Детское объединение «Северное сияние» - модель ученического самоуправления белоярской школы-интерната Приуральского района Тюменской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Корозникова, А. А. Детское объединение «Северное сияние» - модель ученического самоуправления белоярской школы-интерната Приуральского района Тюменской области / А. А. Корозникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/3/135/ (дата обращения: 16.11.2024).

"Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражда­нами государства, они должны,

возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы".

"Основные принципы еди­ной трудовой школы", 16 октября 1918 г.

Ученическое самоуправление – эта педагогическая технология используется в нашей школе-интернате. С целью поиска путей наиболее полного использования возможностей школы-интерната для раскрытия творческих способностей школьников, стимулирования познавательной активности и творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время в 2004 году создано детское объединение «Северное сияние» - модель ученического самоуправления белоярской школы-интерната Приуральского района Тюменской области.

Это произошло не без помощи педагогов. На первоначальном этапе были взяты следующие основные педагогические принципы отношения к детскому объединению:

1.                 Члены ученического самоуправления имеют не только обязанности, но и права в их осуществлении.

2.                 Ученическому самоуправлению, каждому члену актива – максимум инициативы и доверия.

3.                 Педагоги вместе с детьми включаются в деятельность ученического самоуправления, помогая в организации и осуществлении намеченных дел.

Мы не спешим с введением различных новшеств. Каждый шаг в расширении прав учащихся тщательно обдумываем.

Основная цель ученического самоуправления в нашей школе-интернате – формирование и развитие социально активной, гуманистически направленной личности с    осознанной гражданской позицией, чувством национальной самосознательности. Подготовка учащихся к участию в общественном самоуправлении, сотрудничество с педагогическим коллективом и организация внеурочной деятельности.

            Задачами детского объединения «Северное сияние» являются:

1.                 Формирование разновозрастного коллектива детей для совместной деятельности.

2.                 Воспитание организаторов.

3.                 Сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым, гуманистическим.

В системе ученического самоуправления участвуют более 68% учащихся школы-интерната. Система ученического самоуправления позволила учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе, детская организация «Северное сияние», является координирующим и направляющим звеном учащихся школы-интерната, благодаря которому дети решают вопросы дежурства, общешкольных дел, проведение праздников, участие в конкурсах, фестивалях и т.д.

Приоритетными выбраны следующие направления деятельности: координация деятельности органов ученического самоуправления; контроль за посещаемостью учебных занятий, организация конкурсной работы; организация тематических вечеров, концертов, дискотек; пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий; дежурство по школе, генеральные уборки в классах; создание информационного пространства.

            Структура самоуправления в школе двухуровневая.

Первый уровень: Ученическое самоуправление в классных коллективах. Классное собрание. Совет класса. Рабочие органы самоуправления.

Второй уровень: Совет учащихся школы. Школьные ученические сектора.

Организация самоуправления

1.                                            Первичными коллективами учащихся являются классы. В классах, на классных собраниях открытым голосованием выбирается актив класса по 5 человек, из числа которых выбирается староста класса. За классным коллективом остается право замены членов актива, создание временных творческих групп для проведения какого-то дела, либо чередование поручений.

2.                                            Представители от классов (5 человек) участвуют в общешкольном собрании по выбору общешкольного актива. Из числа старост 9 – 11 классов создан Совет старшеклассников, 2 – 8 классы – Совет старост.

Открытым голосованием выбирается председатель Совета старшеклассников, он же является председателем общего Совета учащихся 2-11 классов, который собирается на заседание 1 раз в четверть, для работы (координация общешкольных дел).

Совет старшеклассников собирается еженедельно, установлен день актива – понедельник.

3.                                             Совет старшеклассников включает:

ü     Учебный сектор

ü     Культмассовый сектор

ü     Спортивный сектор

ü     Трудовой сектор

ü     Пресс-центр

Основные функции рабочих органов самоуправления:

            Планирование и организация деятельности учащихся по конкретному направлению, организация и оценивание результатов соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

Председатель совета

Отвечает за: - подготовка и проведение заседаний, встреч с активами классов;

                - составление графика дежурства по школе;

                - распределение обязанностей при проведении КТД.

Учебный сектор

Отвечает за:   - создание условий для учебной деятельности школьников;

                        - сбор информации об учебном процессе;

                        - проверку дневников, учебников.

Культмассовый сектор

Отвечает за: - организация и проведение конкурсов и выставок;

       - вечеров отдыха, праздников, фестивалей;

       - интеллектуальных игр, выставок.

Спортивный сектор

Отвечает за:   - участие в спортивных мероприятиях;

- сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы;

                        - участие в организации и проведении спартакиады школьников;

                        - определение лучших спортсменов.

Трудовой сектор

Отвечает за:   - уборку помещений школы в конце четверти;

- распределение классов для дежурства по школе;

- помощь администрации в обеспечении порядка в школе;

- проведение субботников;

- дежурство по школе;

- оказание помощи младшим, заботу о ветеранах.

Пресс-центр

Отвечает за:    - участие в праздничных выпусках стенгазет;

                         - подбор видео-, фотоматериалов для тематических вечеров, дискотек;

                         - работа с корреспондентами классов;

                         - формирование имиджа школы;

 - выпуск школьной газеты;

 - обмен информацией с другими организациями.

4.                                            Совет старшеклассников координирует деятельность Совета старост 2-8 классов.

5.                                            Заседания Советов правомочны, если на них присутствуют более 50% старост.

6.                                            Решение, принимаемое Советом, является действительным тогда, когда за него проголосовало большинство присутствующих.

            Основным видом деятельности является коллективная творческая деятельность (КТД) по следующей схеме организации:

ü    Предварительная работа

ü    Коллективное планирование

ü    Коллективная подготовка дела

ü    Проведение КТД

ü    Коллективное подведение итогов

Организация работы органов школьного ученического самоуправления в нашей школе-интернате по системе коллективных творческих дел позволяет активизировать воспитательную работу с ученическим коллективом, готовит школьников решать сложные жизненные вопросы, дает возможность реализовать возможности детей. В конце каждого полугодия Совет учащихся подводит итоги соревнования между классами в соответствии с Положением «Лучший класс года» среди учащихся 2-11 классов на стенде отмечается участие и вклад каждого класса в жизнь школы.  Дети объективно оценивают работу каждого классного коллектива, устраняют недостатки. Итоги подводятся на последней линейке в учебном году и класс, набравший больше всех баллов, получает это звание.

Наш вариант модели самоуправления предполагает распределения обязанностей между секторами, координацию дел старших и младших, что создает взаимосвязь всех подструктур, передачу традиций, знаний и умений в организаторском деле. Наряду с основными органами ученического самоуправления для решения конкретных дел создаются временные советы – вся эта работа позволяет активизировать учащихся школы-интерната, помогает не только в решении текущих общешкольных дел, но и осуществляет преемственность поколений.

                                                                                                                                 

           

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. -  М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

2.      Крылова Н. Школьное самоуправление: перед выбором пути. /Журнал «Народное образование» №7.2002.

3.      Поверенная О. Как спланировать воспитательную работу. /Журнал «Народное образование» №6.2003.

4.      Прутченков А.С. "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении"  /Учебно-методическое пособие. Москва, 2003.

5.      Справочник заместителя директора по воспитательной работе. /Под ред. Байкова Л.А. – М.: Центр «Педагогический поиск». 2002.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ученическое самоуправление, воспитательная работа, класс, Совет старшеклассников, детское объединение, школа, классный коллектив, культмассовый сектор, спортивный сектор, трудовой сектор.


Ключевые слова

школа, класс, классный коллектив, ученическое самоуправление, совет старшеклассников, детское объединение, культмассовый сектор, спортивный сектор, трудовой сектор, учебный сектор, творческая способность школьников

Похожие статьи

Задать вопрос