Русский офицерский корпус на протяжении трех с лишним столетий объединял все лучшее, что было в стране, и служил опорой российского государства. Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что русское офицерство как в целом, так и через отдельных своих представителей было неразрывно связано со всеми областями отечественной культуры, было частью творившего ее социального слоя и внесло огромный вклад в ее развитие. К какой бы сфере культурной жизни России мы не обратились, всюду оставляли свой след люди прошедшие обучение в кадетских корпусах. В связи с этим, приступая к анализу системы формирования личности воспитанника кадетского корпуса на современном этапе, представляется целесообразным рассмотреть систему образовательной подготовки в дореволюционный период.
Кадетские корпуса в дореволюционный период готовили кадры для общевойсковых и специальных военных училищ, военные прогимназии для юнкерских училищ. Ставшие офицерами кадеты могли продолжить свое образование в Академии Генштаба или специальных академиях и проходить переподготовку в офицерских школах по родам войск. В начале XX века с упразднением прогимназий и преобразованием всех юнкерских училищ, система военно-учебных заведений приняла полностью единообразный вид. Такая структура была оптимальной и вряд ли претерпела бы в дальнейшем значительные изменения.
Поэтому вопрос фактически стоял о целесообразности такой подготовки вообще. С одной стороны, большинство воспитанников военных гимназий и кадетских корпусов были детьми военных и поступали в них с принципиальной установкой на офицерскую карьеру. С другой стороны, они не были обязаны поступать после выпуска в военные училища. В этих условиях преимущества кадетских корпусов в деле психологической подготовки и формирования окончательной ориентации на военную карьеру совершенно очевидны. В них воспитанник находился в обстановке, максимально приближенной к армейской (тогда как в военной гимназии - совершенно вне ее), и мог объективно соотнести свои возможности и ожидания с реальностью, делая окончательный выбор, что избавляло офицерскую среду хотя бы от части лиц, психологически непригодных к военной службе [1; с. 148].
Наряду с образованием в кадетских корпусах большое внимание уделялось и формированию личности, воспитанию.
Характерно, что в «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (1886г.) главная цель воспитания отмечалась, как «установление его питомцам необходимой основы для приготовления из них впоследствии: преданных Престолу искренних христиан, строго повинующихся законной власти и одушевленных сознательным чувством долга верных слуг России, добрых и почтительных сыновей, честных и трудолюбивых граждан, образованных, дельных и крепких духом и телом воинов, серьезно смотрящих на службу государству и обществу, не как на средство, а как на благороднейшую цель своей жизни, с полною готовностью пожертвовать ею на защиту Отечества от врагов» [2; с. 62]. Т.е. кадетским корпусам была поставлена четкая цель - воспитание гражданина, патриота, защитника.
Основатель отечественной военно-педагогической школы генерал от инфантерии М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть поставлено выше образования и потому, должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание...» Актуальность этих слов бесспорна и в нынешнее время.
Воспитанников корпусов всегда отличали не только высокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция, но и такие качества, как патриотизм, чувство воинского долга, ответственность, достоинство, честь и преданность своему Отечеству. Несмотря на, казалось бы, строгую систему казарменного воспитания, иногда довольно жесткую военную дисциплину, в кадетских корпусах была заложена система воспитания военных кадров. Воспитательная работа в кадетских корпусах строилась на трех основополагающих принципах: самодержавие, православие и народность. Исходя из этого, она осуществлялась по трем основным направлениям: церковно-религиозное воспитание, выполняющее идеологическую роль; военное воспитание, ставившее своей целью привитие кадетам необходимых русскому офицеру военно-боевых качеств; духовно-нравственное воспитание, направленное на развитие духовных и физических сил воспитанников.
Одним из проявлений сохранения корпусного братства были товарищеские обеды, на которые собирались кадеты разных выпусков, создание обществ взаимопомощи для неимущих однокашников, помощь вдовам своих корпусных товарищей при воспитании детей. Во 2-ой половине XIX века, по мнению известного теоретика военного искусства Головина Н.Н., русское офицерство не было корпоративным в силу пореформенной «размытости» дворянского сословия. С ним не во всем можно согласиться, поскольку Пажеский корпус и во 2-ой половине XIX - начале XX века оставался жестко сословным военно-учебным заведением, в котором сохранялись традиции предшествующих лет. При этом не было товарищества между кадетами различных кадетских корпусов. Нередко чувство враждебности сохранялось на протяжении всей жизни.
В первой половине XIX столетия происходит изменение в самом отношении к службе: если до этого основным считается «быть полезным государству и обществу», то впоследствии выдвигается лозунг - «быть полезным государю, государству и обществу», а Николай I на первое место выдвигает верность Престолу.
В кадетских корпусах постепенно вырабатывались педагогические принципы воспитания, такие как планомерность, непрерывность воспитания и его соответствие уровню развития детей. В заведениях этого типа пришли к очередному выводу о том, что воспитание должно строиться не только на подавлении отрицательных черт воспитанников, но и в большей степени на доверии к воспитанникам, а главное, это на развитии положительных качеств личности.
Жизнь в дореволюционном кадетском корпусе была строго регламентирована: подъем по барабану, утренняя молитва, завтрак, занятия, прогулка, обед, приготовление уроков, игры, сон. В 1841 году был введен единый для всех кадетских корпусов распорядок дня. Значительную часть досуга воспитанников кадетского корпуса составляли внеклассные занятия: музыка и пение, плавание, верховая езда. В отдельных случаях воспитанников обучали труду: столярному и слесарному делу, другим ремеслам, которые могли пригодиться будущему офицеру. Важной частью досуга, оказывающей непосредственное влияние на формирование мировоззрения воспитанников в закрытом учебном заведении, являлось чтение. Поэтому был так важен вопрос создания библиотек и налаживания книгопечатания в кадетских корпусах.
По мнению А.В. Барабанщикова - идеолога концептуальных основ военного профессионального образования и его учеников, основные задачи, которые необходимо решить в процессе обучения в вузе, - это «вооружить курсантов и слушателей разносторонними знаниями, выработать у них необходимые навыки и умения, сформировать высокие морально-политические и боевые качества, развить интеллектуальные и физические силы, психологически подготовить к военной деятельности» [3; с. 46].
Профессором И.Р. Васильевой было проведено исследование, цель которого состояла в изучении иерархии ценностных ориентации курсантов военных училищ. В результате было выявлено: курсанты всех курсов на первое место ставят «здоровье», на второе - «материально обеспеченную жизнь». На третьем месте - «наличие друзей», а далее - «уверенность в себе», «любовь», «свобода», «интересная работа». На последнем месте оказались «творчество», «счастье других людей» [4; с. 25].
Отношение курсантов к ценности «счастье других людей», занимающей
последнюю строчку в иерархии ценностных ориентации, определенным
образом характеризует отношение к профессии, что в конечном итоге
сказывается на безопасности граждан как составной части счастливой жизни.
Результаты социологического исследования Васильевой И.Р. показывают, что курсанты военных вузов ставят «здоровье» как жизненную ценность на первое место. Однако на практике для большинства курсантов составляющие здорового образа жизни не стали жизненно насущными. Как распространенные явления в среде курсантов наблюдаются табакокурение, сквернословие, низкая двигательная активность. Регулярные физические упражнения не являются потребностью.
Взаимодействие субъектов и объектов в процессе социализации выступает как целостная система. Субъекты социализации в процессе своей деятельности решают задачи, соответствующие своему уровню.
Содержание социализирующего воздействия на всех уровнях определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.
На социальном уровне основные аспекты жизнедеятельности общества, Вооруженных Сил, обладающие огромным воспитательным потенциалом, являются объектом общественно-государственного управления, в том числе и целенаправленного управления в интересах укрепления морального духа граждан в целом и воспитанников кадетских корпусов в частности.
На этом уровне первым и важным субъектом социализации выступает государство. Государство осуществляет консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, ведомственных, общественных и иных организаций по решению широкого комплекса проблем социализации на основе программных методов и единой государственной политики.
На институциональном уровне вопросы социализации решаются организациями, специально созданными для решения данных задач или имеющими функции социализации (Нахимовское и Суворовские училища, кадетские корпуса), культурно-досуговые учреждения и т.п.
На социально-психологическом уровне в качестве субъекта социализации выступают воинские коллективы, общественные организации.
На межличностном уровне социализация рассматривается как практика межличностного взаимодействия, субъекта и объекта системы социализации.
Повышению эффективности системы социализации воспитанников кадетских корпусов способствуют:
- наличие государственных подходов к патриотическому воспитанию, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность;
- объединение усилий средств массовой информации, ведомственных, общественных и иных организаций в интересах государственно-патриотического воспитания кадет;
- осуществление целенаправленной государственной социальной
политики в отношении военнослужащих и членов их семей;
- соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в войсках;
- совершенствование системы подготовки субъектов социализации;
- повышение личной ответственности командиров (начальников) за
воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической
деятельности.
Социализация кадет включает, на наш взгляд: мировоззрение, ценностные ориентации, знания и саму деятельность, поскольку только через все компоненты, составляющие жизнь и деятельность человека, происходит его формирование, в том числе патриотическое и социокультуное.
Проведем анализ проблемы формирования личности и специфики образовательного процесса в кадетских корпусах.
Под содержанием процесса социализации воспитанников кадетского корпуса понимается совокупность основных видов и направлений социализирующего воздействия: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического воспитания.
Государственно-патриотическая социализация - оказание воздействия на кадет в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства.
Основными направлениями государственно-патриотической социализации являются: формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий; совершенствование интернационального воспитания кадет.
Воинская социализация - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие кадет в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества.
Основными направлениями воинской социализации являются: создание условий и мотивации роста профессионализма будущих офицеров в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки воспитанников кадетского корпуса решаемым ими задачам; моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях); создание условий по обеспечению безопасности военной службы; обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.
Нравственная социализация — оказание воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников кадетского корпуса с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Основные направления нравственной социализации: формирование у воспитанников кадетских корпусов знаний о профессиональном и нравственном облике военнослужащих; разъяснение социальной значимости военной службы; стимулирование потребности будущих офицеров в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости воспитанников; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности кадет, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть; изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей кадет, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в воспитательных целях.
Правовая социализация - целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию воспитанников кадетского корпуса с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Основные направления правовой социализации: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки кадет по правовым вопросам; мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.
Экономическая социализация - воздействие на воспитанников кадетских корпусов в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.
Основными направлениями экономической социализации кадет являются: создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах; формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; использование в воспитательной работе с воспитанниками экономических стимулов; пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности кадетских корпусов, Нахимовского и Суворовских училищ; обучение воспитанников умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.
Эстетическая социализация - воздействие на воспитанников в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.
Основными направлениями эстетической социализации являются: формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве; знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов; приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Физическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.
Основными направлениями физического воспитания военнослужащих являются: организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил; проведение спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.
Основные виды и направления социализации кадет взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания социализации воспитанников кадетского корпуса предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.
Эффективность процесса социализации следует понимать как достижение планируемого уровня социализации воспитанников кадетского корпуса в установленные воспитательным процессом сроки. Уровень социализации кадет определяется на основе объективных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах воспитанников, воинских коллективов, полученных в результате социализирующего воздействия.
При оценке эффективности социализации воспитанников кадетских корпусов учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц и оценка морально-психологического состояния кадет.
Основными критериями эффективности социализации выступают:
1. Степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания, использования социализирующего воздействия занятий по боевой и общественно-государственной подготовке, правильной организации повседневной деятельности кадетского корпуса, Нахимовского и Суворовских училищ.
2. Степень дифференциации и индивидуализации социализирующего воздействия, знание психофизиологических особенностей личности, знание национальных черт и традиций личного состава кадетского корпуса, учет условий и результатов воспитания до прохождения обучения в кадетском корпусе и во время ее, оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.
3. Степень развития коллективистских начал в кадетском корпусе: наличие инициативы снизу; подготовленность воспитанников кадетского корпуса к проведению воспитательной работы с подчиненными в будущем; направленность актива, развитость самодеятельных начал у кадет; контроль за выполнением общественных заданий и поручений; и другое.
4. Степень сплочения воинского коллектива кадетского корпуса: отношение воспитанника к коллективу и воинского коллектива к воспитаннику; коллективная оценка поступков и проступков воспитанников; степень взаимопомощи в коллективе; степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев; занимаемое место воспитанника в коллективе.
5. Степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов в процессе социализации: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций и родителей воспитанников кадетского корпуса; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации; личные контакты с самими воспитанниками и другое.
6. Степень воспитательного аспекта в организации различных видов воинской деятельности воспитанников кадетского корпуса обеспечивающих развитие активности и творчества субъектов социализации; создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской деятельности; степень вовлечения всех воспитанников в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества, и другое.
Таким образом, социализирующее воздействие офицеров-воспитателей, педагогов и командного состава в условиях кадетского корпуса имеет ряд особенностей:
1. Современный уровень развития военного дела обусловил
значительное повышение роли морально-политической и психологической
подготовки будущих офицеров.
2. Деятельность кадет носит, в определенной степени,
индивидуализированный характер. В условиях известной разобщенности
воспитанников кадетского корпуса принципиально возрастает роль
индивидуальной педагогической деятельности офицеров-воспитателей,
причем, одновременно приобретает большое значение задача формирования
у воспитанников чувства коллективизма.
3. Целенаправленное управление процессом профессиональной
социализации кадет помогает формировать ядро квалификационных
требований, овладение которыми гарантирует необходимый минимум
профессиональной компетентности и открывает возможности дальнейшего
устойчивого профессионального роста кадров воинской службы.
4. Социализация в условиях кадетского корпуса неразрывно связана с
образованием и воспитанием. Важной особенностью формирования личности
в условиях кадетского корпуса является то, что этот процесс осуществляется
в результате параллельного включения воспитанников в военное,
образовательное и общественное пространство. Это обстоятельство требует
общих усилий, четко согласованных действий, как офицеров-воспитателей,
командного состава и педагогов, так и самих кадет.
Список литературы:
1.Волков С.В. Русский офицерский корпус, - М., 1993.
2.Зубов А.Я. Воспитательный процесс: традиции кадетских корпусов и современные тенденции Нахимовского военно-морского училища // Сборник материалов научных конференций проходивших в Кронштадте, - Кронштадт, 2005.
3.Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. Барабанщикова А.В., - М., 1989.
4.Васильева И.Р. Интегральная модель обучения в военном вузе как основа развития // Вестник ОГУ №7, - 2002.