Статья посвящена недостаточно изученной в отечественной исторической науке проблеме создания проекта реформирования национально-государственного устройства СССР в период руководства государством генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова. Работа основана на анализе серии интервью, данных бывшим помощником генсека по экономике А. И. Вольским в начале XXI в.
Ключевые слова: Андропов Ю. В., Вольский А. И., интервью, национально-государственное устройство, реформирование, СССР.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов относится к числу руководителей партии и Советского государства, которые не успели осуществить множество назревших и задуманных преобразований в стране. Поэтому его историческое и реформаторское наследие принято считать незначительным. Лишь относительно недавно в исторической науке появились серьезные исследования, в которых анализируются личность генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова и «андроповский период» в истории страны [1]. Однако в обыденном сознании людей, заставших время Юрия Владимировича, он, скорее всего, ассоциируется лишь с несколькими резонансными мерами: милицейские патрули в магазинах, кинотеатрах, на рынках, которые следили за нарушением трудовой дисциплины, несколько громких коррупционных расследований и перестановки в партии и правительстве.
Для подобных представлений, безусловно, существуют определенные причины. К их числу нами отнесены непродолжительный период нахождения Ю. В. Андропова на посту генерального секретаря ЦК КПСС (ноябрь 1982 — февраль 1984 г.), нереализованность множества мер и реформ, задуманных партией и правительством в «андроповский период», из-за его продолжительной болезни, бурное реформаторство в СССР в период руководства М. С. Горбачева, на фоне которого предшествующие действия рассматривались как продолжение политики застоя (в официальной историографии период развитого социализма).
Однако в исторической литературе в настоящее время формируется более взвешенный и обоснованный взгляд на «андроповский период». Например, А. И. Вдовин приходит к следующему выводу: «Некоторое наведение порядка, дисциплины и другие мероприятия, связанные с его именем, дали заметный экономический эффект. По официальным данным, темпы роста экономики в 1983 г. составили 4,2 %; национальный доход вырос на 3,1 %; промышленное производство — на 4 %; производство сельскохозяйственной продукции — на 6 %» [2, с. 555]. И. Я. Фроянов не только защитил некоторые начинания Ю. В. Андропова, но и пришел к выводу, что «…Андропов сформулировал если не все, то многие из тех задач, к разрешению которых приступил в ходе «перестройки» Горбачев» [3, с. 92].
На наш взгляд, формирующийся плюрализм мнений и подходов в отношении исторического анализа «андроповского периода» позволит не только актуализировать исследования в этом направлении, но и выработать более объективную оценку относительно непродолжительного руководства государством Ю. В. Андроповым, выделяя его достижения и неудачи.
В представленном исследовании анализируется малоизученный проект реформирования национально-государственного устройства СССР, разрабатывавшийся по поручению Ю. В. Андропова. О том, что такое поручение было сформулировано, рассказал в серии интервью бывший помощник генсека по экономическим вопросам Аркадий Иванович Вольский. Они были опубликованы в период с 2001 по 2006 г. в таких изданиях, как журнал «Босс», «Коммерсантъ», «Московский комсомолец».
К сожалению, в интервью А. И. Вольский не назвал точной даты получения задания по разработке проекта реформирования национально-государственного устройства СССР. Внимательное изучение опубликованных текстов позволит нам определить приблизительные хронологические границы работы над проектом. Как отмечалось выше, Ю. В. Андропов стал генеральным секретарем ЦК КПС в ноябре 1982 г. Маловероятно, что он сразу же решил приступить к такой радикальной реформе в стране. Более вероятным представляется зарождение идеи проекта в новом 1983 г.
Для того чтобы еще более сузить границы обратимся к интервью А. И. Вольского. В них бывший помощник по экономическим вопросам утверждает, что работа над проектом была завершена незадолго до обострения болезни у генсека, которая вынудила его лечь в больницу. Ухудшение состояния здоровья руководителя партии произошло в сентябре 1983 г. Как вспоминал А. И. Вольский, «Закончили, красиво оформили, и тут Юрий Владимирович слег. Не случись этого, успей он одобрить “проект”… [2, с. 555]».
Таким образом, появление идеи и подготовка на ее основе проекта могло произойти только в 1983 г. Важнейшим событием внутрипартийной жизни в этом году был июньский Пленум ЦК КПСС. На нем вновь поднимался вопрос о национальностях в СССР, их положении, а также давались директивы отечественным этнографам относительно их деятельности. Именно актуализация национального вопроса могло стать отправной точкой для поручения создания проекта реформирования национально-государственного устройства страны. В результате получаем период второй половины июня — сентябрь 1983 г., что вполне укладывается в канву последующих событий, описанных А. И. Вольским в своих интервью: работа над проектом, коррективы, привлечение к этой деятельности академика Е. П. Велихова, дальнейшие корректировки и наконец завершение работы.
В чем же суть проекта, о котором вспомнил бывший помощник генсека по экономическим вопросам? К началу 1983 г. в стране существовала серьезная борьба между руководителями республик за размещение предприятий, получение заказов и прочих ресурсов. При подборе кадров на руководящие должности было необходимо соблюдать национальный подход, что сокращало пространство для политических маневров. Усиливались национальные настроения и происходили очаговые столкновения в разных частях государства. Все это заставляло нового генсека обратить внимание на особенности национально-государственного устройства в СССР.
Одним из возможных выходов из сложившегося положения был пересмотр существовавших административно-территориальных границ, который выстраивался бы на основе межрегиональных экономических связей. Именно такое задание получил летом (предположительно в июне) 1983 г. А. И. Вольский. Он должен был создать новую карту государства, которая состояла бы из штатов. В основе организации штата закладывались такие характеристики как: численность населения, производственная целесообразность, растворение титульной нации в новых границах. Всего планировалась создать 15–16 экономических регионов, которые были бы устроены наподобие штатов в США. Их число совпало бы с количеством республик, входящих в состав СССР.
По мере готовности проекта А. И. Вольский показывал их генсеку. Последний вникал во все тонкости устройства будущих штатов государства. Уточнял целесообразность включения той или иной области в штат, внимательно следил за перераспределением заводов между будущими субъектами. К каждому из представленных проектов у Ю. В. Андропова были существенные замечания. В результате было подготовлено от 11 до 15 проектов новой карты СССР. На эту работу был затрачен целый месяц. Все проекты были отвергнуты генсеком [4].
После этого, по словам А. И. Вольского, он привлек к работе академика Е. П. Велихова. Задание было не только сложным, но секретным, так как затрагивало интересы всех 15 республик, входивших в состав СССР. Опираясь на справочные материалы, А. И. Вольский и Е. П. Велихов разработали три варианта нового государственного устройства. Вместо 15–16 экономических регионов у исполнителей проекта получился 41 штат. Работа была завершена к осени 1983 г. Однако, ухудшение здоровья генсека не позволило ему всерьез заняться подготовленным проектом и вынести его на более широкое обсуждение среди партийных и государственных органов.
Таким образом, проект реформированию национально-государственного устройства СССР остался нереализованным. Сложно сказать, насколько он был взвешенным и целесообразным для изучаемого периода. Однако само желание изменить существовавшее устройство свидетельствует об очень серьезном беспокойстве генсека за сложившуюся политику выстраивания национальных отношений, которая уже давала сбои.
Литература:
- Медведев Р. А. Андропов. М., 2012; Семанов С. Н. Юрий Андропов: Генсек из КГБ. М., 2011; Васильев Ю. А. Юрий Андропов. На пути к власти. М., 2018; Синицин И. Е. Андропов вблизи: Воспоминания о временах оттепели и застоя. М., 2015.
- Вдовин А. И. СССР. История великой державы (1922–1991 гг.). М., 2018.
- Фроянов И. Я. Погружение в бездну: (Россия на исходе XX века) — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. — 800 с.
- Завада М., Куликов Ю. Четыре генсека. Аркадий Вольский о Брежневе, Андропове, Черненко и Горбачеве [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/704123 (дата обращения 02.04.2019); Кузьмин Ю., Полянский А. «Я согласен только на должность президента РСПП». [Электронный ресурс] // Интернет-проект «Корпоративный менеджмент». URL: https://www.cfin.ru/press//boss/2001–12/01.shtml?printversion (дата обращения: 02.04.2019); Ростовский М., Озерова М. Спаситель с Лубянки. [Электронный ресурс] // URL: https://www.mk.ru/editions/daily/article/2002/11/19/131108-spasitel-s-lubyanki.html (дата обращения 02.04.2019).