Развитие психологии профессиональной деятельности обусловлено социально-экономическими потребностями общества в знаниях психических особенностей человека в различных сферах его профессиональной активности, стремлением к гуманизации труда, научно-техническим прогрессом и возрастанием роли человека в управлении людьми и техникой, особенно в экстремальных условиях [2]. Формирование научной области знаний и общественной практики в отечественной психологии труда и инженерной психологии принадлежит Б.Ф. Ломову. Своими фундаментальными работами по психологии трудовой деятельности Б.Ф. Ломов создал концепцию системного подхода к анализу операторской деятельности и оптимизации процесса взаимодействия человека и машины [9]. Системный подход определяет общеметодическую природу изучения законов (закономерностей) образования, строения, функционирования, развития целого, единого, чем и является профессиональная деятельность [2].
По мнению В.А. Бодрова, психология профессиональной деятельности расширила свои связи с другими отраслями психологии и науками о человеке и заложила принципы субъективного подхода к изучению человека во всех его проявлениях (организм, индивид, личность, профессионал) и взаимосвязях с компонентами структуры деятельности. Исследования развивают методологию и теорию профессиональной деятельности, обосновывают принципы и методы формирования профессиональной пригодности, совершенствуют способы психологического обеспечения работоспособности человека, разрабатывают вопросы инженерно-психологического проектирования систем «человек-машина» и т.д. [4].
Деятельность водителя транспортных средств является разновидностью операторской деятельности, изучаемой в системе «Человек – Техника», являющейся самой большой по количеству профессий и специальностей. Сюда относятся профессии, включающие в процессе трудовой деятельности различного рода манипуляции с объектом. В технической деятельности различают три стороны [14]:
- техническое понимание – как умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств;
- техническую исполнительскую деятельность, которая требующую умение обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;
- конструктивно-техническую деятельность – как улучшение существующих и сознание новых технических конструкций и изделий.
Общим для всех профессий системы «Человек – Техника» является непосредственное или опосредованное оперирование объектами в пространстве. Для выполнения такой деятельности рабочим и специалистам квалифицированного труда необходимо иметь пространственно-образное представление, развитый глазомер и хорошую оперативную память, определенную устойчивость к монотонии, физическую выносливость, хорошую переключаемость внимания [1].
Кроме того, деятельность водителей транспортных средств осуществляется в особых и экстремальных условиях. Между экстремальными и нормальными условиями деятельности существует промежуточный класс условий, который имеет самостоятельное психологическое содержание, значительно отличается от других и эти условия названы особыми. В таких условиях деятельность субъекта сопряжена с эпизодическим, то есть непостоянным действием экстремальных факторов. Экстремальные условия, имеют место постоянно действующих экстремальных факторов [7]. Как показывают исследования, экстремальные факторы связаны со спецификой профессиональной деятельности и являются значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности субъекта. Наиболее распространенными экстремальными факторами в деятельности водителя транспортных средств являются:
· механические воздействия типа вибраций, перегрузок и т.п.;
· сильные акустические воздействия;
· ситуация поддержания готовности к экстренным действиям. В таких случаях известно, что экстремальная ситуация может возникнуть обязательно, но время её наступления и характер предстоящей оперативной деятельности не определены. Поддержание такой высокой функциональной готовности требует от субъектов труда мобилизации внутренних резервов, что связано с высокими психоэнергетическими затратами.
· ситуация риска, которая обусловливает высокую психофизиологическую цену принятия соответственного решения, риск еще и сопряжен с боязнью совершить ошибку;
· специфика деятельности – стресс, психическая напряженность, монотонность [10].
Экстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность не только для водителя транспортного средства, но и для других субъектов труда, работающих в подобных условиях деятельности.
В формировании психологической системы деятельности особое место принадлежит подсистеме профессионально важных качеств. Они выступают в роли тех внутренних характеристик психологических особенностей субъекта, в которых отражаются внешние специфические воздействия факторов конкретного процесса, выступающих в форме профессиональных требований к личности. Кроме того, значение профессионально важных качеств в обеспечении успешности освоения и реализации профессиональной деятельности определяется тем, что в них проявляются основные характеристики структуры личности, определяющие психологические особенности системы деятельности – мотивационно-потребностные, познавательные, психомоторные, эмоционально-волевые и другие [3]. Согласно А.К. Марковой профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям) [11].
Целью нашего исследования стало выявление условий, влияющих на профессионально-важные качества водителей транспортных средств.
Гипотеза исследования: на становление профессионально важных качеств может оказывать влияние продолжительный стаж работы и личностные характеристики водителей транспортных средств.
Предметом исследования являются профессионально-важные качества водителей транспортных средств.
Объектом исследования водители транспортных средств с различным стажем трудовой деятельности.
Задачи исследования:
1) дать психологический анализ профессионально-важных качеств водителей транспортных средств;
2) соотнести профессионально-важных качества водителей транспортных средств со стажем работы.
Основная проблема исследования состоит в определении роли профессионально-важных качеств водителей транспортных средств как индикатора системных взаимосвязей между человеком, профессией и обществом и как регулятора преобразования социальных функций в профессиональной деятельности.
Нами исследовались личностные различия между тремя группами водителей транспортных средств, имеющих разный профессиональный стаж. Всех респондентов мы разделили на следующие группы:
· I группа – со стажем работы менее 5 лет;
· II группа – со стажем работы от 5 до 10 лет;
· III группа – со стажем работы более 10 лет.
Методики использовались в бланковом варианте, каждому водителю выдавались методики и бланки регистрации ответов. Обследованию были подвергнуты водители маршрутных такси в количестве 46 человек, в возрасте от 22 до 58 лет.
. Для решения поставленной задачи участники исследования отвечали на вопросы диагностического опросника «Человек - Техника» (ЧТ), «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности», затем методика «Уровень притязаний» (УП).
Диагностический опросник «Человек - Техника» (ЧТ) (Ф.Д. Горбов), предназначенный для определения состояния здоровья, усидчивости, внимания, чувства самосохранения, реакции, выдержки, умения сосредоточиться при наличии внешних раздражителей, первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте, позволяющего выявить интерес к технике и физическому развитию. Для определения профессионально важных качеств водителей транспортных средств, осуществляющих свою деятельность в особых и экстремальных условиях, важно учитывать профессиональную пригодность.
Профессиональная пригодность – есть совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им (при наличии специальных знаний, умений, навыков) общественно приемлемой эффективности труда [12]. По мнению А.К. Марковой, формирование пригодности к профессии обусловлено природными свойствами человека, его мотивацией к профессиональной деятельности и профессиональной подготовленностью [11]. Профпригодность – это гибкое, динамическое образование, складывающееся и шлифующееся в ходе самой профессиональной деятельности [5]. Профпригодность является не простым соответствием некоторых свойств организма определенным требованиям профессии, а есть результат длительного процесса, в ходе которого психологические качества субъекта, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений. Абсолютная профпригодность требуется в усложненных условиях деятельности водителя транспортных средств. Например, при неожиданном возникновении опасных ситуаций важна быстрота принятия решения.
Диагностика социальных ценностей личности (С.С. Бубнова), способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики [11]. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. Ценность означает для человека значимость чего-то в мире, выполняет функцию ориентира поведения. С.Л. Рубинштейн говорил, что ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [13].
Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний (УП) (В. Гербачевского), предназначена для выявления уровня притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности [1]. Уровень притязаний личности как стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным, тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. Профессиональные притязания – это стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности. Это тот уровень профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты [11]. Уровень притязаний определяет зону субъективной ответственности человека в профессиональной деятельности, то, за что он берется, как он в состоянии оценить свои успехи или неудачи. Уровень профессиональных притязаний динамичен, меняется от чередования успеха или неуспеха в профессиональной деятельности.
С этой точки зрения принципиальным является то, что качество деятельности зависит от уровня развития выделенных профессиональных качеств. Значение профессионально важных качеств водителя транспортных средств растет, поскольку сам по себе технический прогресс и совершенствование условий дорожного движения без учета человеческого фактора еще не обеспечивает безопасности на дорогах. Эта цель может быть достигнута путем непосредственного изучения человека в различных проявлениях его личности и профессиональной деятельности.
Полученные эмпирические данные подвергались статистической обработке с использованием компьютерной программы STATISTICA 7.0, в результате чего была определена достоверность различий. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости
р ≤ 0,1; р ≤ 0,05; р ≤ 0,01. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, однофакторный дисперсионный анализ, критерий Крускала-Уоллиса.
В результате применения критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, нами было установлено, что распределение переменных диагностического опросника «Человек-Техника» значимо отличается от нормального, поэтому при сравнении профессионально-важных качеств водителей с разным стажем работы мы использовали непараметрический критерий Крускала-Уоллиса (табл. 1).
Таблица 1.
Переменные |
Значение критерия Н |
Уровень значимости P
|
Быстрота принятия решения (ЧТ 4) |
5,435 |
0, 066 |
Наличие чувства самосохранения (ЧТ 8) |
6,158 |
0,046 |
Сравнение психологических характеристик водителей транспортных средств показало, что выявлены достоверные различия по шкале ЧТ 8 – наличие чувства самосохранения и тенденция к достоверным различиям для переменной ЧТ 4 – быстрота принятия решения (реакция).
Под быстротой принятия решения или реакцией понимается любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде: от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса [13]. В обстоятельствах, возникающих в особых и экстремальных условиях деятельности водителя транспортного средства, значение имеет исполнение или принятие мгновенного решения. Как считает К.М. Гуревич, для быстроты реакции в водительской деятельности необходимы определенные природные данные, то есть абсолютная профессиональная пригодность [6].
Известно, что управление транспортным средством предъявляет повышенное требование к характеристикам внимания водителя транспортного средства. Постоянная нагрузка на внимание связана с необходимостью восприятия огромного количества сигнальных и движущихся объектов. Следовательно, существенной необходимостью профессиональной деятельности водителя является требование к продолжительной произвольной концентрации внимания при одновременной способности к его экстренным переключениям. Таким образом, скорость переключения внимания является профессионально-значимой психологической характеристикой водителя транспортного средства, данная функция должна оцениваться при определении профессиональной пригодности.
Результаты проведенного теста показали, что две группы водителей транспортных средств, со стажем работы от 0 до 5 лет и от 5 до 10 лет, чаще попадают в ситуации, требующие быстрого принятия решение, чем водители транспортных средств со стажем работы от 10 лет и более (рис. 1). Эти результаты дают нам основание считать, что группы водителей транспортных средств со стажем работы до 10 лет, из-за малого опыта и навыка работы, чувствуют себя неувереннее на трассе, в отличие от опытных и проверенных водителей транспортных средств со стажем работы более 10 лет.
Рис. 1. Сравнительный анализ быстроты принятия решения (реакций) водителей с разным стажем работы.
Самосохранение – это целостная система работы над собой, которая требует соответствующих знаний, умений, квалификации, способностей и даже таланта. Работа по самосохранению исходит из той модели профессионала и того образа личности в профессии, которые человек осознанно или неосознанно принимает для себя [11]. Каждому человеку совершенно необходимо и вполне реально построить собственную индивидуальную программу профессионального развития и самосохранения, стремясь постоянно приближаться к решению поставленных задач в разной степени и в зависимости от зрелости своей личности. Результатом и показателем эффективности программы самосохранения являются физическое, а также профессиональное творческое долголетие человека.
Эмоциональное состояние имеет большое значение в деятельности водителя транспортного средства и во многих случаях определяет правильность и точность его действий. У субъекта труда, помимо переживаний, свойственных каждому человеку, могут возникать эмоции, связанные с его профессиональной деятельностью. Причинами возникающих эмоций при управлении транспортным средством могут быть и опасные ситуации на дорогах, движение в условиях плохой видимости, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, плохие метеорологические условия (гололедица, снег, метель, дождь), необходимость резкого торможения и внезапное изменение направления движения из-за создавшейся дорожной ситуации.
Основным фактором, вызывающим у водителя транспортного средства эмоциональное напряжение, является необходимость в постоянной оценке непрерывно меняющейся дорожной обстановки и в принятии решений в условиях недостатка времени. Степень эмоциональной напряженности водителя транспортного средства в процессе его деятельности также постоянно меняется в зависимости от характера дорожных ситуаций и условий движения [8]. Важным для него является способность безошибочно и быстро действовать в состоянии эмоционального напряжения, вызванного экстремальной ситуацией на дороге.
Для правильного понимания индивидуально-психологических особенностей водителей транспортного средства недостаточно изучения отдельных психических процессов, необходимо знание психических свойств, характеризующих человеческую личность, т.е. направленность, уровень притязания, ценностные ориентации, способности, темперамент, характер и т.д.
Рис 2. Связь стажа работы водителей транспортных средств с чувством самосохранения.
Чувство самосохранения (рис.2) в меньшей степени развито у группы водителей транспортных средств со стажем работы до 5 лет. Так, значение медианы М = 3. У группы, имеющий стаж работы от 5 до 10 лет М = 4. Более высокие показатели у группы водителей стаж, которых достиг более 10 лет М = 5.
Данные этого теста позволяют нам утверждать, что малоопытные водители допускают больше ошибок в принятии решений во время управления транспортным средством, вследствие меньшей развитости чувства самосохранения, чем у водителей с продолжительным стажем. Чем продолжительнее стаж работы водителя транспортного средства, тем лучше развито его чувство самосохранения, а значит, допускается меньше ошибочных действий во время управления транспортным средством.
Экспресс-диагностика социальных ценностей личности позволила нам выявить особенности ценностных ориентаций водителей. В результате применения критерия Крускала-Уоллиса обнаружены достоверные различия (Н= 10,453; р=0,0054) по шкале «финансовые ценности». Из рис. 4 видно, что финансовые ценности являются наиболее важными для водителей со стажем работы от 5 до 10 лет, так как значение медианы М равно 200. Социальные ценности (рис.3) имеют тенденцию понижаться со стажем работы (р=0,0828).
Рис. 3. Связь стажа работы водителей транспортных средств с ценностными ориентациями.
Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний включает в себя 15 компонентов, представляющих собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. В результате применения однофакторного дисперсионного анализа, установлена тенденция к достоверным различиям по 3 компонентам (табл. 2.)
Таблица 2.
Переменные |
Значение критерия F |
Уровень значимости P
|
Уровень притязаний 2 (познавательный мотив) |
2, 861 |
0, 0682 |
Уровень притязаний 8 (сложность задания) |
2,448 |
0, 0984 |
Уровень притязаний 15 (инициативность) |
2,987 |
0,061 |
· УП 2 - познавательный мотив, который относится к ядру мотивационной структуры личности и характеризует субъекта, проявляющего интерес к результатам своей деятельности (рис. 4). В нашем исследовании водители транспортных средств со стажем от 0 до 5 лет проявляют самый высокий интерес – 18,4; со стажем более 10 лет немного ниже – 17,6; от 5 до 10 лет самый низкий - 15,9.
· УП 8 – уровень сложности задания относится к группе компонентов, связанных с достижением достаточно сложных целей, относящихся к положению дел в настоящий момент: водители транспортных средств, имеющие стаж работы более 10 лет имеют самый высокий показатель – 8,2; меньше показатели у водителей транспортных средств со стажем от 5 до 10 лет – 6,2 и со стажем от 0 до 5 лет – 6,1.
· УП 15 –выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед ним задач. Водители транспортных средств, имеющие стаж от 0 до 5 лет имеют самый высокий показатель – 17,2; со стажем от 5 – 10 лет – 16,8; у водителей транспортных средств, стаж которых составляет более 10 лет – 14,7.
Рис 4. Связь стажа работы водителей транспортных средств с уровнем притязания.
Методика по определению уровня притязаний позволила определить, что стаж профессиональной деятельности водителей транспортных средств влияет на стремление и высокий интерес к познанию профессии.
С приобретением опыта, накоплением стажа профессиональной деятельности, повышением уровня профессионализма у водителя транспортного средства развиваются профессионально важные качества. Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается профессиональное мышление, формируется личностная характеристика с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом. По статистике, приведенной выше, группа водителей со стажем работы от 10 лет и более допускает меньше ситуаций, требующих быстрого принятия решения. Финансовые и социальные ценности, которые являются важными в профессиональной деятельности у водителей со стажем работы от 10 лет и более, понижаются, что связано с проявлением наибольшего интереса к решению сложных профессиональных задач.
Список используемой литературы:
- Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб, Питер, 2007.
- Бодров В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельности // Психол. журн., 2007. Т. 28. № 3 С. 23-28.
- Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М., Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
- Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М: ИНФРА-М, 1999.
- Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М., 1983.
- Гуревич К.М. Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974.
- Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., МААА, 1998.
- Игнатов Н.А. Человек за рулем. 2-е изд. перераб. и доп. М., Транспорт, 1976.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984.
- Ломов Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., Наука, 1985.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб., 2004.
- Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
Результаты являются статистически незначимыми, если р > 0,1. В статье приводятся результаты, которые значимы на уровне тенденции (0,05<р≤0,1) и статистически значимые (р≤0,05), на основании использованной литературы Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. Учебное пособие. – СПб., 2008 (с. 43)