Современные проблемы образования детей-сирот в образовательном пространстве «Профессиональное училище – кадетский корпус» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ильмушкин, Г. М. Современные проблемы образования детей-сирот в образовательном пространстве «Профессиональное училище – кадетский корпус» / Г. М. Ильмушкин, С. А. Дедюев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3309/ (дата обращения: 19.12.2024).


Кадетская подготовка рассматривается нами как новая форма дополнительного образования, направленная на то, чтобы сделать процесс обучения в ПУ более индивидуализированным, адаптивным, отвечающим реальным интересам, потребностям и возможностям учащихся и способным обеспечить им осознанный выбор дальнейшего направления своей профессиональной деятельности [1, с.90]. Задача учебного заведения – создать такие условия, чтобы каждый ученик находил для себя возможности личностного развития и самоопределения, актуализировал свой личностный потенциал. Введением кадетской подготовки в определенной степени может быть обеспечена преемственность учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, дальнейшая возможность поступления учащихся ПУ в военные вузы, успешность прохождения службы в рядах российской армии.

В образовательном пространстве «Профессиональное училище – кадетский корпус» обучение молодых рабочих осуществляется при освоении начальной военной подготовки, как правило, интересной учащимся-подросткам. Это еще более мотивирует их, стимулирует к активному самостоятельному поиску, к самообразованию. Именно, в условиях кадетского корпуса, то есть, в едином образовательном комплексе «Профессиональное училище - кадетский корпус», можно успешно преодолевать многие насущные проблемы профессиональной подготовки и духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Создание в образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус» необходимых условий духовно-нравственного воспитания молодёжи продиктовано насущной потребностью социума в совершенствовании профессиональной подготовки и воспитания рабочих кадров. Изменение потребностей социума в рабочих кадрах требует и изменений в подходе к их подготовке и воспитанию. В этих условиях необходим поиск адекватных условий обеспечения эффективности подготовки и духовно-нравственного, а также физического воспитания рабочих кадров, ибо все эти составляющие неразрывно взаимосвязаны между собой, образуя некоторую целостную систему. В данном образовательном пространстве обучаются дети-сироты, их контингент достаточно весомый.

Необходимость и актуальность создания специфического образовательного пространства «Профессиональное училище – кадетский корпус» обосновывается несколькими значимыми факторами:

- недостаточный уровень обученности поступивших в ПУ подростков;

- крайне низкий уровень физического развития;

- дети из малообеспеченных семей составляют, дети из семьи с одним родителем, дети-сироты;

- часть учащихся первого года обучения составляют группу риска (состоящие на учете в милиции, имеющие отрицательную характеристику и т.д.);

- учащиеся с вредными привычками (курение, алкоголь);

- занимается в кружках и центрах творчества только 1 % учащихся.

Следовательно, при таком качестве контингента учащихся на первый план выходит проблема воспитания подростков и профилактики их асоциального поведения.

На наш взгляд, создание «кадетских групп» и организация соответствующего образовательного пространства позволят эффективно решить многие насущные проблемы профессиональной подготовки и воспитания рабочих кадров.

Нами выделены необходимые педагогические условия для реализации содержания профессиональной подготовки учащихся - сирот и духовно-нравственного их воспитания, создание которых позволит обеспечить высокую готовность к профессиональной деятельности молодых рабочих, духовно-нравственное развитие и успешную их социализацию.

Одной из главных целей в условиях образовательного пространства «Профессиональное училище - кадетский корпус» является создание и поддержание педагогических условий, обеспечивающих полноценную профессиональную подготовку учащихся-сирот, а также обеспечение их духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Итак, выделим педагогические условия, призванные обеспечить эффективную подготовку рабочих кадров и духовно-нравственное, а также физическое самосовершенствование в образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус».

1. Создание учебно-материальной базы и достаточное финансирование, а также оказание материальной помощи детям-сиротам как условие эффективной деятельности ПУ в условиях образовательного пространства «Профессиональное училище - кадетский корпус» - одна из составляющих успешной подготовки и воспитания рабочих кадров. Без достаточного финансирования невозможно развивать инфраструктуру отдыха, проведения досуга, проводить физическую и специальную военную подготовку, приобрести для учащихся кадетскую форму и обмундирование, а также реализовать гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

2. Совершенствование профессиональной подготовки педагогических кадров через систему повышения квалификации и посредством самообразования - важнейшее условие формирования профессиональной готовности и духовно-нравственного воспитания учащихся-сирот, ибо позволяет педагогам в профессиональной деятельности использовать современные технологии и педагогические инновации, обменяться опытом педагогической деятельности, а также самосовершенствоваться посредством самообразования. При этом очень важно обеспечение опережающей подготовки, переподготовки педагогических кадров и стимулирование их инновационной деятельности в работе с детьми-сиротами.

3. Организация здорового образа жизни учащихся-сирот посредством развития физкультуры, спорта и военно-прикладных видов спорта. Большинство учащихся-сирот имеют ослабленное состояние здоровья или отклонения в физическом развитии. В этой связи в образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус» проводится активная целенаправленная работа по следующим направлениям: регулярный медицинский осмотр; профилактические прививки; улучшение качества медицинского обслуживания; спортивно-оздоровительные мероприятия; медицинское просвещение; воспитание здорового образа жизни; просвещение по вопросам различных заболеваний; создание необходимых условий для образовательного процесса (освещенность, санитарно-гигиенические условия, питание, температурный режим и т.д.); организационные мероприятия, направленные на устранение недостатков в системе физического воспитания, гражданско-патриотическое воспитание посредством развития военно-прикладных видов спорта.

4. Создание условий и материально-технической базы для занятий физической и специальной военной подготовкой учащихся-сирот, а также обеспечение специальной формой одежды и экипировкой. Необходимость обеспечения этих условий продиктована введением физической и специальной военной подготовки учащейся молодежи с целью военно-патриотического воспитания и обеспечения готовности к службе в рядах вооруженных сил России.

5. Взаимодействие ПУ, социальных институтов, воинских подразделений и предприятий в процессе профессиональной подготовки и военно-патриотического воспитания учащихся. При этом взаимодействие рассматривается нами как согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов. Взаимодействие различных социальных институтов является одним их направлений решения проблемы подготовки молодых рабочих для предприятий в процессе профессиональной подготовки и гражданско-патриотического воспитания учащихся, в том числе и детей-сирот. Такое взаимодействие, безусловно, позитивно отражается на профилактике асоциального поведения подростков и на совершенствовании гражданско-патриотического воспитания и физической подготовки. На основе взаимовыгодного сотрудничества заинтересованных сторон в качественной подготовке и воспитания молодых рабочих реализуются совместные усилия и действия.

6. Оптимизация внеучебной и воспитательной деятельности учащихся –сирот кадетских групп. В сложившихся условиях является актуальной оптимизация внеучебной и воспитательной деятельности учащихся, в том числе и детей-сирот. Как показывают исследования, значительную часть внеучебного времени учащиеся посвящают просмотру телепрограмм, прослушиванию музыки, спортивно-оздоровительным мероприятиям. Однако должного внимания не находят такие виды внеучебной деятельности, как участие на различных конкурсах, чтение художественной литературы, экскурсии, встречи с известными людьми и т.д. Часто внеучебная и воспитательная деятельность осуществляется спонтанно, без должного учета времени и занятости учащихся, что зачастую приводит к учебной перегрузке, нервно-психологической напряженности, а, в конечном итоге, к психо-эмоциональному выгоранию личности.

7. Обеспечение толерантности по отношению к детям-сиротам и гуманистической направленности процесса обучения в образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус». Только посредством реализации толерантного отношения к детям-сиротам и гуманистической направленности процесса обучения можно успешно реализовать в образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус» духовно-нравственное воспитание учащихся, поскольку именно она определяет формирование ценностных профессиональных ориентаций, духовных ценностей гармоничное развитие личности. Дети-сироты нуждаются в особенном отношении к ним, т. е. в толерантном. Окружающие, педагогический коллектив должны проявить к ним терпимость и понимание в решении их насущных проблем.

Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание в единстве с гуманистической сущностью образования выводит личность учащегося на понимание и осознание собственной социальной значимости в роли гражданина и защитника Родины, наполняется его жизненная позиция новым содержанием и смыслом; понятия «защита Отечества», «честь и совесть» становятся неотъемлемой частью жизненной и духовно-нравственной установки учащегося.

Дети-сироты имеют потенциальную возможность в основном самореализоваться через профессиональное образование, поскольку на данном этапе его жизнедеятельности оно занимает ведущее место. Профессиональное становление на основе его гуманистической направленности в полной мере определяет ключевое направление формирования у молодого рабочего гуманистических ценностей.

Тем самым действия и мотивы учения обучаемого ориентированы на его профессиональное становление и самоопределение посредством гуманизации профессионального образования. В итоге мотивы учения учащихся выступают как результат взаимодействия, взаимовлияния и взаимообусловленности многих как субъективных, так и объективных элементов и факторов.

Реализация гуманистической направленности образовательного процесса во многом зависит от того, насколько учащиеся и коллектив педагогов осознанно примут идеи гуманизации образования и необходимость осуществления данного социально-нравственного процесса, но и от того, как каждый субъект образовательной деятельности готов реально осуществлять, содействовать и развивать гуманистическую направленность обучения.

8. Обеспечение правого воспитания учащихся-сирот. Вопросы формирования гуманистических взглядов учащихся-сирот тесно связаны с их правовым воспитанием, поскольку правовое воспитание регулирует формы правового поведения в обществе. Поэтому формирование правовой культуры представляет основной вектор духовно-нравственного воспитания, предполагающий внутренне адекватное понимание конституционных, правовых позиций личности; выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание развивающейся личности.

9. Повышение у преподавателей уровня психолого-педагогических знаний в области мотивации учения детей-сирот, их поведения, структуры личности, возрастной психологии, организации духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания учащихся. Мотивация по оценкам исследователей является стержнем психологии личности, обусловливает особенности ее поведения и деятельности. Поэтому Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и другие рассматривали формирование мотивов в качестве основы воспитания. Основой духовно-нравственного воспитания учащихся-сирот является работа с мотивацией на личностное развитие в духовной и профессиональных сферах.

10. Комплектование педагогических кадров из офицеров в отставке для проведения специальной военной и строевой подготовки учащихся кадетских групп и обеспечение педагогического взаимодействия между преподавателями двух типов - военными и гражданскими. Данное условие является необходимым для успешной реализации специальной военной подготовки (стрельба, метание гранат, владение стрелковым оружием, строевая подготовка, рукопашный бой и т.д.). В то же время необходимо тесное педагогическое взаимодействие военных и гражданских преподавателей, ибо образовательный процесс и воспитание молодого рабочего в образовательном пространстве «Профессиональное училище – кадетский корпус» представляет собой единое целое, единый механизм. Профессиональную подготовку рабочих кадров мы рассматриваем в единстве с воспитательными аспектами, что призвано обеспечить полноценное формирование духовно-нравственной личности.

11. Формирование системы профессиональных и личностных ценностей учащихся. Процесс самоопределения подростка выступает как одна из ведущих возрастных задач отрочества, и само психологическое содержание этого периода в целом определяется той ситуацией множественных социальных выборов, в которой оказывается подросток.

12. Содействие полноценному физическому и психическому здоровью учащихся-сирот, обеспечение их профессиональной и социальной адаптации. Статистический анализ состояния здоровья учащихся-сирот свидетельствует о том, большинство из них имеет отклонения в физическом развитии, низкую стрессоустойчивость, психические отклонения, отставания в развитии и т.д. Именно в образовательном пространстве «Профессиональное училище – кадетский корпус» имеются возможности и ресурсы для полноценного физического развития учащихся-сирот, развития их высокой готовности к будущей профессиональной деятельности.

Реализация выделенных педагогических условий призвана обеспечивать высокую готовность учащихся-сирот к дальнейшей профессиональной деятельности, их духовно-нравственное развитие, мобильность и гибкость, гражданскую позицию и ответственность, а также успешную социализацию.

В контексте проводимого исследования отметим, что выделенные педагогические условия обусловливаются спецификой профессиональной подготовки учащихся в рассматриваемом образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус».

Таким образом, эффективность духовно-нравственного воспитания и профессионального становления детей-сирот в образовательном пространстве «Профессиональное училище - кадетский корпус» достигается при соблюдении совокупности выявленных педагогических условий.

Нами также исследованы студенты-сироты учреждений среднего и высшего профессионального образования. Они сталкиваются с определенными специфическими трудностями в процессе обучения в данных учебных заведениях, в частности, проблема их успешной социализации.


Литература:
  1. Ильмушкин, Г.М., Михайлов, А.В. Профессиональная подготовка учащихся в образовательном пространстве «Профессиональное училище-кадетский корпус»: монография / Г.М. Ильмушкин. А.В. Михайлов. – Димитровград: Димитровградский институт технологии, управления и дизайна УлГТУ, 2008. – 2005 с.


Основные термины (генерируются автоматически): кадетский корпус, Профессиональное училище, образовательное пространство, профессиональная подготовка, специальная военная подготовка, воспитание рабочих кадров, физическое развитие, военно-патриотическое воспитание, высокая готовность, высшее профессиональное образование.


Похожие статьи

Подготовка к непрерывному образованию в системе «школа – вуз»

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого города

Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного образования детей

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы в условиях модернизации российского профессионального образования будущих специалистов по рекламе

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

Приоритет блочно-модульного обучения в системе повышения квалификации преподавателей профессионального образования

Воспитательный потенциал школы как культурно-образовательного центра в условиях малого города

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Особенности развития инновационно-образовательных программ высшей школы в республике Татарстан: теоретический аспект

Создание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра

Похожие статьи

Подготовка к непрерывному образованию в системе «школа – вуз»

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого города

Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного образования детей

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы в условиях модернизации российского профессионального образования будущих специалистов по рекламе

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

Приоритет блочно-модульного обучения в системе повышения квалификации преподавателей профессионального образования

Воспитательный потенциал школы как культурно-образовательного центра в условиях малого города

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Особенности развития инновационно-образовательных программ высшей школы в республике Татарстан: теоретический аспект

Создание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра

Задать вопрос