологии, возрастной психологии, социальной педагогики и юриспруденции; знать методы коррекции и диагностики. Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика позволяет выявить изменения в психической деятельности подростка и своевременно составить программу индивидуальной коррекции. Таким образом, личность делинквентного подростка представляет собой сложное и многогранное явление, здравое суждение о котором возможно только на основе всех социальных условий, свойств и характеристик подростка, его положительных и отрицательных качеств, анализ которых позволяет подойти к изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя.
Литература:
- Зайко Т. М. Правовые, организационные и тактические основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений: Лекция. Екатеринбург: УрЮИ МВД России. 2000. С.7.
- Арудова Е. В., Зайко Т. М. Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя: психолого-педагогический аспект /Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Материалы всероссийской межвузовской научно-теоретической конференции курсантов (8 апреля 1999 г.). Екатеринбург: УрЮИ МВД России. 1999. С.158.
- Зайко Т. М. Проблемы наркотизации несовершеннолетних/ Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом: Материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции (16–17 декабря 1997 г.). Вып. 1. М.: Московский институт МВД России, 1998. С. 201.
- Зайко Т. М. Профилактика подростковой наркомании /Профилактика наркомании: российский и международный опыт: Сборник материалов. Екатеринбург. Уральский Фонд Социальных Инноваций, 2004. С.86–87.
- Юричь Д. В., Зайко Т. М. Психолого-криминологические аспекты ювенальной юстиции / Законность и правопорядок: взаимодействие науки и практики. Сборник научных статей преподавателей и студентов. Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2014. С.113.
- Конвенция о правах ребенка//Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. M.: 1993.
- Жаровских А. Понятие преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 838–840
- Лебедев А. В., Беличева С. А. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: Пособие. М.: Школьный психолог, 2001. С.9
- Бандурка А. М. Юридическая психология: Учебник. Харьков: Национальный университет внутренних дел, 2002. С.115.