Статья посвящена рассмотрению истоков формирования геополитического статуса Российской Федерации. Определяются ключевые особенности геополитического курса России, обозначаются основные исторические события, повлиявшие на определение России в рамках действующего миропорядка. Отмечается необходимость сохранения позиций России как одного из мировых лидеров, участвующих в установлении направлений развития глобальной политики.
В реалиях сегодняшней действительности все более актуальным становится вопрос конкурентоспособности государства — занимаемого конкретной страной места на геополитической карте мира. Ввиду этого, все направления государственного регулирования — сферы, составляющие целостность и суверенитет государства, жизнеспособность общества: экономика, политика, военно-промышленный комплекс, демография, цивилизационная, коммуникационная, информационная сферы, играют определяющую роль в вопросе самоопределения государства в рамках геополитики [2]. В условиях все более четко оформляющихся процессов глобализации происходит разрастание форм интеграции и сотрудничества между государствами, которые неразрывно связаны с наличием конкуренции.
На текущий момент достижение конкурентного преимущества для любой страны — основа развития. Жесткая глобальная конкурентная среда стимулирует каждое государство к сохранению достигнутого и к прогрессивному развитию тех направлений государственного регулирования, которые этого требуют.
Как известно, понятие «геополитика» трактуется как концепция о контроле над территорией и распределение центров силы (сфер влияния) различных государств и объединений в международных масштабах. При этом геополитический статус государства объективно отражает степень безопасности и независимости страны, а также ее вовлеченность в сферу глобальной политики.
Возникновение русской геополитической школы относят к 20-м годам XX века — к эпохе масштабных перемен, когда процессы нового мироустройства оказывали прямое влияние на внутреннюю жизнь всех государств. Характерной особенностью русской геополитической школы стала не прогнозируемость вырабатываемых подходов к решению вопросов территориального распределения — всегда существовавшую как приверженность интересам расширения собственной территории, так и действия руководства страны, когда данная тактика на практике не применялась. Как подтверждение данного заключения, можно отметить исторические события, когда при существовавших на то предпосылках в 1920-х гг. Советским Союзом при этом не были присоединены Монголия, Танну-Тува, Гилян. Одновременно СССР в 1949 г. было поддержано образование Китайской Советской Республики. Также было принято решение в 1939 г. в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа о разделении с нацистской Германией Восточной Европы, по которому СССР отошли территории Западной Украины, Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины и часть Финляндии [1].
На место, занимаемое Россией на геополитической карте мира, глобальное действие оказали процессы распада СССР. Последствиями распада Советского Союза стала значительная утрата позиций Российской Федерации на международной арене, низкий уровень ВВП, отсталость научной сферы, сокращение комплекса ядерного вооружения, бедность населения и процветающая коррупция, устаревшая инфраструктура, внутрисистемный экономический кризис, тяжелая демографическая ситуация. На территории постсоветского пространства, в том числе и в самой Российской Федерации, утверждались внешние центры силы. Последствия данного характера и в России, и за рубежом многими были восприняты как геополитическая катастрофа. Итогом событий распада Советского Союза, а также обрушение внутреннего устройства еще в 1917 г., стали тяжелейшие потери, которые понесла вся нация, заплатив немыслимо высокую цену.
Все происходящие события явно свидетельствовали о том, что статус России серьезно снизился — возникал вопрос о дальнейшей возможности самоопределения России в рамках отдельного субъекта международной политики.
Вследствие произошедших событий, России предстоял тяжелый процесс отстаивания своих прав на международной арене как самостоятельного геополитического образования. На первоочередном этапе определения российского внешнеполитического курса ключевая роль была отдана не вопросу определения глобального статуса созданного государства, а быстрейшей интеграции его в сообщество развитых западных стран. Проявившая в скором времени невозможность осуществления данных процессов в форсированном режиме, сформировала понимание у российского руководства о том, что Россию необходимо идентифицировать как самостоятельный субъект международных отношений, не находясь в противоборстве со странами Запада, но и не входя в его структуры.
Так, после распада СССР Россия стала участницей нескольких геополитических организаций, что определяло дальнейшую ее роль как полноправного члена международного сообщества. В 1992 г. совместно с другими странами Причерноморья и Южных Балкан Россия создала ОЧЭС, в 1996 г. Россией и Белоруссией было создано Союзное государство, в 1998 г. Россия вошла в состав АТЭС, в 2001 г. образовала совместно с другими развивающимися странами ШОС, в 2006 г. — БРИКС, в 2012 г. вошла в состав ВТО, в 2015 г. — образовала ЕАЭС. Руководство Российской Федерации активно отстаивает идеи непринятия однополярного мира с единственной сверхдержавой и своими действиями сообщает о необходимости существования многополярного мира с участием потенциальных сверхдержав, региональных держав и объединений.
На сегодняшний момент Россия на политической карте мира рассматривается как географический центр глобальной системы, интеграционное ядро Евразии и «мост» между Европой и Азией. Российская внешняя политика стала определенной, нацеленной на перспективу, с учетом факторов геополитической составляющей. При этом существуют сложности в реализации намеченного курса, обусловленные расхождением в представлениях в России и за рубежом о будущем России в мировой сообществе. Также нужно учитывать, что всегда возможны риски новой изоляции Российской Федерации и возникновение геополитических моделей, которые не учитывают или ущемляют интересы России.
Как считал И. В. Сталин: «Путь к расцвету России должен быть проложен путём достижений в экономике, культуре, развитии личности». При выгодном геополитическом положении Российской Федерации, колоссальном историческом и культурном наследии, существуют как внутренние, так и внешние проблемы, которые препятствуют реализации всех потенциальных возможностей Российской Федерации. Для решения данных вопросов необходима слаженная работа руководства государства в целях достижения Россией позиций лидера при формирующих в мире условиях полицентризма.
Хотелось бы также отметить заключение Е. М. Примакова, как министра иностранных дел, определившего многие направления курса внешней политики России: «Россия была, есть и будет великой державой». Данная геополитическая установка давно стала составляющей внешнеполитического курса России, получила поддержку политических партий, одобрение общественности.
Действия России как участника международных отношений в формирующих условиях полицентричного мироустройства требуют рационального, творческого и своевременного подхода к процессу выработки решений глобального характера. Именно соблюдением данного курса определяется возможность эффективного воздействия на международные отношения в интересах России, а также всего мирового сообщества.
Литература:
- Быков О. Н. Геополитический статус России (в двух книгах). — М.: ИМЭМО РАН, 2015. — 410 с.
- Геополитика: учеб. пособие / Н. В. Устинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 90 с.
- Геополитика: учебник / К. С. Гаджиев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 479 с.
- И. С. Иванов. Российская внешняя политика на пороге 2020 года // Российская газета. — 2019. —№ 266(8024). — С. 6.
- Шубин С. И. Геополитика. Учебное пособие. — Архангельск: Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2008. — 137 с.