Устойчивый природно-ресурсный потенциал обусловил модель экономического развития республики. Современная экономика Якутии базируется на добывающих отраслях промышленности, на добыче разведанных природных ископаемых – алмазов, золота, угля, природного газа, нефти, сурьмы, олова, и др. К отраслям специализации региона относятся алмазодобывающая, формирующая до федерализации алмазной компании «АЛРОСА» более 70% доходов республики; электроэнергетика, на долю которой приходится 15% промышленного производства республики; топливная, объемы производства которой пока не превышают 14% общего объема промышленности. Интенсивное развитие нефтедобывающей, газовой и нефтеперерабатывающей отраслей позволит к 2010 г. создать в республике крупный центр по добыче и транспортировке нефти с годовым объемом в 5,1 млн. тонн, доля нефтегазовой отрасли достигнет в ВРП более 11 %, к 2020 г. – более 20% [6, С.82].
В структуре экспорта также устойчиво преобладают сырьевые ресурсы – в общем объеме экспорта товаров алмазы, бриллианты и каменный уголь в совокупности составили по итогам 2004 г. 99,8%.
Не являясь бюджетообразующей отраслью и, тем более, рентабельной в условиях Севера, сельское хозяйство всегда оставалось приоритетом регионального развития. В современных условиях агропромышленный комплекс республики является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в ДФО, формируя, наряду с развитием базовых отраслей промышленности, ядро промышленного производства региона и играя фундаментальную роль в социально-экономическом развитии региона.
Республика Саха (Якутия) за последние годы сохраняет положительную динамику основных макроэкономических показателей. По итогам 2007 года реальный рост ВРП составил 119,6% к 2001 году, промышленного производства – 110,5%, инвестиций в основной капитал – в 5,5 раза, реальных доходов населения – 159,7%.
По абсолютным значениям показателей ВРП и промышленного и сельскохозяйственного производства на душу населения Республика стабильно входит в первую десятку регионов России [9]. Таким образом, в республике в течении последних лет наблюдаются положительные тенденции развития экономики.
Таблица 1
Динамика основных макроэкономических показателей
Республики Саха (Якутия), в сопоставимой оценке, в % к предыдущему
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Индекс промышленного производства |
102,4 |
102,5 |
112,5 |
93,4 |
100,0 |
100,2 |
В т.ч. без учета добычи алмазов |
|
|
|
93,1 |
99,5 |
95,4 |
Динамика объема инвестиций в основной капитал |
100,4 |
107,1 |
105,7 |
130,2 |
102,1 |
2р. |
Темп роста объемов строительных работ |
89,0 |
104,2 |
109,2 |
113,5 |
107,2 |
125,1 |
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства |
101,6 |
102,2 |
100,0 |
103,5 |
95,2 |
100,5 |
Динамика оборота розничной торговли |
107,0 |
125,1 |
102,3 |
105,5 |
108,6 |
106,8 |
Динамика объема платных услуг населению |
112,8 |
113,1 |
109,9 |
105,7 |
106,9 |
107,1 |
Доля убыточных средних и крупных предприятий |
57,0 |
53,1 |
51,4 |
43,3 |
43,5 |
39,5 |
Источник: по данным ТО ФСГС РФ по РС(Я)
В рейтинге российского агентства «Эксперт РА» республика находится в двадцатке инвестиционно-привлекательных регионов России (18 место среди 85 субъектов Федерации) и входит в группе 2В, т.е. является регионом со средним уровнем инвестиционного потенциала и с умеренным уровнем риска. Сдерживающими рост инвестиционной привлекательности являются преимущественно природно-климатические и географические факторы.
Однако, темпы роста основных экономических показателей республики несколько ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Негативным показателем является ежегодное увеличение этого разрыва. По итогам 2007 г. рост ВВП России составил 7,6% против 2% в республике. Более значителен разрыв в промышленности: 6% по РФ против фактически уровня 2006 года в Республики Саха (Якутия) – 0,1% [5]. При этом, темп роста реальных доходов населения республики ниже, чем в среднем по России (в 2007 г. - 5,6% и 12,5% соответственно), значителен удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (19,9% против 14,4% среднего по РФ).
Основной проблемой снижения темпов экономического роста республики за последние 5 лет состоит в том, что здесь еще не смогли быть задействованы в полную мощь источники экономического роста, кроме добычи алмазов и угля. В отраслевом разрезе, недостаточные темпы экономического роста обусловлены низкой эффективностью золотодобывающего сектора, кризисом алмазогранильной отрасли в период 2006-2007 гг., низкой конкурентоспособностью и снижению объемов производства местной продукции (пищевой и швейной промышленности), низкой эффективностью сельского хозяйства.
Основной тенденцией экономического развития Республики Саха (Якутия), определяющей вектор и характер ее инновационного развития на период 2007-2020 гг. является масштабная диверсификация экономики республики в соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), нацеленная на ускорение социально-экономического развития республики на основе ее потенциала.
Стратегические приоритеты в экономическом развитии республики заключаются в создании условий для стабильной работы действующих базовых отраслей на основе технологической модернизации; создании новых подотраслей горнодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса на базе реализации ряда крупномасштабных инвестиционных проектов; ускоренном развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.
Поддержание базовых отраслей |
Инфраструктурные проекты |
Создание новых отраслей |
Алмазодобыча Добыча драгметаллов Лесопромышленный комплекс АПК Угледобыча Строительство |
ЮЯГЭК Железная дорога Развитие автодорог Развитие трубопроводного транспорта ЕНЭС |
Металлургия Добыча железной руды Нефтегазодобыча Газохимия Добыча урана Добыча полиметаллических руд Нефтегазопереработка Стройиндустрия Туризм |
Развитие экономики (рост ВРП в 2,8 раза к уровню 2005 г.) |
||
Рост уровня жизни населения (рост реальных доходов населения в 3,6 раза к уровню 2005 года) |
Рис. 1. Перспективное развитие отраслей экономики РС(Я)
Вторым по значимости фактором, определяющим инновационное развитие республики, является высокий научно-технический потенциал региона. Выполнение исследований и разработок в научно-инновационной системе (НИС) региона обеспечивается совокупностью исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и внедренческих организаций, промышленных предприятий, вузов и других учреждений, которые являются основой формирующейся научно-инновационной системы региона.
Во-первых, в республике сохраняется положительная динамика роста числа организаций, занятых в научной деятельности. За период 1990-2006 гг. количество учреждений, специализирующихся в сфере НИОКР увеличилось почти в 1,5 раза. В настоящее время на территории республики образовано свыше 40 научно-производственных и межотраслевых объединений.
Во-вторых, здесь накоплен уникальный опыт решения разнообразных задач жизнеобеспечения и жизнедеятельности в условиях Севера и вечной мерзлоты. Научные исследования нацелены на решение социально-экономических задач региона и традиционно обслуживают горнопромышленный, агропромышленный, строительный и транспортный комплексы региона. Реорганизация системы финансирования НИОКР (введение системы государственного заказа) усилила данную тенденцию, и привела к повышению доли прикладных исследований в общем объеме исследований. Среди научных организаций лидируют в этой сфере Институт физико-технических проблем Севера СО РАН, Институт горного дела Севера СО РАН, Институт неметаллических материалов и др. Значительные возможности для развития фундаментальных и прикладных исследований имеются в вузах республики. В тематике НИОКР ВУЗов примерно четвертую часть составляют фундаментальные исследования, 60 % - прикладные исследования, более 15 % - научные разработки.
В-третьих, до последнего времени в республике максимально эффективно использовалась благоприятная макроэкономическая ситуация для государственной поддержки исследовательского сектора. В условиях передачи республиканской науки в ведение Российской Федерации одним из механизмов стимулирования инновационной деятельности в секторе науки является Государственный заказ на научно-техническую продукцию, ежегодно формирующийся Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), а также обязательное научное обеспечение республиканских целевых программ.
В целях повышения экономической заинтересованности в использовании результатов научно-технических разработок при решении социально-экономических задач с 2006 года ведется разработка нормативных правовых документов, ориентированных на внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, начальным этапом которого стал поэтапный переход научных учреждений республики на программно-целевой принцип планирования и финансирования научно-исследовательских работ. В 2005г. на 50% финансирование, в 2006 г. – 75-ти%, с 2007 – 100% переход на государственный заказ на НИР и ОКР.
Высокий научно-технический и кадровый потенциал республики, действующих механизмов сопряжения науки с проблемами социально-экономического развития, использования благоприятной макроэкономической ситуации для поддержки инновационной деятельности позволяют выделить Республику Саха (Якутия) как регион с высоким инновационным потенциалом [7, С.83-94.].
В то же время, проблемами данного сектора являются:
· недостаточный объем финансирования прикладных исследований (в 2007 г. доля затрат на исследования и разработки в РС (Я) составила 0,6% в расходной части бюджета субъекта против 2,5% РФ) при значительном сокращении объемов финансирования из республиканского бюджета начиная с 2006 гг.
· снижение числа занятых (за период 1990-2006 гг. численность занятых в конструкторско-технологических и проектных организациях уменьшилась в 1,5 раза, в научно-исследовательском секторе – в 1,2 раза) и сокращение исследовательского состава в возрасте от 30 до 59 лет;
· слабая материально-техническая база науки и рост уровня износа основных фондов в отрасли. Основные фонды отрасли включают в себя, помимо зданий и сооружений, опытно-экспериментальное оборудование, средства автоматизации и вычислительную технику, научные приборы и пр., обеспечивающие воспроизводство новых научных знаний и технических нововведений. В структуре затрат преобладают текущие, капитальные затраты по итогам 2006 г. составили всего 15 млн. руб. По итогам 2006 г. степень износа ОФ науки составила 49,8 %, удельный вес машин и оборудования в стоимости ОФ – 26,1%.
· снижение результативности прикладных исследований и разработок, определяемой числом поданных заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за последнее десятилетие. Так, в 1997 году было подано 93 заявки на регистрацию изобретений, в 2005-м г. – 11. По итогам выполнения научно-технических работ по государственному заказу в 2003 году только 44 научно-технические работы имели конечный результат в виде незапатентованных технологий, патентов и ноу-хау, что составляет 35% от общего объема выполненных работ;
· недостаточное количество заказов от предпринимательского сектора. Бюджет остается основным источником финансирования НИОКР (82,3% внутренних затрат на исследования и разработки).
Ведущим фактором перехода на инновационный путь развития, задействования инновационных факторов экономического роста в современных условиях выступает качество человеческого капитала, которое определяется уровнем профессионального образования. В структуре занятых в экономике Республике Саха (Якутия) наблюдается положительная тенденция роста числа работников с высшим образованием (24,8% занятых в экономике). Работники со средним профессиональным составили 26,4%, со средним полным образованием – 26,2% всех занятых в экономике. Воспроизводство кадров различной квалификации осуществляется в Республике Саха (Якутия) системой профессионального образования, представленной учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, послевузовского образования.
Таблица 2
Количество учреждений |
1995 |
2000 |
2005 |
Учреждения начального профессионального образования - всего, в том числе: |
32 |
31 |
34 |
Учреждения профессионального образования |
20 |
22 |
29 |
Высшие учебные заведения |
4 |
8 |
9 |
Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в республике осуществляется по 94 направлениям и специальностям (в ДВФО по 140 специальностям, всего по России их 433) 9-ю высшими учебными заведениями и 42 филиалами и представительствами ВУЗов. Основным ВУЗом республики является Якутский Государственный университет им. М.К. Амосова, который по итогам 2005 г. готовит специалистов высшей квалификации по 2 направлениям и 57 специальностям.
Характерной чертой является рост объема подготовки и числа обучающихся по программам среднего и высшего профессионального образования. За последние 10 лет число обучающихся по среднему специальному образованию выросло в 1,6 р., по высшему – в 3. Сильной стороной системы образования является качество профессорско-преподавательского состава высших и средних учебных заведений республики. Возрастной состав благоприятный, 62,9% составляют лица в возрасте от 30-60 лет, наблюдается позитивная динамика удельного веса преподавателей с ученой степенью.
Позитивным моментом, влияющим на активизацию инновационного предпринимательства является наличие крупных образовательных учреждений, направленных на удовлетворение потребностей экономики республики и учитывающий ее динамику, наличие инструментов управления процессами подготовки кадров, нацеленной на удовлетворение локального рынка труда в условиях модернизации экономики и образования Республике Саха (Якутия) в республике и за ее пределами. Широкое применение новых материалов и внедрение современных технологий в производстве и распределении, адаптированных к особым климатическим условиям северных территорий, повышение требований к качеству, требующее повышения уровня квалификации рабочих и управленцев, также является позитивным моментом.
Особое значение малого предпринимательства в условиях Севера обусловлено объективными факторами: малонаселенностью территорий, ограниченным рынком сбыта товаров и услуг, неразвитостью инфраструктуры, необходимой для крупного производства. Кроме того, мобильность и гибкость предпринимательских структур обеспечивает лучшую адаптацию хозяйствования в условиях Севера [3].
Поддержка этого сектора экономики было и остается одним из основных направлений социально-экономической политики Республики Саха (Якутия). Основным инструментом реализации политики поддержки малого предпринимательства является целевая программа. Первая республиканская целевая программа поддержки малого предпринимательства была принята в 1995 году и начиная с 1998 г. объемы бюджетного финансирования данного направления постоянно увеличивались. В настоящее время реализуется седьмая Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в РС (Я) на 2007-2011 гг.», включающая подпрограмму «Поддержка малого предпринимательства на 2007-2011 гг.».
В 2000 году создан орган исполнительной власти – Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), осуществляющий государственную политику в сфере поддержки малого предпринимательства. За период с 2000 по 2005 гг. на поддержку предпринимательства из бюджета РС (Я) было выделено 312,5 млн. рублей, в 2007 году объем финансирования программы составил 59,7 млн. руб. [8, с.32]
Государственная политика республики нацелена на рост числа субъектов малого предпринимательства и повышение экономической, социальной и бюджетной эффективности сектора. Одной из основных задач на среднесрочную перспективу является передача основных функций поддержки субъектов предпринимательства на муниципальный уровень. Стратегия государственной поддержки малого предпринимательства в республике основана на сочетании политики протекционизма малых предприятий в приоритетных направлениях и умеренного регулирования сектора в целом, основанного на формировании благоприятных рыночных условий и развитию конкурентных отношений. В целях дифференциации поддержка осуществляется по принципу заявочности, конкурсного отбора и пакетного подхода к малым предприятиям в приоритетных направлениях, стартующим субъектам предпринимательства, иным субъектам малого предпринимательства.
Приоритетными направлениями являются поддержка малых предприятий в отраслях – сфере производства, туризма и платных услуг населению, в сфере экспортно-ориентированных производств; в удаленных и труднодоступных территориях – арктических улусах и сельской местности; стартующих субъектов предпринимательства. С 2007 внедрены механизмы поддержки малых предприятий в приоритетных направлениях: путем субсидирования затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности и обеспечения залогов по привлекаемым кредитам; стартующим компаниям – имущественная поддержка и субсидирование. Общий режим поддержки включает мероприятия консультационной, организационной, информационной и образовательной поддержки [11-17].
В целях обеспечения поддержки малого предпринимательства в республике создана эффективная двухуровневая инфраструктура, включающая в себя объекты информационного обеспечения, Школы бизнеса в городах Якутске, Нерюнгри и Мирном, консультационные структуры. Действует двухуровневая система финансово-кредитной поддержки, включающая в себя республиканский Фонд поддержки малого предпринимательства, 32 улусных и городских фонда и лизинговую компанию ОАО «Сахализинг». Создаются Центры развития малого бизнеса, нацелены на комплексную поддержку сельских предпринимателей, в 2005 году осуществляется имущественная поддержка малого предпринимательства в действующем бизнес-инкубаторе. Создано 30 общественных организаций предпринимателей, объединенных по территориальному или по отраслевому признакам. В целях эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и малого бизнеса в 2001 г. был создан Координационный Совет по поддержке и развитию предпринимательства при Президенте Республики Саха (Якутия).
В Республике Саха (Якутия) имеется эффективно действующая институциональная система поддержки субъектов малого предпринимательства, наработаны основные механизмы прямой и косвенной поддержки малого предпринимательства. Основной текущей задачей является разработка и принятие Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)» в связи с вступлением в силу ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)».
Инновационный характер развития экономики и социальной сферы в Республике Саха (Якутия) отмечается в основных региональных законодательных актах. Основополагающим документом в области инновационной политики республики является Концепция инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года.
Целью инновационной политики определено повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе экономики на инновационный путь роста. Критерием достижения этой цели является повышение доли инновационной продукции в общем объеме валового регионального продукта.
Основными задачами в сфере инновационной политики Концепцией определены:
- формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей ее активность;
- финансово-экономическая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;
- формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;
- подготовка кадров в области менеджмента инноваций.
Реализация инновационной политики подразумевает исполнение следующих принципов: приоритетности, первоочередного осуществления инновационных проектов и программ; эффективности, обуславливает необходимость применения новых технологий, техники и организации производства, характеризующихся высокой экономической и социальной эффективностью, высокой окупаемостью инновационных затрат; экологичности, что требует разработки и внедрения нововведений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, недопущения экологического ущерба и достижения высокого экологического эффекта в результате осуществления инновационных процессов; комплексности, выражающий возможности развития научно-инновационных систем и инновационных циклов создания и распространения нововведений в социально-экономических комплексах; регионального подхода, предполагающий преимущественное создание и использование нововведений с наиболее полным учетом экстремальных природно-климатических и специфических социально-экономических условий республики с целью уменьшения и преодоления их отрицательного влияния на экономику.
Нормативно-правовая база инновационной деятельности разработана в части регулирования научно-технической деятельности и включает в себя пакет документов: закон о науке и научно-технической политике в Республике Саха (Якутия); Концепцию государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 года; Концепцию инновационной политики РС (Я) на период до 2010 года и план мероприятий по ее реализации. Решением Совета по науке при Президенте утверждены приоритетные направления развития науки и техники РС (Я) на период до 2010 года и перечень критических технологий.
Финансово-экономическая поддержка инновационного предпринимательства включает в себя: развитие фондового рынка, обеспечение доступа к кредитным источникам финансирования, стимулирование инвестиций в инновационную сферу; государственное субсидирование и налоговое стимулирование. Среди финансовых механизмов стимулирование инновационной деятельности малых компаний, действующих в Республике Саха (Якутия) можно выделить механизм бюджетного финансирования НИОКР по приоритетным направлениям развития науки и техники, нацеленные на решение прикладных социально-экономических задач; механизм стимулирования инвестиционной деятельности.
Единственным действующим механизмом развития инновационного предпринимательства является долевое финансирование малых компаний из средств Федерального фонда поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФПМФПНТС) и республиканского бюджета. На основании соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и ФПМФПНТС средства на поддержку малых предприятий выделяются из средств предусмотренных Министерством науки и профессионального образования РС (Я).
В настоящее время в экономике Республики Саха (Якутия), по сравнению с ведущими научными городами страны наблюдается достаточно низкий уровень предпринимательской активности в области инноваций и результативности инновационной деятельности. Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью составил по итогам 2004 года – 5 % [1]. По статистическим данным, в 2006 году объем произведенной предприятиями предприятиями всех форм собственности инновационной продукции составил 355,9 млн. руб., что составило менее 1% производимой предприятиями республики промышленной продукции. Объем услуг инновационного характера составил по итогам 2006 г. 49,3 млн. руб. или 1,64% от общего объема выполненных собственными силами работ и услуг.
Таблица 3
Удельный вес отгруженной инновационной продукции инновационно-активных организаций по формам собственности
Источник: расчитано автором по: Наука в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник/ТО ФСГС по РС (Я) – Я., 2007. - 59 с.- С.51
Число инновационно-активных предприятий составило по итогам 2006 года – 25 ед. Общую картину инновационных процессов в регионе продолжают определять отрасли: добывающая, пищевая промышленность, электроэнергетика и связь, где формируется до 95% инновационной продукции и 99% затрат на инновационную деятельность.
Объем инновационных затрат на технологические инновации предприятий РС (Я) составил в 2006 году 2083,8 млн. руб. Отраслевая структура затрат на инновации отличалась высокой степенью концентрации, вплоть до 2005 года до 97,1% затрат приходилось на предприятия по добыче алмазов. Начиная с 2006 г. наблюдается диверсификация инновационных затрат. Для предприятий Республики Саха (Якутия) в целом характерным является ориентация на процессные инновации, то есть на совершенствование технологических процессов производства, освоение новых производственных методов. Текущая инновационная деятельность предприятий практически не связана со сферой НИОКР. В структуре затрат преобладают процессные инновации, по итогам 2006 г. они составили 1928 млн. руб (92,5% всех инновационных затрат предприятий промышленности), и были направлены на приобретение машин и оборудования.
Главным источником финансирования остаются собственные средства предприятий. В целом по республике самофинансирование остается основным источником покрытия затрат на инновации – 1324,8 млн. руб. (или 63,6% от общего объема затрат в 2006 году). Бюджетное финансирование из республиканского и местных бюджетов составило 2,9 млн. руб. Наблюдается более активное использование внешних источников финансирования инноваций, преимущественно кредитных – 753,3 млн. руб. (36,15% общих инновационных затрат).
Таким образом, можно констатировать, что в секторе крупных и средних компаний республики ярко выражена ориентация на инновационную деятельность, связанную с повышением технологического уровня производства и состоящую в обновлении производственных мощностей. Это тенденция, объективно обусловленная высокими показателями износа и устаревания основных производственных фондов в промышленности, активизацией инвестиционных процессов в регионе, с учетом реализации мероприятий Схемы в период 2008-2012 гг. будет усиливаться. Характер инновационной деятельности предприятий базовых отраслей промышленности, безусловно, становится основой формирования инновационной системы региона.
В настоящее время происходит процесс постепенной трансформации существовавшей административной инфраструктуры в рыночно-ориентированную. Процесс ее формирования происходит под влиянием процессов внедрения рыночных отношений во все сферы общества и определяется инновационной политикой проводимой на всех уровнях.
Традиционно в экономике под инфраструктурой понимают совокупность систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства, либо для обеспечения условий жизнедеятельности общества [2]. Инновационной инфраструктурой определяется совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности. Выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры: финансовая, производственно-технологическая (или материальная), информационная, экспертно-консалтинговая.
Инновационная инфраструктура в г.Якутск и Республике Саха (Якутия) характеризуется наличием всех ее составляющих, широким спектром услуг, предоставляемых элементами инфраструктуры; различным уровнем развития элементов инфраструктуры в части рыночной ориентации; отсутствием формальных и неформальных взаимосвязей, бессистемностью и нескоординированностью деятельности отдельных элементов.
Проблемой является слабое развитие основного элемента инфраструктуры инновационной деятельности, являющихся производственно-технологической составляющей – технопарков, инкубаторов бизнеса и технологий, инновационно-технологических центров и т.п., нацеленных на создание условий для доступа малых и средних предприятий к производственным ресурсам. В г. Якутск действует два технопарка, однако ни один из них не располагает производственными площадями и другими ресурсами для размещения и развития производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
В результате, несмотря на наличие высокого научно-технологического потенциала, благоприятной экономической конъюнктуры, эффективность инновационной деятельности в регионе, выражающаяся в объемах отгруженной инновационной продукции предприятий региона; числе зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности в регионе; числе создаваемых малых предприятий; уровне инновационной активности предприятий и организаций индикаторах, остается на низком уровне.
Таким образом, для обеспечения высоких темпов развития инновационной деятельности, что внесет свой вклад в удвоение ВРП, повышение уровня жизни населения, устойчивости экономического роста, необходимо развитие именно этой составляющей инновационной инфраструктуры региона в целом.
Таблица 4
Основные элементы инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)
Организация |
Описание |
Консалтинговая составляющая |
|
Территориальный орган Госстандарта России – центр стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС)
|
Проведение исследовательских, сертификационных, сравнительных испытаний; сертификация продукции и услуг; информационное обслуживание предприятий и населения; осуществление государственного надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и обеспечением единства измерений. |
ТПП РС (Я) |
Филиал, неаккредитованный территориальный орган ТПП РФ, направления деятельности: защита интеллектуальной собственности; аккредитация иностранных фирм. Патентных поверенных нет |
Центр Трансфера технологий ЯГУ |
Структурное подразделение ЯГУ. Основная задача - диффузия знаний и коммерциализация технологий (передача технологий, патентов, лицензий на запатентованную промышленную собственность, а также лицензий на не запатентованные виды промышленной собственности). |
ООО «Консалтинг+» |
Бизнес-планирование, бухгалтерский учет; консультации по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, коммерческого права; налоговое планирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности |
Информационная |
|
Якутский центр научно-технической информации (региональное отделение единого информационно-технологического комплекса «Росинформресурс» |
Участие в пополнении и распространении: БД «Научно-технические разработки России»; адресно-справочной БД «Промышленная продукция России» |
РАМИ «Приоритет» |
Основные виды деятельности: информация по банку данных зарубежных фирм; межотраслевая информация по различным областям знаний; информационно-аналитическая продукция; консалтинг по вопросам создания и охраны объектов интеллектуальной собственности |
Производственно-технологическая составляющая |
|
Инкубатор бизнеса |
Имущественная и организационная поддержка стартующих субъектов малого предпринимательства |
ГУ «Технопарк Якутия» при Министерстве науки и профессионального образования |
Содействие формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты НИОКР региона; Создание и координация инфраструктуры инновационной деятельности (фирм-субподрядчиков, действующих в интересах компаний-клиентов технопарка); Выступать в качестве механизма реализации региональной политики, направленной на перестройку промышленности на основе новых технологий; Содействие сотрудничеству между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью; Содействие созданию новых источников доходов для сектора науки и образования. |
Технопарк ЯГУ им. М.К. Аммосова
|
Структурное подразделение ЯГУ. Положением предусмотрены следующие цели: развитие инновационной деятельности ЯГУ; инкубирование малых предприятий на основе результатов НИОКР университета. |
Около 20 научно-производственных лабораторий |
Основной формой коммерциализации разработок якутских ученых является создание в структуре научно-исследовательских институтов научно-производственных лабораторий, созданных «под проект». В частности, ОПХ ЯНИИСХ; Научно-производственный участок ИФТПС СО РАН; Научно-производственный участок ИБПК СО РАН; НПК ООО «Монолит», цех по сборке компьютеров ЯГИТИ и др. |
Список литературы
- Аналитическая записка об инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) в 2004 году.
- Большой энциклопедический словарь. СПб.: «Норинт», 2001.
- Борисов Е.А., Галичанин Е.Н., Уваров В.А., Штыров В.А. Северо-Восток России: региональная экономика и управление. Под ред. д.э.н. Борисова Е.А. , д.э.н. Уварова В.А. Монография: 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Финтрекс. – 2006 г. – 624 с.
- Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штырова на заседании Правительства РФ 8 февраля 2007 года
- Доклад Министра экономического развития РС (Я) на заседании Коллегии Министерства 29 декабря 2007 года
- Егоров Е.Г. Север России: экономика, политика, наука. Якутск, ИРЭ АН РС(Я), 2006 г., 560 С.
- Заусаев В.К., Быстрицкий С.П., Бурдакова Г.И. Инновационное развитие восточных регионов России: реалии и перспективы.//Дальневосточный международный экономический форум. В 8 т. Т. 6. Стимулирование инновационной деятельности как необходимое условие конкурентоспособности экономики Сибири и Дальнего Востока: материалы. круглого стола. /Правительство Хабаровского края. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2006. - 247 с.: ил.
- Итоги министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) за 2007 год. - Я., 2007. - 79 с.
- Концепция Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года.
- Наука в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник/ТО ФСГС по РС (Я) – Я., 2007. - 59 с.- С.51
- Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.03.2007 №75 «Об утверждении правил размещения субъектов малого предпринимательства в Бизнес-инкубаторе Республики Саха (Якутия)»
- Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11. 2007 г. «Об утверждении Порядка предоставления поручительств коммерческим банкам, лизинговым компаниям при заключении сделок с микрофинансовыми организациями, субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения».
- Постановление Правительства РС(Я) от 02.07. 2007 №291 «Об утверждении Порядка предоставления субъектам малого предпринимательства компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в банках на территории Российской Федерации, и уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя»;
- Постановление Правительства РС(Я) от 02.07.2007 Об утверждении Порядка предоставления субсидий на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги) предназначенные для экспорта;
- Приказ МПРТиЗ РС (Я) №П-30-1 от 16.04.2007г. об утверждении Порядка проведения конкурса среди представителей социально незащищенных слоев населения на получение стартовых пособий для занятия предпринимательской деятельностью»
- Приказ МПРТиЗ РС (Я)от 14.03.2007 г. «О конкурсе на получение субъектами малого предпринимательства компенсации части затрат по снижению себестоимости оказываемых бытовых услуг»;
- Приказ МПРТиЗ РС (Я)от 16.03.2007 г. «О конкурсе на получение субсидий субъектами малого предпринимательства, оказывающими социально значимые услуги в сельской местности».
- Приложение 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год"