"Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны,
возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы".
"Основные принципы единой трудовой школы", 16 октября 1918 г.
Ученическое самоуправление – эта педагогическая технология используется в нашей школе-интернате. С целью поиска путей наиболее полного использования возможностей школы-интерната для раскрытия творческих способностей школьников, стимулирования познавательной активности и творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время в 2004 году создано детское объединение «Северное сияние» - модель ученического самоуправления белоярской школы-интерната Приуральского района Тюменской области.
Это произошло не без помощи педагогов. На первоначальном этапе были взяты следующие основные педагогические принципы отношения к детскому объединению:
1. Члены ученического самоуправления имеют не только обязанности, но и права в их осуществлении.
2. Ученическому самоуправлению, каждому члену актива – максимум инициативы и доверия.
3. Педагоги вместе с детьми включаются в деятельность ученического самоуправления, помогая в организации и осуществлении намеченных дел.
Мы не спешим с введением различных новшеств. Каждый шаг в расширении прав учащихся тщательно обдумываем.
Основная цель ученического самоуправления в нашей школе-интернате – формирование и развитие социально активной, гуманистически направленной личности с осознанной гражданской позицией, чувством национальной самосознательности. Подготовка учащихся к участию в общественном самоуправлении, сотрудничество с педагогическим коллективом и организация внеурочной деятельности.
Задачами детского объединения «Северное сияние» являются:
1. Формирование разновозрастного коллектива детей для совместной деятельности.
2. Воспитание организаторов.
3. Сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым, гуманистическим.
В системе ученического самоуправления участвуют более 68% учащихся школы-интерната. Система ученического самоуправления позволила учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе, детская организация «Северное сияние», является координирующим и направляющим звеном учащихся школы-интерната, благодаря которому дети решают вопросы дежурства, общешкольных дел, проведение праздников, участие в конкурсах, фестивалях и т.д.
Приоритетными выбраны следующие направления деятельности: координация деятельности органов ученического самоуправления; контроль за посещаемостью учебных занятий, организация конкурсной работы; организация тематических вечеров, концертов, дискотек; пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий; дежурство по школе, генеральные уборки в классах; создание информационного пространства.
Структура самоуправления в школе двухуровневая.
Первый уровень: Ученическое самоуправление в классных коллективах. Классное собрание. Совет класса. Рабочие органы самоуправления.
Второй уровень: Совет учащихся школы. Школьные ученические сектора.
Организация самоуправления
1. Первичными коллективами учащихся являются классы. В классах, на классных собраниях открытым голосованием выбирается актив класса по 5 человек, из числа которых выбирается староста класса. За классным коллективом остается право замены членов актива, создание временных творческих групп для проведения какого-то дела, либо чередование поручений.
2. Представители от классов (5 человек) участвуют в общешкольном собрании по выбору общешкольного актива. Из числа старост 9 – 11 классов создан Совет старшеклассников, 2 – 8 классы – Совет старост.
Открытым голосованием выбирается председатель Совета старшеклассников, он же является председателем общего Совета учащихся 2-11 классов, который собирается на заседание 1 раз в четверть, для работы (координация общешкольных дел).
Совет старшеклассников собирается еженедельно, установлен день актива – понедельник.
3. Совет старшеклассников включает:
ü Учебный сектор
ü Культмассовый сектор
ü Спортивный сектор
ü Трудовой сектор
ü Пресс-центр
Основные функции рабочих органов самоуправления:
Планирование и организация деятельности учащихся по конкретному направлению, организация и оценивание результатов соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.
Председатель совета
Отвечает за: - подготовка и проведение заседаний, встреч с активами классов;
- составление графика дежурства по школе;
- распределение обязанностей при проведении КТД.
Учебный сектор
Отвечает за: - создание условий для учебной деятельности школьников;
- сбор информации об учебном процессе;
- проверку дневников, учебников.
Культмассовый сектор
Отвечает за: - организация и проведение конкурсов и выставок;
- вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
- интеллектуальных игр, выставок.
Спортивный сектор
Отвечает за: - участие в спортивных мероприятиях;
- сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы;
- участие в организации и проведении спартакиады школьников;
- определение лучших спортсменов.
Трудовой сектор
Отвечает за: - уборку помещений школы в конце четверти;
- распределение классов для дежурства по школе;
- помощь администрации в обеспечении порядка в школе;
- проведение субботников;
- дежурство по школе;
- оказание помощи младшим, заботу о ветеранах.
Пресс-центр
Отвечает за: - участие в праздничных выпусках стенгазет;
- подбор видео-, фотоматериалов для тематических вечеров, дискотек;
- работа с корреспондентами классов;
- формирование имиджа школы;
- выпуск школьной газеты;
- обмен информацией с другими организациями.
4. Совет старшеклассников координирует деятельность Совета старост 2-8 классов.
5. Заседания Советов правомочны, если на них присутствуют более 50% старост.
6. Решение, принимаемое Советом, является действительным тогда, когда за него проголосовало большинство присутствующих.
Основным видом деятельности является коллективная творческая деятельность (КТД) по следующей схеме организации:
ü Предварительная работа
ü Коллективное планирование
ü Коллективная подготовка дела
ü Проведение КТД
ü Коллективное подведение итогов
Организация работы органов школьного ученического самоуправления в нашей школе-интернате по системе коллективных творческих дел позволяет активизировать воспитательную работу с ученическим коллективом, готовит школьников решать сложные жизненные вопросы, дает возможность реализовать возможности детей. В конце каждого полугодия Совет учащихся подводит итоги соревнования между классами в соответствии с Положением «Лучший класс года» среди учащихся 2-11 классов на стенде отмечается участие и вклад каждого класса в жизнь школы. Дети объективно оценивают работу каждого классного коллектива, устраняют недостатки. Итоги подводятся на последней линейке в учебном году и класс, набравший больше всех баллов, получает это звание.
Наш вариант модели самоуправления предполагает распределения обязанностей между секторами, координацию дел старших и младших, что создает взаимосвязь всех подструктур, передачу традиций, знаний и умений в организаторском деле. Наряду с основными органами ученического самоуправления для решения конкретных дел создаются временные советы – вся эта работа позволяет активизировать учащихся школы-интерната, помогает не только в решении текущих общешкольных дел, но и осуществляет преемственность поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
2. Крылова Н. Школьное самоуправление: перед выбором пути. /Журнал «Народное образование» №7.2002.
3. Поверенная О. Как спланировать воспитательную работу. /Журнал «Народное образование» №6.2003.
4. Прутченков А.С. "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении" /Учебно-методическое пособие. Москва, 2003.
5. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. /Под ред. Байкова Л.А. – М.: Центр «Педагогический поиск». 2002.