{{{Анализ рабочей концепции одаренности
Буйлова Наталья Львовна, методист
МОУ ДПО «Городской центр развития образования» г. Ярославля
Современное образование базируется на дифференцированном и индивидуальном подходе, которые предполагают учет индивидуальных особенностей детей при выборе форм, методов и содержания образования. В 2010 г. президентом Российской Федерации была утверждена национальная образовательная инициатива «Новая школа». Одним из направлений развития среднего общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей, в рамках которой будет осуществляться поиск, поддержка и сопровождение талантливых детей [4]. Результатом реализации федерального проекта «Развития общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» является модель выявления и сопровождения талантливых детей.
Изучение нормативных документов позволяет говорить о том, что необходимо научное обоснование понятий «одаренность» и «талант», определение признаков одаренности и выявления категорий одаренности. С целью решения данной проблемы по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2003 г. была разработана Рабочая концепция одаренности.
Проблема развития способностей давно изучается зарубежной и отечественной психологией, но из-за отсутствия единства в понимании природы одаренности и ее признаков, остается актуальной в современном научном сообществе.
По мнению Б. М. Теплова при установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия «способность» [2, с. 101]. Под способностью понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности [3, с. 536]. Одаренность характеризует высокий уровень развития способностей.
Согласно Рабочей концепции одаренности, под «одаренностью» понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах детальности по сравнению с другими людьми [5, с. 7].
А. М. Матюшкин выделяет несколько критериев выявления одаренности: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики, степень сформированности, форму проявлений, широту проявлений в различных видах деятельности [1, с. 14].
В Рабочей концепции одаренности выделены несколько критериев для выявления одаренности: вид деятельности, широта проявления в различных видах деятельности, степень сформированности, форма проявления, особенности возрастного развития.
Авторы Рабочей концепции одаренности в зависимости от вида деятельности определяют следующие виды одаренности: в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т. д.); в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, музыкальную, сценическую, литературно-поэтическую и изобразительную одаренность; в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям [5, с. 17].
Но данная классификация не решает в полной мере проблему идентификации одаренности. Для окружающих не является сложностью заметить явное проявление одаренности. Одной из трудностей педагогической деятельности является выявление скрытой, потенциальной одаренности.
По мнению Л. С. Выгодского, признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены при наблюдении за характером деятельности его действий [1, с. 12]. С. Л. Рубинштейн определил признаки одаренности: темпы и легкость усвоения, быстрота продвижения, время проявления способности [6, с. 584]. Данные признаки одаренности были учтены при разработке Рабочей концепции одаренности и отнесены к инструментальному аспекту одаренности: наличие специфических стратегий деятельности, сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, особый тип организации знаний одаренного ребенка, своеобразный тип обучаемости. Авторами также выделен мотивационный аспект одаренности: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; повышенная познавательная потребность; ярко выраженный интерес к тем или иным сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов; высокая требовательность к результатам собственного труда; склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижение; стремление к совершенству [5, с. 16]. Выделение мотивационного аспекта, как признака одаренности, свидетельствует о понимании взаимосвязи развития одаренности с развитием личностных качеств человека.
Проблема выявления одаренных детей связана не только с изучением, фиксацией признаков одаренности, но и с созданием избыточной среды как условия проявления и развития способностей ребенка. Возможной стратегией для раскрытия потенциала ребенка может стать обогащение образовательной среды, предполагающая использование разнообразных форм и методов организации образовательного процесса, средств индивидуализации, расширение образовательного пространства. Реализация данной стратегии предполагает вовлечение детей в разную деятельность.
Положения Рабочей концепция одаренности являются основанием для разработки программ сопровождения одаренных детей в образовательных организациях основного и дополнительного образования, повседневной деятельности педагогов по выявлению и развитию способностей детей в разных видах деятельности.
Литература:
- Блинова В. Л., Блинова Л. Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2010. 56 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F1012726740/Blinova.V.L._.Blinova.L.F..Detskaya.odarennost.Teoriya.i.pdf. Дата обращения: 09.02.2020.
- Дьячкова М. А., Томюк О. Н. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». — Екатеринбург, 2016. — 184 c. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/44244/1/978–5–7186–0774–1_2016.pdf. Дата обращения: 09.02.2020.
- Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/6744437/. Дата обращения: 09.02.2020.
- Рабочая концепция одаренности. — М., 2003. — 34 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf. Дата обращения: 09.02.2020.
- Рубинштейн С. Л. Р82 Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 713 с.