Влияние человеческого фактора на безопасность полета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 03.03.2020

Статья просмотрена: 4375 раз

Библиографическое описание:

Мокеева, Н. С. Влияние человеческого фактора на безопасность полета / Н. С. Мокеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67794/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор описывает влияние человеческого фактора на безопасность полета. Приведены статистические данные по состоянию безопасности полетов в Российской Федерации, так же рассмотрены причины авиационных происшествий. Разработаны рекомендации и методы по снижению влияния данного фактора.

Ключевые слова: человеческий фактор, авиационное происшествие, авиакатастрофа, IATA, МАК, кабинный экипаж, летный экипаж.

Безопасность полета — это состояние авиационной системы или организации, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются. Проблемы с безопасностью полетов (БП) существуют. В Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) считают, что общий уровень безопасности полетов продолжает расти. В период с 2009 года по 2019 год произошло свыше 420 авиационных происшествий на территории Российской Федерации. Многие из них с многочисленными жертвами и потерями.

Авиационное происшествие — это событие, связанное с лётной эксплуатацией воздушного судна (ВС), которое привело к гибели либо серьёзным травмам какого-либо лица, существенному повреждению либо утрате этого воздушного судна. Среди авиационных происшествий различают аварии и катастрофы. Авариями считаются происшествия без человеческих жертв. Катастрофами считаются происшествия с человеческими жертвами.

Согласно отчетам Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по безопасности полетов в гражданской авиации на территории Российской Федерации в 2017 году произошло 39 авиационных происшествий, в том числе 20 катастроф, 51 человек погиб. В 2018 году произошло 42 авиационных происшествия, в том числе 22 катастрофы, погибло 128 человек. Количество авиационных происшествий в 2018 году увеличилось на 10 % по сравнению с 2017 годом. Основными причинами стали: выкатывание воздушного судна (ВС) за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) при посадке, потеря управления ВС в полете или возникновение препятствия в управление ВС.

Показатели безопасности полетов ухудшились и в целом мире. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) в 2018 году в мире было зарегистрировано 62 происшествия, включая 11 авиакатастроф. Погибло 524 человека. В 2017 году произошло 47 авиационных происшествий, включая 7 авиакатастроф. В результате погибло 9 человек. Общий коэффициент аварийности в 2018 году составил 1,36 %, что соответствует 1 авиационное происшествие на 740 тысяч рейсов. Данный показатель улучшен в сравнении с общим показателем несчастных случаев на 1,78 %, но показал снижение в сравнении с показателем 2017 года. 2017 год был назван самым безопасным за всю историю гражданской авиации.

Причинами авиационного происшествия являются: погодные условия, техническое состояние воздушных судов, уровень квалификации летного персонала и сотрудники, обслуживающие воздушные судна, человеческий фактор. Согласно отчетам «О состоянии безопасности полета» Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и отчетам Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) частая причина авиационных происшествий — это человеческий фактор.

Человеческий фактор — это наука о людях в той обстановке, в которой они живут и трудятся, об их взаимодействии с машинами, процедурами и окружающей обстановкой, а также о взаимодействии людей между собой. В данной статье рассмотрены взаимодействия членов летного экипажа (пилотов) и членов кабинного экипажа (бортпроводников). Порядка 8 % авиационных происшествий происходят из-за неправильного взаимодействия между людьми. Примером служит катастрофа, которая произошла 17 ноября 2013 в городе Казань. Рейс выполнялся на ВС Боинг- 737 авиакомпании «Татарстан». Причиной катастрофы стали неверные действия экипажа. И катастрофа 20 июня 2011 года. ВС принадлежало авиакомпании «РусЭйр». Происшествие произошло в городе Петрозаводск. Рейс выполнялся на ВС Ту-134. Причиной катастрофы стали неслаженные действия экипажа и сложные метеорологические условия.

В феврале 2018 года в Московской области потерпело крушение воздушное судно (ВС) АН-148. ВС принадлежало авиакомпании «Саратовские авиалинии». Рейс выполнялся по маршруту из московского аэропорта «Домодедово» в аэропорт города Орск. На борту ВС находилось 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Все находившиеся на борту погибли. Из отчета Росавиации следует, что причиной авиакатастрофы стал отказ указательной скорости, вследствие не включения обогрева приемников полного давления (ППД) перед взлетом. Что привело к неправильным действиям экипажа, выразившимся в выполнении интенсивного снижения воздушного судна до столкновения с землей.

В августе 2018 года авиакатастрофа произошла в Красноярском крае с ВС Ми-8. ВС принадлежало авиакомпании «ЮТэйр- вертолетные услуги». Причиной стало столкновение с внешней подвеской другого воздушного судна. На борту ВС находилось 18 человек. Все находившиеся на борту ВС погибли.

В настоящее время проводятся обучения экипажей с помощью программ и тренажеров. На практике и во время обучения не используется такой ресурс, как комплектование летных экипажей (ЛЭ) и кабинных экипажей (КЭ). Не проводятся совместные обучения ЛЭ и КЭ. Отсутствует взаимодействие и усиление экипажей.

Комплектование КЭ и ЛЭ, безусловно, повысило бы уровень безопасности полетов. Ярким примером четкого взаимодействия экипажа служит рейс на «На кукурузном поле» в 2019 году. Опыт и высокий уровень подготовки командира воздушного судна помогли благополучно произвести посадку ВС вне взлетно-посадочной полосы. Благодаря правильным действиям кабинного экипажа была произведена грамотная эвакуация пассажиров. Рейс произвел аварийную посадку без жертв.

Документы, содержащие по данным вопросам информацию: «Рекомендация по комплектованию летных экипажей и обеспечению оптимального морально-психологического климата», «Рекомендация по организационным принципам и методики комплектования экипажей с учетом межличностных отношений членов экипажа» и «Требования к членам экипажей воздушных судов гражданской авиации и основные принципы комплектования и формирования экипажей». Данные документы были опубликованы в период 70–80 гг. и морально уже устарели. Стоит вопрос в необходимости разработать более конкретные документы, регулирующие данные вопросы. Сами по себе «Рекомендации» по признанию авторов относятся к уже скомплектованным экипажам. «Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации Российской Федерации» 2011 года ссылает к «Рекомендации» 1985 года в части комплектования экипажей воздушных судов. Видна необходимость в разработке новых методик и подходов в комплектовании экипажей воздушных судов с учетом опыта и межличностных отношений. Российское законодательство, регулирующие деятельность авиационного персонала, достаточно устарело. Многие документы разработаны, приняты и опубликованы в период СССР. Изменения в них вносятся, но такие документы необходимо полностью пересмотреть, так как с момента их принятия прошло уже как минимум двадцать лет.

Настоящее исследование состоит в разработке средств и методов по управлению человеческим фактором на воздушном транспорте. Комплектование членов КЭ и ЛЭ, с учетом межличностных отношений, с целью понижения отрицательного фактора, влияющего на безопасность полета. Для решения данного вопроса необходимо:

− разработать ряд документов, регламентирующих обучение членов КЭ и ЛЭ при первоначальной и ежегодной подготовках. Необходимо внести критерий для обучения летного персонала. Критерий заключается в том, чтобы аварийно-спасательная подготовка членов КЭ и ЛЭ проходили совместно. Таким образом, члены КЭ и ЛЭ будут знать и понимать действия друг друга в нештатной ситуации;

− разработать ряд документов, регламентирующих комплектование экипажей, как внутри кабин, так и между кабинами. Разделение персонала на группы, которые будут различаться опытом работы, квалификацией, характером и умением оперативно действовать в нештатной ситуации. Таким образом, экипаж в целом будет подготовлен к любой ситуации.

Комплектование экипажей было в авиакомпании «Аэрофлот» и «Пулково». Данный метод принес лишь положительный результат. В таких экипажах сохранялся: комфорт, взаимозаменяемость и главное безопасность полета.

В заключении данной работы можно отметить, что человеческий фактор — одна из главных причин всех авиационных происшествий. В данный момент многие мировые авиакомпании уделяют все больше внимания безопасности полета и уровню подготовки персонала. В Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) считают, что общий уровень безопасности авиаперевозок в мире продолжает расти, поэтому стоит уделять внимание каждому отдельному фактору и своевременно вносить корректировки в документы.

Литература:

  1. Официальный сайт. Межгосударственный авиационный комитет (МАК). https://mak-iac.org;
  2. Официальный сайт. ФАвТ. РОСАВИАЦИЯ. https://www.favt.ru;
  3. Специальная подготовка в области человеческого фактора. Методические указания по проведению психологической диагностики. / Сост.: О. В. Ариничева, А. В. Малишевский. — СПб.: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): воздушный транспорт, происшествие, авиационное происшествие, безопасность полета, гражданская авиация, Российская Федерация, борт ВС, кабинный экипаж, комплектование экипажей, Международная ассоциация, судно.


Ключевые слова

человеческий фактор, авиакатастрофа, IATA, авиационное происшествие, МАК, кабинный экипаж, летный экипаж

Похожие статьи

Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность дорожного движения

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на транспортный процесс, произведен анализ неисправностей, оказывающих влияние на уровень дорожной безопасности транспортных средств.

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность

В статье проводится анализ состояния железнодорожной отрасли в РФ, выявляются проблемы, существующие на данном уровне. Даются рекомендации по решению данных проблем. Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасно...

От авиационного шума к недобросовестной конкуренции

В работе рассматривается проблема авиационного шума в мировом авиационном сообществе. В последующем автор анализирует: соотношение авиационного шума и возникающей конкуренции в результате его пагубного воздействия не только на окружающую среду, но и ...

Теоретические аспекты совершения и снижения правонарушений на воздушном транспорте

В настоящем научном исследовании рассмотрены теоретические аспекты совершения и снижения правонарушений на воздушном транспорте. Сформулировано авторское определение правонарушений на воздушном транспорте. Систематизированы основные признаки юридичес...

Проблема квалификации ответственности должностных лиц, являющихся медицинскими работниками, за совершение преступления «халатность»

В данной статье автором рассмотрена актуальная для Российской Федерации тема халатности врачей, затронуты существующие проблемы в современной системе здравоохранения, а также предложены пути решения данных проблем.

Подходы к повышению безопасности труда работников строительных площадок внутри строящихся зданий

В статье проанализированы и выявлены обстоятельства травмирования работников Российской Федерации, обозначена актуальность и обоснована необходимость совершенствования условий и безопасности труда работников строительных площадок внутри строящихся зд...

К вопросу о факторах, влияющих на безопасность работы железнодорожных переездов

В статье авторы рассматривают проблему обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Приводится статистика происшествий на переездах за последние 15 лет. Предложена усовершенствованная блок-схема факторов, влияющих на работу переезда.

Состав административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте

На основе анализа Кодекса РФ об административных правонарушениях выделены основные виды правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте. Подробно рассмотрены составы представленных правонарушений, включая объект, объективную сторону, субъект и су...

Экономическая безопасность на предприятии (на примере строительной организации): внутренние риски и угрозы

В статье авторы определяют, какие риски и угрозы экономической безопасности могут возникнуть в строительной организации. Разберут причины возникновения этих рисков и угроз.

Роль человеческого фактора в авиационных происшествиях и методы их минимизации

Человеческий фактор играет одну из важнейших ролей в авиационных происшествиях. В данной статье рассматривается влияние человеческих ошибок на безопасность полетов, основное внимание уделяется факторам, способствующим ошибкам, и стратегиям их минимиз...

Похожие статьи

Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность дорожного движения

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на транспортный процесс, произведен анализ неисправностей, оказывающих влияние на уровень дорожной безопасности транспортных средств.

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность

В статье проводится анализ состояния железнодорожной отрасли в РФ, выявляются проблемы, существующие на данном уровне. Даются рекомендации по решению данных проблем. Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасно...

От авиационного шума к недобросовестной конкуренции

В работе рассматривается проблема авиационного шума в мировом авиационном сообществе. В последующем автор анализирует: соотношение авиационного шума и возникающей конкуренции в результате его пагубного воздействия не только на окружающую среду, но и ...

Теоретические аспекты совершения и снижения правонарушений на воздушном транспорте

В настоящем научном исследовании рассмотрены теоретические аспекты совершения и снижения правонарушений на воздушном транспорте. Сформулировано авторское определение правонарушений на воздушном транспорте. Систематизированы основные признаки юридичес...

Проблема квалификации ответственности должностных лиц, являющихся медицинскими работниками, за совершение преступления «халатность»

В данной статье автором рассмотрена актуальная для Российской Федерации тема халатности врачей, затронуты существующие проблемы в современной системе здравоохранения, а также предложены пути решения данных проблем.

Подходы к повышению безопасности труда работников строительных площадок внутри строящихся зданий

В статье проанализированы и выявлены обстоятельства травмирования работников Российской Федерации, обозначена актуальность и обоснована необходимость совершенствования условий и безопасности труда работников строительных площадок внутри строящихся зд...

К вопросу о факторах, влияющих на безопасность работы железнодорожных переездов

В статье авторы рассматривают проблему обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Приводится статистика происшествий на переездах за последние 15 лет. Предложена усовершенствованная блок-схема факторов, влияющих на работу переезда.

Состав административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте

На основе анализа Кодекса РФ об административных правонарушениях выделены основные виды правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте. Подробно рассмотрены составы представленных правонарушений, включая объект, объективную сторону, субъект и су...

Экономическая безопасность на предприятии (на примере строительной организации): внутренние риски и угрозы

В статье авторы определяют, какие риски и угрозы экономической безопасности могут возникнуть в строительной организации. Разберут причины возникновения этих рисков и угроз.

Роль человеческого фактора в авиационных происшествиях и методы их минимизации

Человеческий фактор играет одну из важнейших ролей в авиационных происшествиях. В данной статье рассматривается влияние человеческих ошибок на безопасность полетов, основное внимание уделяется факторам, способствующим ошибкам, и стратегиям их минимиз...

Задать вопрос