Основные факторы инновационного развития Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Статья просмотрена: 2276 раз

Библиографическое описание:

Степанова, Н. А. Основные факторы инновационного развития Республики Саха (Якутия) / Н. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 84-94. — URL: https://moluch.ru/archive/3/206/ (дата обращения: 20.12.2024).

Устойчивый природно-ресурсный потенциал обусловил модель экономического развития республики. Современная экономика Якутии базируется на добывающих отраслях промышленности, на добыче разведанных природных ископаемых – алмазов, золота, угля, природного газа, нефти, сурьмы, олова, и др. К отраслям специализации региона относятся алмазодобывающая, формирующая до федерализации алмазной компании «АЛРОСА» более 70% доходов республики; электроэнергетика, на долю которой приходится 15% промышленного производства республики; топливная, объемы производства которой пока не превышают 14% общего объема промышленности. Интенсивное развитие нефтедобывающей, газовой и нефтеперерабатывающей отраслей позволит к 2010 г. создать в республике крупный центр по добыче и транспортировке нефти с годовым объемом в 5,1 млн. тонн, доля нефтегазовой отрасли достигнет в ВРП более 11 %, к 2020 г. – более 20% [6, С.82].

В структуре экспорта также устойчиво преобладают сырьевые ресурсы – в общем объеме  экспорта товаров алмазы, бриллианты и каменный уголь в совокупности составили по итогам 2004 г. 99,8%.

Не являясь бюджетообразующей отраслью и, тем более, рентабельной в условиях Севера, сельское хозяйство всегда оставалось приоритетом регионального развития. В современных условиях агропромышленный комплекс республики является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в ДФО, формируя, наряду с развитием базовых отраслей промышленности, ядро промышленного производства региона и играя фундамен­тальную роль в социально-экономическом развитии региона.

Республика Саха (Якутия) за последние годы сохраняет положительную динамику основных макроэкономических показателей. По итогам 2007 года реальный рост ВРП составил 119,6% к 2001 году, промышленного производства – 110,5%, инвестиций в основной капитал – в 5,5 раза, реальных доходов населения – 159,7%.

По абсолютным значениям показателей ВРП и промышленного и сельскохозяйственного производства на душу населения Республика стабильно входит в первую десятку регионов России [9]. Таким образом, в республике в течении последних лет наблюдаются положительные тенденции развития экономики.

Таблица 1

Динамика основных макроэкономических показателей

Республики Саха (Якутия), в сопоставимой оценке, в % к предыдущему

Показатель

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Индекс промышленного производства

102,4

102,5

112,5

93,4

100,0

100,2

В т.ч. без учета добычи алмазов

 

 

 

93,1

99,5

95,4

Динамика объема инвестиций в основной капитал

100,4

107,1

105,7

130,2

102,1

2р.

Темп роста объемов строительных работ

89,0

104,2

109,2

113,5

107,2

125,1

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства

101,6

102,2

100,0

103,5

95,2

100,5

Динамика оборота розничной торговли

107,0

125,1

102,3

105,5

108,6

106,8

Динамика объема платных услуг населению

112,8

113,1

109,9

105,7

106,9

107,1

Доля убыточных средних и крупных предприятий

57,0

53,1

51,4

43,3

43,5

39,5

Источник: по данным ТО ФСГС РФ по РС(Я)

В рейтинге российского агентства «Эксперт РА» республика находится в двадцатке  инвестиционно-привлекательных регионов России (18 место среди 85 субъектов Федерации) и входит в группе 2В, т.е. является регионом со средним уровнем инвестиционного потенциала и с умеренным уровнем риска. Сдерживающими рост инвестиционной привлекательности являются преимущественно природно-климатические и географические факторы.

Однако, темпы роста основных экономических показателей республики несколько ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Негативным показателем является ежегодное увеличение этого разрыва. По итогам 2007 г. рост ВВП России составил 7,6% против 2% в республике. Более значителен разрыв в промышленности: 6% по РФ против фактически уровня 2006 года в Республики Саха (Якутия) – 0,1% [5]. При этом, темп роста реальных доходов населения республики ниже, чем в среднем по России (в 2007 г. - 5,6% и 12,5% соответственно), значителен удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (19,9% против 14,4% среднего по РФ).

Основной проблемой снижения темпов экономического роста республики за последние 5 лет состоит в том, что здесь еще не смогли быть задействованы в полную мощь источники экономического роста, кроме добычи алмазов и угля. В отраслевом разрезе, недостаточные темпы экономического роста обусловлены низкой эффективностью золотодобывающего сектора, кризисом алмазогранильной отрасли в период 2006-2007 гг., низкой конкурентоспособностью и снижению объемов производства местной продукции (пищевой и  швейной промышленности), низкой эффективностью сельского хозяйства.

Основной тенденцией экономического развития Республики Саха (Якутия), определяющей вектор и характер ее инновационного развития на период 2007-2020 гг. является масштабная диверсификация экономики республики в соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), нацеленная на ускорение социально-экономического развития республики на основе ее потенциала.

Стратегические приоритеты в экономическом развитии республики заключаются в создании условий для стабильной работы действующих базовых отраслей на основе технологической модернизации; создании новых подотраслей горнодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса на базе реализации ряда крупномасштабных инвестиционных проектов; ускоренном развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.

Поддержание базовых отраслей

Инфраструктурные проекты

Создание новых отраслей

Алмазодобыча

Добыча драгметаллов

Лесопромышленный комплекс

АПК

Угледобыча

Строительство

ЮЯГЭК

Железная дорога

Развитие автодорог

Развитие трубопроводного транспорта

ЕНЭС

Металлургия

Добыча железной руды

Нефтегазодобыча

Газохимия

Добыча урана

Добыча полиметаллических руд

Нефтегазопереработка

Стройиндустрия

Туризм

Развитие экономики (рост ВРП в 2,8 раза к уровню 2005 г.)

Рост уровня жизни населения

(рост реальных доходов населения в 3,6 раза к уровню 2005 года)

Рис. 1. Перспективное развитие отраслей экономики РС(Я)

Вторым по значимости фактором, определяющим инновационное развитие республики, является высокий научно-технический потенциал региона. Выполнение исследований и разработок в научно-инновационной системе (НИС) региона обеспечивается совокупностью исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и внедренческих организаций, промышленных предприятий, вузов и других учреждений, которые являются основой формирующейся научно-инновационной системы региона.

Во-первых, в республике сохраняется положительная динамика роста числа организаций, занятых в научной деятельности. За период 1990-2006 гг. количество учреждений, специализирующихся в сфере НИОКР увеличилось почти в 1,5 раза. В настоящее время на территории республики образовано свыше 40 научно-производственных и межотраслевых объединений.

Во-вторых, здесь накоплен уникальный опыт решения разнообразных задач жизнеобеспечения и жизнедеятельности в условиях Севера и вечной мерзлоты. Научные исследования нацелены на решение социально-экономических задач региона и традиционно обслуживают горнопромышленный, агропромышленный, строительный и транспортный комплексы региона. Реорганизация системы финансирования НИОКР (введение системы государственного заказа) усилила данную тенденцию, и привела к повышению доли прикладных исследований в общем объеме исследований. Среди научных организаций лидируют в этой сфере Институт физико-технических проблем Севера СО РАН, Институт горного дела Севера СО РАН, Институт неметаллических материалов и др. Значительные возможности для развития фундаментальных и прикладных исследований имеются в вузах республики. В тематике НИОКР ВУЗов примерно четвертую часть составляют фундаментальные исследования, 60 % - прикладные исследования, более 15 % - научные разработки.

В-третьих, до последнего времени в республике максимально эффективно использовалась благоприятная макроэкономическая ситуация для государственной поддержки исследовательского сектора. В условиях передачи республиканской науки в ведение Российской Федерации одним из механизмов стимулирования инновационной деятельности в секторе науки является Государственный заказ на научно-техническую продукцию, ежегодно формирующийся Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), а также обязательное научное обеспечение республиканских целевых программ.

В целях повышения экономической заинтересованности в использовании результатов научно-технических разработок при решении социально-экономических задач с 2006 года ведется разработка нормативных правовых документов, ориентированных на внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, начальным этапом которого стал поэтапный переход научных учреждений республики на программно-целевой принцип планирования и финансирования научно-исследовательских работ. В 2005г. на 50% финансирование, в 2006 г. – 75-ти%, с 2007 – 100% переход на государственный заказ на НИР и ОКР.

Высокий научно-технический и кадровый потенциал республики, действующих механизмов сопряжения науки с проблемами социально-экономического развития, использования благоприятной макроэкономической ситуации для поддержки инновационной деятельности позволяют выделить Республику Саха (Якутия) как регион с высоким инновационным потенциалом [7, С.83-94.].

В то же время, проблемами данного сектора являются:

·             недостаточный объем финансирования прикладных  исследований (в 2007 г. доля затрат на исследования и разработки в РС (Я) составила 0,6% в расходной части бюджета субъекта против 2,5% РФ) при значительном сокращении объемов финансирования из республиканского бюджета начиная с 2006 гг.

·             снижение числа занятых (за период 1990-2006 гг. численность занятых в конструкторско-технологических и проектных организациях уменьшилась в 1,5 раза, в научно-исследовательском секторе – в 1,2 раза) и сокращение исследовательского состава в возрасте от 30 до 59 лет;

·             слабая материально-техническая база науки и рост уровня износа основных фондов в отрасли. Основные фонды отрасли включают в себя, помимо зданий и сооружений, опытно-экспериментальное оборудование, средства автоматизации и вычислительную технику, научные приборы и пр., обеспечивающие воспроизводство новых научных знаний и технических нововведений. В структуре затрат преобладают текущие, капитальные затраты по итогам 2006 г. составили всего 15 млн. руб. По итогам 2006 г. степень износа ОФ науки составила 49,8 %, удельный вес машин и оборудования в стоимости ОФ – 26,1%. 

·             снижение результативности прикладных исследований и разработок, определяемой числом поданных заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за последнее десятилетие. Так, в 1997 году было подано 93 заявки на регистрацию изобретений, в 2005-м г. – 11. По итогам выполнения научно-технических работ по государственному заказу в 2003 году только 44 научно-технические работы имели конечный результат в виде незапатентованных технологий, патентов и ноу-хау, что составляет 35%  от общего объема выполненных работ;

·             недостаточное количество заказов от предпринимательского сектора. Бюджет остается основным источником финансирования НИОКР (82,3% внутренних затрат на исследования и разработки).

Ведущим фактором перехода на инновационный путь развития, задействования инновационных факторов экономического роста в современных условиях выступает качество человеческого капитала, которое определяется уровнем профессионального образования. В структуре занятых в экономике Республике Саха (Якутия) наблюдается положительная тенденция роста числа  работников с высшим образованием (24,8% занятых в экономике). Работники со средним профессиональным составили 26,4%, со средним полным образованием – 26,2% всех занятых в экономике. Воспроизводство кадров различной квалификации осуществляется в Республике Саха (Якутия) системой профессионального образования, представленной учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, послевузовского образования.

Таблица 2

Количество учреждений

1995

2000

2005

Учреждения  начального профессионального  образования  -  всего, в том числе:

32

31

34

Учреждения профессионального образования

20

22

29

Высшие учебные заведения

4

8

9

 

Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в республике осуществляется по 94 направлениям и специальностям (в ДВФО по 140 специальностям, всего по России их 433) 9-ю высшими учебными заведениями и 42 филиалами и представительствами ВУЗов. Основным ВУЗом республики является Якутский Государственный университет им. М.К. Амосова, который по итогам 2005 г. готовит специалистов высшей квалификации по 2 направлениям и 57 специальностям.

Характерной чертой является рост объема подготовки и числа обучающихся по программам среднего и высшего профессионального образования. За последние 10 лет число обучающихся по среднему специальному образованию выросло в 1,6 р., по высшему – в 3. Сильной стороной системы образования является качество профессорско-преподавательского состава высших и средних учебных заведений республики. Возрастной состав благоприятный, 62,9% составляют лица в возрасте от 30-60 лет, наблюдается позитивная динамика удельного веса преподавателей с ученой степенью.

Позитивным моментом, влияющим на активизацию инновационного  предпринимательства является наличие крупных образовательных учреждений, направленных на удовлетворение потребностей экономики республики и учитывающий ее динамику, наличие инструментов управления процессами подготовки кадров, нацеленной на удовлетворение локального рынка труда в условиях модернизации экономики и образования Республике Саха (Якутия) в республике и за ее пределами. Широкое применение новых материалов и внедрение современных технологий в производстве и распределении, адаптированных к особым климатическим условиям северных территорий, повышение требований к качеству, требующее повышения уровня квалификации рабочих и управленцев, также является позитивным моментом.

Особое значение малого предпринимательства в условиях Севера обусловлено объективными факторами: малонаселенностью территорий, ограниченным рынком сбыта товаров и услуг, неразвитостью инфраструктуры, необходимой для крупного производства. Кроме того, мобильность и гибкость предпринимательских структур обеспечивает лучшую адаптацию хозяйствования в условиях Севера [3].

Поддержка этого сектора экономики было и остается одним из основных направлений социально-экономической политики Республики Саха (Якутия). Основным инструментом реализации политики поддержки малого предпринимательства является целевая программа. Первая республиканская целевая программа поддержки малого предпринимательства была принята в 1995 году и начиная с 1998 г. объемы бюджетного финансирования данного направления постоянно увеличивались. В настоящее время реализуется седьмая Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в РС (Я) на 2007-2011 гг.», включающая подпрограмму «Поддержка малого предпринимательства на 2007-2011 гг.».

В 2000 году создан орган исполнительной власти – Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), осуществляющий государственную политику в сфере поддержки малого предпринимательства. За период с 2000 по 2005 гг. на поддержку предпринимательства из бюджета РС (Я) было выделено  312,5 млн. рублей,  в 2007 году объем финансирования программы составил 59,7 млн. руб. [8, с.32] 

Государственная политика республики нацелена на рост числа субъектов малого предпринимательства и повышение экономической, социальной и бюджетной эффективности сектора. Одной из основных задач на среднесрочную перспективу является  передача основных функций поддержки субъектов предпринимательства на муниципальный уровень. Стратегия государственной поддержки малого предпринимательства в республике основана на сочетании политики протекционизма малых предприятий в приоритетных направлениях и умеренного регулирования сектора в целом, основанного на формировании благоприятных рыночных условий и развитию конкурентных отношений.  В целях дифференциации поддержка осуществляется по принципу заявочности, конкурсного отбора и пакетного подхода к малым предприятиям в приоритетных направлениях, стартующим субъектам предпринимательства, иным субъектам малого предпринимательства.

Приоритетными направлениями являются поддержка малых предприятий в отраслях – сфере производства, туризма и платных услуг населению, в сфере экспортно-ориентированных производств; в удаленных и труднодоступных территориях – арктических улусах и сельской местности; стартующих субъектов предпринимательства. С 2007 внедрены механизмы поддержки малых предприятий в приоритетных направлениях: путем субсидирования затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности и обеспечения залогов по привлекаемым кредитам; стартующим компаниям – имущественная поддержка и субсидирование. Общий режим поддержки включает мероприятия консультационной, организационной, информационной и образовательной поддержки [11-17].

В целях обеспечения поддержки малого предпринимательства в республике создана эффективная двухуровневая инфраструктура, включающая в себя объекты информационного обеспечения, Школы бизнеса в городах Якутске, Нерюнгри и Мирном, консультационные структуры. Действует двухуровневая система финансово-кредитной поддержки, включающая в себя республиканский Фонд поддержки малого предпринимательства, 32 улусных и городских фонда и лизинговую компанию ОАО «Сахализинг». Создаются Центры развития малого бизнеса, нацелены на комплексную поддержку сельских предпринимателей, в 2005 году осуществляется имущественная поддержка малого предпринимательства в действующем бизнес-инкубаторе. Создано 30 общественных организаций предпринимателей, объединенных по территориальному или по отраслевому признакам. В целях эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и малого бизнеса в 2001 г.  был создан Координационный Совет  по поддержке и развитию предпринимательства при Президенте Республики Саха (Якутия).

В Республике Саха (Якутия) имеется эффективно действующая институциональная система поддержки субъектов малого предпринимательства, наработаны основные механизмы прямой и косвенной поддержки малого предпринимательства. Основной текущей задачей является разработка и принятие Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)» в связи с вступлением в силу ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)».

Инновационный характер развития экономики и социальной сферы в Республике Саха (Якутия) отмечается в основных региональных законодательных актах. Основополагающим документом в области инновационной политики республики является Концепция  инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года.

Целью инновационной  политики определено повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе экономики на инновационный путь роста. Критерием достижения этой цели является повышение доли инновационной продукции в общем объеме валового регионального продукта.

Основными задачами в сфере инновационной политики Концепцией определены:

-        формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей ее активность;

-        финансово-экономическая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;

-        формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;

-        подготовка кадров в области менеджмента инноваций.

Реализация инновационной политики подразумевает исполнение следующих принципов: приоритетности, первоочередного осуществления инновационных проектов и программ; эффективности, обуславливает необходимость применения новых технологий, техники и организации производства, характеризующихся высокой экономической и социальной эффективностью, высокой окупаемостью инновационных затрат; экологичности, что требует разработки и внедрения нововведений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, недопущения экологического ущерба и достижения высокого экологического эффекта в результате осуществления инновационных процессов; комплексности, выражающий возможности развития научно-инновационных систем и инновационных циклов создания и распространения нововведений в социально-экономических комплексах; регионального подхода, предполагающий преимущественное создание и использование нововведений с наиболее полным учетом экстремальных природно-климатических и специфических социально-экономических условий республики с целью уменьшения и преодоления их отрицательного влияния на экономику.

Нормативно-правовая база инновационной деятельности разработана в части регулирования научно-технической деятельности и включает в себя пакет документов: закон о науке и научно-технической политике в Республике Саха (Якутия); Концепцию государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года; Концепцию инновационной политики РС (Я) на период до 2010 года и план мероприятий по ее реализации. Решением Совета по науке при Президенте утверждены приоритетные направления развития науки и техники РС (Я) на период до 2010 года и перечень критических технологий.

Финансово-экономическая поддержка инновационного предпринимательства включает в себя: развитие фондового рынка, обеспечение доступа к кредитным источникам финансирования, стимулирование инвестиций в инновационную сферу; государственное субсидирование и налоговое стимулирование. Среди финансовых механизмов стимулирование инновационной деятельности малых компаний, действующих в Республике Саха (Якутия) можно выделить механизм бюджетного финансирования НИОКР по приоритетным направлениям развития науки и техники, нацеленные на решение прикладных социально-экономических задач; механизм стимулирования инвестиционной деятельности.  

Единственным действующим механизмом развития инновационного предпринимательства является долевое финансирование малых компаний из средств Федерального фонда поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФПМФПНТС) и республиканского бюджета. На основании   соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и  ФПМФПНТС средства на поддержку малых предприятий выделяются из средств предусмотренных Министерством науки и профессионального образования  РС (Я).

В настоящее время в экономике Республики Саха (Якутия), по сравнению с ведущими научными городами страны наблюдается достаточно низкий уровень предпринимательской активности в области инноваций и результативности инновационной деятельности. Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью составил по итогам 2004 года – 5 % [1]. По статистическим данным, в 2006 году объем произведенной предприятиями предприятиями всех форм собственности инновационной продукции составил 355,9 млн. руб., что составило менее 1% производимой предприятиями республики промышленной продукции. Объем услуг инновационного характера составил по итогам 2006 г. 49,3 млн. руб. или 1,64% от общего объема выполненных собственными силами работ и услуг.

Таблица 3

Удельный вес отгруженной инновационной продукции инновационно-активных организаций по формам собственности

Источник: расчитано автором по: Наука в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник/ТО ФСГС по РС (Я) – Я., 2007. - 59 с.- С.51

Число инновационно-активных предприятий составило по итогам 2006 года – 25 ед. Общую картину инновационных процессов в регионе продолжают определять отрасли: добывающая, пищевая промышленность, электроэнергетика и связь, где формируется до 95% инновационной продукции и 99% затрат на инновационную деятельность.

Объем инновационных затрат на  технологические инновации предприятий РС (Я) составил в 2006 году 2083,8 млн. руб. Отраслевая структура затрат на инновации отличалась высокой степенью концентрации, вплоть до 2005 года до 97,1% затрат приходилось на  предприятия по добыче алмазов. Начиная с 2006 г. наблюдается диверсификация инновационных затрат.  Для предприятий Республики Саха (Якутия) в целом характерным является ориентация на процессные инновации, то есть на совершенствование технологических процессов производства, освоение новых производственных методов. Текущая  инновационная деятельность предприятий практически не связана со сферой НИОКР. В структуре затрат преобладают процессные инновации, по итогам 2006 г. они составили 1928 млн. руб (92,5% всех инновационных затрат предприятий промышленности), и были направлены на приобретение машин и оборудования.

Главным источником финансирования остаются собственные средства предприятий. В целом по республике самофинансирование остается основным источником покрытия затрат на инновации – 1324,8 млн. руб. (или 63,6% от общего объема затрат в 2006 году). Бюджетное финансирование из республиканского и местных бюджетов составило 2,9 млн. руб. Наблюдается более активное использование внешних источников финансирования инноваций, преимущественно кредитных – 753,3 млн. руб. (36,15% общих инновационных затрат).

Таким образом, можно констатировать, что в секторе крупных и средних компаний республики ярко выражена ориентация на инновационную деятельность, связанную с повышением технологического уровня производства и состоящую в обновлении производственных мощностей. Это тенденция, объективно обусловленная высокими показателями износа и устаревания основных производственных фондов в промышленности, активизацией инвестиционных процессов в регионе, с учетом реализации мероприятий Схемы в период 2008-2012 гг.  будет усиливаться. Характер инновационной деятельности предприятий базовых отраслей промышленности, безусловно, становится основой формирования инновационной системы региона.

В настоящее время происходит процесс постепенной трансформации существовавшей административной инфраструктуры в рыночно-ориентированную. Процесс ее формирования происходит под влиянием процессов внедрения рыночных отношений во все сферы общества и определяется инновационной политикой проводимой на всех уровнях.

Традиционно в экономике под инфраструктурой понимают совокупность систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства, либо для обеспечения условий жизнедеятельности общества [2]. Инновационной инфраструктурой определяется совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности. Выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры: финансовая, производственно-технологическая (или материальная), информационная, экспертно-консалтинговая.

Инновационная инфраструктура в г.Якутск и Республике Саха (Якутия) характеризуется наличием всех ее составляющих, широким спектром услуг, предоставляемых элементами инфраструктуры; различным уровнем развития элементов инфраструктуры в части рыночной ориентации; отсутствием формальных и неформальных взаимосвязей, бессистемностью и нескоординированностью деятельности отдельных элементов.

Проблемой является слабое развитие основного элемента инфраструктуры инновационной деятельности, являющихся производственно-технологической составляющей – технопарков, инкубаторов бизнеса и технологий, инновационно-технологических центров и т.п., нацеленных на создание условий для доступа малых и средних предприятий к производственным ресурсам. В г. Якутск действует два технопарка, однако ни один из них не располагает производственными площадями и другими ресурсами для размещения и развития производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

В результате, несмотря на наличие высокого научно-технологического потенциала, благоприятной экономической конъюнктуры, эффективность инновационной деятельности в регионе, выражающаяся в объемах отгруженной инновационной продукции предприятий региона; числе зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности в регионе; числе создаваемых малых предприятий; уровне инновационной активности предприятий и организаций индикаторах, остается на низком уровне.

Таким образом, для обеспечения высоких темпов развития инновационной деятельности, что внесет свой вклад в удвоение ВРП, повышение уровня жизни населения, устойчивости экономического роста, необходимо развитие именно этой составляющей инновационной инфраструктуры региона в целом.

Таблица 4

Основные элементы инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)

Организация

Описание

Консалтинговая составляющая

Территориальный орган Госстандарта России – центр стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС)

 

Проведение исследовательских, сертификационных, сравнительных испытаний; сертификация продукции и услуг; информационное обслуживание предприятий и населения;  осуществление государственного надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и обеспечением единства измерений.

ТПП РС (Я)

Филиал, неаккредитованный территориальный орган ТПП РФ, направления деятельности: защита интеллектуальной собственности; аккредитация иностранных фирм.

Патентных поверенных нет

Центр Трансфера технологий ЯГУ

Структурное подразделение ЯГУ. Основная задача  - диффузия знаний и коммерциализация технологий (передача технологий, патентов, лицензий на запатентованную промышленную собственность, а также лицензий на не запатентованные виды промышленной собственности).

ООО «Консалтинг+»

Бизнес-планирование, бухгалтерский учет; консультации по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, коммерческого права; налоговое планирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности

Информационная

Якутский центр научно-технической информации (региональное отделение единого информационно-технологического комплекса «Росинформресурс»

Участие в пополнении и распространении:

БД «Научно-технические разработки России»;

адресно-справочной БД «Промышленная продукция России»

РАМИ «Приоритет»

Основные виды деятельности:

информация по банку данных зарубежных фирм; межотраслевая информация по различным областям знаний;

информационно-аналитическая продукция;

консалтинг  по вопросам создания и охраны объектов интеллектуальной собственности

Производственно-технологическая составляющая

Инкубатор бизнеса

Имущественная и организационная поддержка стартующих субъектов малого предпринимательства

ГУ «Технопарк Якутия» при Министерстве науки и профессионального образования

Содействие формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты НИОКР региона;

Создание и координация инфраструктуры инновационной деятельности (фирм-субподрядчиков, действующих в интересах компаний-клиентов технопарка);

Выступать в качестве механизма реализации региональной политики, направленной на перестройку промышленности на основе новых технологий;

Содействие сотрудничеству между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью;

Содействие созданию новых источников доходов для сектора науки и образования.

Технопарк ЯГУ им. М.К. Аммосова

 

Структурное подразделение ЯГУ. Положением предусмотрены следующие цели:

развитие инновационной деятельности ЯГУ;

инкубирование малых предприятий на основе результатов НИОКР университета.

Около 20 научно-производственных лабораторий

Основной формой коммерциализации разработок якутских ученых является создание в структуре научно-исследовательских институтов  научно-производственных лабораторий,  созданных «под проект». В частности, ОПХ ЯНИИСХ; Научно-производственный участок ИФТПС СО РАН;

Научно-производственный участок ИБПК СО РАН; НПК ООО «Монолит», цех по сборке компьютеров ЯГИТИ и др. 

 

Список литературы

 

  1. Аналитическая записка об инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) в 2004 году.
  2. Большой энциклопедический словарь. СПб.: «Норинт», 2001.
  3. Борисов Е.А., Галичанин Е.Н., Уваров В.А., Штыров В.А. Северо-Восток России: региональная экономика и управление. Под ред. д.э.н. Борисова Е.А. , д.э.н. Уварова В.А. Монография: 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Финтрекс. – 2006 г. – 624 с.
  4. Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штырова на заседании Правительства РФ 8 февраля 2007 года  
  5. Доклад Министра экономического развития РС (Я) на заседании Коллегии Министерства 29 декабря 2007 года
  6. Егоров Е.Г. Север России: экономика, политика, наука. Якутск, ИРЭ АН РС(Я), 2006 г., 560 С.
  7. Заусаев В.К., Быстрицкий С.П., Бурдакова Г.И. Инновационное развитие восточных регионов России: реалии и перспективы.//Дальневосточный международный экономический форум. В 8 т. Т. 6. Стимулирование инновационной деятельности как необходимое условие конкурентоспособности экономики Сибири и Дальнего Востока: материалы. круглого стола. /Правительство Хабаровского края. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2006. - 247 с.: ил.
  8. Итоги министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) за 2007 год. - Я., 2007. - 79 с.
  9. Концепция Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года.
  10. Наука в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник/ТО ФСГС по РС (Я) – Я., 2007. - 59 с.- С.51
  11. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.03.2007 №75 «Об утверждении правил размещения субъектов малого предпринимательства в Бизнес-инкубаторе Республики Саха (Якутия)»
  12. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11. 2007 г. «Об утверждении Порядка предоставления поручительств коммерческим  банкам, лизинговым компаниям при заключении сделок с микрофинансовыми организациями, субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения».
  13. Постановление Правительства РС(Я) от 02.07. 2007 №291 «Об утверждении Порядка предоставления субъектам малого предпринимательства компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в банках на территории Российской Федерации, и уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя»;
  14. Постановление Правительства РС(Я) от 02.07.2007 Об утверждении Порядка предоставления субсидий на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги) предназначенные для экспорта;
  15. Приказ МПРТиЗ РС (Я)  №П-30-1 от 16.04.2007г. об утверждении Порядка проведения конкурса среди представителей социально незащищенных слоев населения на получение стартовых пособий для занятия предпринимательской деятельностью»
  16. Приказ МПРТиЗ РС (Я)от 14.03.2007 г. «О конкурсе на получение субъектами малого предпринимательства компенсации части затрат по снижению себестоимости оказываемых бытовых услуг»;
  17. Приказ МПРТиЗ РС (Я)от 16.03.2007 г. «О конкурсе на получение субсидий субъектами малого предпринимательства, оказывающими социально значимые услуги в сельской местности».
  18. Приложение 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год"

 

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, Республика Саха, инновационная деятельность, малое предпринимательство, общий объем, профессиональное образование, РФ, среднее, государственный заказ, инновационная инфраструктура.


Похожие статьи

Задать вопрос