В статье автор говорит о необходимости социализации и адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: инклюзивное образование, социализация, учащиеся.
Выготский Л. С. писал: «Необходимо создать систему обучения, которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно-отсталого в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с ОВЗ нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе». [1.c.264]
Обеспечить качественным образованием, адаптировать детей с особыми образовательными потребностями — цель инклюзивного образования. Важной составляющей выступает эффективность процесса социализации ребёнка. Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с задержкой развития обладают достаточно высокими потенциальными возможностями. Инклюзивное образование — это процесс вовлечения в образовательныйпроцесс и социальную адаптацию. Детей с особыми образовательными потребностями необходимо обучать в общеобразовательных школах. [2. c.31]
Задачи педагогического коллектива нашей школы — создать необходимые условия для учащихся с особыми образовательными потребностями, обеспечить педагогический коллектив профессиональными кадрами. Исключить дискриминацию, наладить совместную работу для преодоления стереотипов в отношении детей с особыми образовательными потребностями. [3.c.67]
Педагоги школы сталкиваются с проблемами позднего выявления диагноза ЗПР из-за несвоевременного обращения родителей в комиссию ПМПК. Нежелание родителей посмотреть проблеме в лицо вполне объяснимо, слепая родительская любовь в данном случае играет отрицательно на процессе своевременного диагностирования заболевания, лечения и социализации ребёнка. Этому способствует несколько причин: нерегулярное посещение мини-центра, вследствие которого дети не получают своевременного развития. Дети большую часть времени проводят в кругу семьи и в результате становятся неподготовленными к самостоятельной взрослой жизни.
В нашей школе обучаются трое учащихся с диагнозом «Задержка психического развития», это дети с речевыми дефектами. Школа становится их единственной возможностью для общения с другими детьми. На уроках педагоги уделяют этим учащимся больше внимания, осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. [4.c.24]
Мама одного из обучающихся говорит: «Я очень благодарна родителям детей, обучающихся вместе с нашими детьми. Родители правильно настроили своих детей на общение с моим сыном, никто из них не дразнит моего ребенка, хотя у него значительный дефект речи. Ведь дети — это зеркало родителей и общества в целом».
В связи с недостаточным словарным запасом у детей возникают затруднения с составлением рассказов и пересказов. Но дети хорошо пишут под диктовку, решают задачи по математике. Во время занятий детям с диагнозом ЗПР никаких особых скидок не делают и стараются их ничем не выделять. Задача коллектива нашей школы состоит в том, чтобы эти дети шли на одном уровне с остальными детьми, чтобы они чувствовали себя равными и ни в чём не ущемленными.
Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счётом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что задержка психического развития проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности Учащиеся заучивают материал путём активных повторений, применяют различные приёмы: слушать, читать, записывать, зарисовывать, опираясь на наглядные пособия.
По словам родителей, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются дети, обучающиеся в школе по программе инклюзивного образования, они с радостью идут на учёбу, понимая, что для них это хороший шанс общения с обычными детьми. В нашем селе все дети во внеурочное время систематически посещают фитнес-клуб, руководством которым занимается методист по спорту. Дети с удовольствием посещают кружки, спортивные секции, участвуют во всех внеклассных мероприятиях.
В течение всего года администрация школы проводит разъяснительную работу с родителями учеников о правилах поведения и отношения к таким учащимся.
Классными руководителями и учителями-предметниками проводятся упражнения на развитие памяти, скорости чтения, чистописания, на переменах дети вместе играют, ходят в столовую, на физкультуру, на уроках стараются помогать своим одноклассникам. Дети находятся внутри коллектива, принимая активное участие в различных конкурсах и мероприятиях. Никаких комплексов у этих детей нет. Они раскрепощенные, не боятся обращаться за помощью к своим одноклассникам.
Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Я думаю, что инклюзивное образование необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья, т. к. оно социализирует и исключает позицию иждивенчества, только надо учитывать личностные возможности каждого ребенка. А для здоровых детей совместное обучение с особыми детьми тоже важно, потому что позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, осознавать, что все равны.
Литература:
- Выготский Л. С. Основы дефектологии, СПб.: Лань, 2003. — с.654
- Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: СОШ № 51 г. Караганда, 31с.
- Д.Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2011.с.67.
- Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан. А. М. Ерсарина//, 2018.с.24