Работа связана с одной из важных проблем современного языкового образования – формированием у младших школьников элементарных навыков чтения и письма, которое происходит в процессе обучения грамоте и охватывает первые месяцы пребывания ребенка в школе. Процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью начального и в целом всего школьного образования.
В современных теоретических подходах, как и в практике методики обучения грамоте обнаруживаются явные кризисные явления. Первое из них связано с тем, что сегодня в первый класс часто приходят дети, в той или иной мере уже владеющие навыком чтения. Большинство детей знают буквы русского алфавита; некоторые умеют читать по слогам; отдельные дети владеют навыком медленного чтения словами, наконец, все чаще можно обнаружить хорошо читающих детей – тех, которые уверенно пользуются навыком чтения: самостоятельно читают книги, ориентируются с помощью навыка чтения в окружающей действительности.
Обозначенные выше факторы социального развития, а также уровень развития научного знания должны были, видимо, вызвать в теории и практике обучения детей грамоте соответствующие изменения: сокращение времени, отводимого для формирования первоначальных навыков грамоты; уменьшение объема учебников для обучения первоначальному чтению – букварей и азбук. Однако в практике обучения детей грамоте мы видим сегодня прямо противоположные явления. По времени процесс обучения грамоте не только не сокращается, но, напротив, увеличился вдвое. Не изменяется он и с точки зрения затраченных учащимися и учителем усилий. Не учитывается уровень готовности детей к обучению чтению.
Обозначенные выше кризисные явления теории и практики обучения русской грамоте и обусловили актуальность данной работы
Учителя, работающие в школе не первый год, обучая «сильных» детей, часто сталкиваются с тем, что в период обучения грамоте у учащихся падает интерес к чтению, снижается школьная мотивация, так как хорошо подготовленные дети (в 90% случаях пройдя воскресные школы) приходят в школу уже хорошо читающими. Отсюда задачей педагога становится не только работа над формированием навыка чтения. А перед ним открываются широкие возможности для углубленного погружения учащихся в пропедевтический курс русского языка, обеспечение каждому современному первокласснику максимальных возможностей для общего и литературного развития.
Эти обстоятельства заставляют по-новому взглянуть на требования к учебникам для младших школьников как со стороны содержания (качество и структурирование учебного материала), так и с формальной стороны (полиграфическое исполнение, художественное оформление, объем и т.д.). Чтобы школа могла учить быстрее, не теряя при этом качества образования, у учащихся следует формировать с самых первых дней обучения способность к самообразованию, самонаучению, приучать их использовать в своем образовании хотя и небольшой, но собственный образовательный ресурс. Выявлено, что при всем многообразии учебников по обучению грамоте, отсутствуют тетради на печатной основе, являющиеся приложением к букварю, и так необходимые в практике работы учителя.
Педагоги постоянно сталкиваются с проблемой: как, с одной стороны, научить детей работать на уроке и приучить к элементарным навыкам учебной деятельности в первый месяц учебы, и с другой стороны, не отбить желание изучать знакомый до школы материал и обеспечить творческое усвоение знаний и высокую мотивацию детей к учебной деятельности в период обучения грамоте, учитывая разный уровень готовности к обучению? Выход в данной ситуации видим в создании рабочей тетради на печатной основе по обучению Цель работы - разработка, апробация, совершенствование и внедрение в практику начальной школы рабочей тетради по обучению грамоте для детей, обучающихся по программе «Школа 2100».
Отсюда вытекает ряд задач:
проанализировать и обобщить все доступные материалы по проблеме обучения младших школьников грамоте;
разработать, апробировать и внедрить в практику начальной школы рабочую тетрадь по обучению грамоте;
обеспечить творческое усвоение знаний и высокую мотивацию к учебной деятельности в период обучения грамоте и в дальнейшем при изучении курса русского языка и литературы.
Этапы работы:
1 (подготовительный) этап (апрель - июнь 2007 года): Изучение научно – методической литературы по теме. Определение основных направлений деятельности. Выбор образовательных технологий и программ.
Задачи этапа: |
|
Срок реализации |
Провести педагогическую и психологическую диагностику учащихся, поступающих в первый класс. |
Информация об уровне готовности к обучению детей к школе; Выбор соответствующей образовательной программы и технологии обучения для данного класса |
Апрель – июнь 2007 г. |
2 (формирующий) этап (июнь 2007г. – март 2008 г.): Создание оригинальных разработок по теме, их систематизация. Апробация технологии деятельности при внедрении рабочей тетради, связанной с обучением детей с разным уровнем готовности к учебной деятельности;
Задачи этапа: |
|
Срок реализации |
Разработка, адаптация рабочей тетради к выбранной Образовательной программе |
Тематическое планирование в период обучения грамоте; Пояснительная записка по использованию материалов тетради; |
Июнь – август 2007 г. |
Совершенствование и коррекция содержания материалов в рабочей тетради |
Разработка содержания рабочей тетради; Первичные результаты (мотивация и качество обучения) |
Сентябрь 2007 г. – март 2008 г. |
Апробация и внедрение в практику рабочей тетради |
Высокая мотивация учащихся к учебной деятельности; Высокое качество обучения учащихся |
Сентябрь 2007 г. – март 2008 г. |
3 (аналитический) этап (март – сентябрь 2008 г.): Анализ итогов работы. Оформление продуктов деятельности. Трансляция результатов работы.
Задачи этапа: |
Ожидаемые результаты: |
Срок реализации |
Анализ апробации внедрения рабочей тетради в период обучения грамоте |
Высокое качество обучения по русскому языку и литературе; Результаты «входного» ЕМТ по русскому языку во 2 классе |
Март– сентябрь 2008г. |
Представление рабочей тетради педагогической общественности |
Использование тетради в практике работы других педагогов; Подготовка сборника. Представление на педсовете. |
Май – декабрь 2008 г. |
Решению поставленных задач способствует использование следующих методов: теоретические - изучение методики обучения русской грамоте; сопоставительный анализ программ и УМК для обучения грамоте современного первоклассника, а также анализ учебников для обучения грамоте, букварей и азбук; эмпирические - анкетирование родителей, первоклассников; наблюдение за деятельностью учащихся, сравнение, тестирование.
Практическая значимость работы заключается в разработке и успешной апробации рабочей тетради по обучению грамоте для Образовательной системы «Школа 2100»; в возможности варьирования содержания материалов и адаптации их для любой программы по обучению грамоте учащихся 1-х классов. Цель разработки тетрадей к учебнику «Букварь» – развитие познавательного интереса учащихся и активизация их мыслительной деятельности на уроках обучения грамоте.
Представленная рабочая тетрадь предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе «Школа 2100» и является приложением к учебнику «Букварь» (Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев). Содержание тетради соотносится с тематическим планированием; материал представлен в 5 частях, цветовое оформление которых соответствует 5 прописям О.В. Прониной. Кроме того, материалы можно легко адаптировать и для ведения уроков обучения грамоте по учебникам других авторов (Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец, В.Г. Горецкий, Т.М. Андрианова, Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин).
Структура рабочей тетради соответствует дидактическим принципам, заложенным в программе «Школа 2100»: принцип деятельности (включение ребенка в учебно-познавательную деятельность); принцип целостного представления о мире (выращивание функционально грамотной личности, для которой важны не сами знания, а умения ими пользоваться); принцип непрерывности (преемственность содержательных линий курса); принцип минимакса («Школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню. Ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню»);1 принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса); принцип вариативности (у учащихся - развитие вариативного мышления, а у учителя – право на самостоятельность в выборе форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе); принцип творчества (ориентация на творческое начало).
Структура и содержание заданий в рабочей тетради выстроены с учетом деятельностного подхода в соответствии с этапами урока, принятыми в программе «Школа 2100»: актуализация знаний (игра «Фонетическая зарядка»); постановка проблемы, поиск решения, «открытие» детьми нового знания (игра «Ассоциации»); первичное закрепление, самостоятельная работа с проверкой в классе (широкий спектр упражнений, включая целенаправленную работу с текстом); рефлексия (ежеурочная самооценка деятельности ученика: эмоциональный фон – «Н», понимание темы – «Т», правильность выполнения определенных заданий – «ПР» и другие критерии).
Особое внимание в представленной рабочей тетради уделяется созданию особой эмоционально – положительной атмосферы в классе, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Ценность рабочей тетради в том, что она учитывает индивидуальные и психологические особенности первоклассников, развивает у школьников память, мышление, смекалку, внимание, позволяет вовлечь в активную работу весь класс. Данный материал сопровождается методическими рекомендациями по его применению на уроках обучения грамоте.
Важнейший принцип построения – дифференцированный подход к обучению: задания разного уровня сложности направлены на решение одних и тех же учебных задач, с самого начала обучения используются интересные тексты на материале полного алфавита, что позволяет учитывать индивидуальные возможности и интересы детей (карточки с заданиями).
Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп ученика, а также уровень его общего развития. В тетради предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет сделать обучение более информативным, разнообразным и в то же время снимает момент обязательности всего объема знаний (ребенок может, но не должен его усвоить).
Каждое задание сопровождается инструкцией, используются простейшие схемы и условные обозначения. Задания логически выстроены и рассчитаны на детей с разным уровнем развития. Тетрадь помогает организовать самостоятельную разноуровневую работу ребенка, предназначена для совместной работы ученика, учителя и родителей, пригодна для использования в практике работы начальной школы для обучения широкого круга учащихся с разными познавательными интересами и возможностями. Инструкции и пояснения к каждому уроку и всем заданиям представлены в приложении к материалам.
В помощь педагогу предлагается информационная поддержка: сборники дополнительных материалов для работы с тетрадью в электронном и печатном виде; коллекции мультимедийных тематических презентаций к урокам, которые можно варьировать в зависимости от поставленных целей.
Созданные дидактические материалы были продемонстрированы общественности в рамках Городского Форума «Педагогический Олимп» в 2010 году; получены положительные отклики от педагогической и родительской общественности.
При апробации рабочей тетради по обучению грамоте были выявлены следующие положительные моменты:
С первых дней дети учатся самостоятельно добывать знания и оформлять «продукт» своей деятельности в виде опорных конспектов, выводов по теме урока; учатся ставить цели и планировать свою работу по достижению целей, рефлексировать результаты своей работы;
Видна логика в изложении учебного материала, как для учителя, так и для родителей;
Разноуровневость заданий (каждый выбирает по силам);
Возможность размещения разнообразного материала, связанного с развитием речи, с УНТ, с логикой;
Достаточно большой объем занимают задания, связанные с фонетическим строем языка (дети в игровой форме усваивают материал, что показывают и контрольные срезы);
Видна включенность и заинтересованность детей и родителей в выполнении заданий;
Большой объем заданий дает возможность заложить «базу знаний» для дальнейшего изучения русского языка;
Работает на интерес к предмету, повышает мотивацию, создает комфортную обстановку;
Возможность варьирования материала в зависимости от уровня подготовки учащихся класса, от образовательной программы (работа с различными учебниками по обучению грамоте);
Постоянное наращивание объема учебного материала позволяет сформировать определенный темп деятельности учащихся на уроке;
Успешная организация учебной деятельности в адаптационный период (первый месяц учебы);
Использование материалов тетради и дополнительной литературы детьми при дальнейшем изучении русского языка и литературы;
Творчество учителя: реализация собственных идей, задумок.
В процессе внедрения рабочей тетради получены следующие количественные и качественные результаты:
- 1) Удовлетворение образовательных потребностей. Повышение качества обучения и успеваемости.
-
Результаты ЕМТ (единый муниципальный
тест): в сравнении результатов ЕМТ в первом и во втором классе можно
проследить, что число учащихся, справившихся с заданиями теста на
высоком уровне, возросло.
(Источник получения
информации: статистическая отчетность, по данным ИАЦ).
средний балл по классу
высокий уровень
выше среднего
средний уровень
ниже среднего
1 класс
78,04
0
100%
0
0
2 класс (русский язык)
80
82,6%
0
17,3%
0
3 класс (русский язык)
80
78 %
12 %
10 %
0
- Повышение качества обучения и успеваемости по результатам контрольных мероприятий (Источник получения информации: статистическая отчетность по школе)
В сравнении с первым и вторым классами процент детей, обучающихся на «5 и 4» по русскому языку значительно не снижается, увеличивается темп чтения.
Учебный год |
Успеваемость |
Качество |
Техника чтения (средний темп) |
Входной результат |
|
|
35,2 сл/мин |
2 четверть 2007-2008 |
88 % |
72% |
63,2 сл/мин |
3 четверть 2007-2008 |
100 % |
92 % |
---------- |
4 четверть 2007-2008 |
100 % |
95 % |
75,87 сл/мин |
1 четверть 2008-2009 |
100 % |
Диктант - 96,2 %; грам задание – 88,8% |
81,72 сл/мин |
2 четверть 2008–2009 |
100 % |
Диктант - 96 %; грам задание- 96 % |
90,8 сл/мин |
3 четверть 2008-2009 |
100 % |
Диктант - 92 %; грам задание – 92% |
92,4 сл/мин |
4 четверть 2008-2009 |
100 % |
Диктант - 92 %; грам задание- 92 % |
98,7 сл/мин |
1 четверть 2009-2010 |
100 % |
Диктант - 90 %; грам задание – 75,5% |
82,3 сл/мин |
2 четверть 2009–2010 |
100 % |
Диктант - 84 %; грам задание- 88,8 % |
85,7 сл/мин |
3 четверть 2009-2010 |
100 % |
Диктант - 88 %; грам задание – 90% |
99,5 сл/мин |
4 четверть 2009-2010 |
100 % |
Диктант - 92 %; грам задание- 96 % |
112,4 сл/мин |
- Устойчивая мотивация учащихся к учебной деятельности (Источник получения информации: данные психолого-педагогического мониторинга развития учащихся).
Мотивация |
1 класс, сентябрь |
1 класс, конец года |
2 класс, конец года |
3 класс, конец года |
24 – хороший уровень |
25 – высокий уровень |
25 – высокий уровень |
25 – высокий уровень |
- 2) Создание, апробация рабочей тетради по обучению грамоте для Образовательной программы «Школа 2100», разработка пакета документов по работе с тетрадью: примерное тематическое планирование; пояснительная записка к использованию тетради; пояснения по каждому уроку и ответы к заданиям; информационное обеспечение данного пособия.
В целом по классу заметно улучшение качества знаний, устойчивую мотивацию к деятельности, благоприятный эмоциональный фон. Учащиеся легко и быстро адаптируются и выдают высокие результаты обучения.
Дальнейшие перспективы работы видим в следующем: выпустить сборник материалов по использованию данной рабочей тетради по обучению грамоте; продолжить работу по созданию рабочих тетрадей, распространив опыт на другие образовательные области;
транслировать данный опыт на другие образовательные учреждения города.
Представленный опыт будет полезен в решении проблем городской системы образования, связанных обновлением содержания образования и формированием ключевых компетентностей:
Ученик |
Учитель, образовательное учреждение |
Родители |
|
|
|
Литература:
- Антонова Л.Г. Развитие речи «Уроки риторики». –Ярославль, 1997
- Байдина П.Н. Занимательная фонетика. –Оса, 1993
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М., 1995
- Бунеева Е.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. -М., 1999
- Волина В.В. Веселая грамматика. – М., 1995
- Волина В.В. Праздник букваря. –М., 1995
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. –М., 1991
- Красников И. «Веселая азбука». – Ростов – на – Дону, 2006
- Маршак С.Я. Веселая азбука. – М., 1986
- Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка. – М., 1987
- Успенский Л. Слово о словах. – Л., 1956
- Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы. –С-Петербург, 2006
- «Школа 2100…» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы», выпуск 1, -М., 1998
- Интернет – ресурсы:
- http://www.school2100.ru/philology/let_1cl.html, учебники и методические пособия
- http://www.1september.ru (конспекты занятий по обучению грамоте)
http://www.solnet.ee (стихи, загадки, шарады, ребусы, фразеологизмы)
http://www.webbaby.ru/dot - kniga.htm (картинки к презентациям)
http://www.school-work.net (стихи, загадки, ребусы, конспекты уроков)
http://www.happy-rids.ru/cat (детские стихи, загадки, ребусы, шарады)
http://www.detkam.e – papa.ru (детские стихи, загадки, ребусы, картинки)
http://www.adalin.mospsy.ru (копилка развивающих методик)
http://www.school-collection.edu.ru (единая коллекция ЦОР, презентации)
http://www.poznayka.ru (детские стихи, загадки, ребусы, картинки)
1 «Школа 2100…» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы», выпуск 1, «Баласс», «С-инфо», Москва, 1998, стр.17