В настоящей статье рассмотрена новая методология обучения, направленная на формирование у обучающихся умения планировать собственную успешность при организации своей учебной деятельности. Данная методология личностно-ориентирована, включает в себя различные формы работы учащихся. Основной целью создания данной методологии обучения является: повышение качества знаний обучающихся. Поскольку знания, формируемые у обучающихся в рамках данной методологии, становятся личностно-значимыми.
Ключевые слова: успех; успешность при обучении; ситуации успеха при обучении; рефлексия; «дневник успешности по химии».
The federal concept of modernization of education indicates the priority of practice-oriented personality. The question arises of how to educate this person, coordinating the formation of practical skills with pedagogical purpose of personal development and content of education (which is reduced from the theoretical aspect)? In the information - a knowledge (classical) paradigm, a person appears as an object of the "weapons" to a given system of knowledge, skills, and therefore it is valuable, especially as their carrier. In person - oriented paradigm of man is the subject of knowledge, life and personal development, so it is valuable. Thus, it can be concluded that two of these paradigms confront each other in the field of modern pedagogy. In this paper, we study a new methodology aimed at forming students' ability to plan their own success in organizing training activities. This methodology is student-centered, includes various forms of student work. The main goal of this training methodology is: a better knowledge of students. As knowledge generated from studying in the framework of this methodology are personal and meaningful.
Keywords: success, success in teaching, the situation of success in teaching, reflection, "Diary of success in chemistry."
Федеральная концепция модернизации образования указывает на приоритеты практико-ориентированной личности. Возникает вопрос, каким образом, воспитывать настоящую личность, согласуя формирование практических умений и навыков с педагогической целью личностного развития и с содержанием образования (которое сокращено в теоретическом аспекте)?
В информационно – знаниевой (классической) парадигме человек предстаёт как объект процесса «вооружения» его заданной системой знаний, умений, навыков, поэтому он ценен, прежде всего, как их носитель. В личностно – ориентированной парадигме человек есть субъект познания, жизни и личностного развития, поэтому он самоценен.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что две данные парадигмы противостоят друг другу в области современной педагогики.
Рассмотрим суть предлагаемой методологии успешного обучения подробнее.
Ключевым понятием методологии успешного обучения является «успешность при обучении». Точного и однозначного определения данному понятию в литературных источниках не встречается. Есть только некие его описания в книге А.С. Белкина «Ситуаций успеха. Как её создать. Книга для учителя», в которой А.С. Белкин пишет: «Если ребёнка лишить ожидания завтрашней радости, если его лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее»… «Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребёнка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения». [А.С. Белкин «Ситуация успеха. Как её создать. Книга для учителя» с.3,М.Просвещение,1991г.].
По мнению большинства психологов и педагогов, успешность – это достижение определённых целей в качестве результата выполнения определённой деятельности. По мнению А.С.Белкина «успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться».
Однако, все эти мысли являются описаниями успешности при обучении, но нечётким определением данного понятия. Поэтому, в настоящем исследовании, была сделана попытка сформулировать определение успешности при обучении.
Успешность при обучении – осознанно поставленная цель обучения, реализуемая учителем и учащимися в форме сотрудничества и сотворчества на уроках.
Целью обучения в рамках создаваемой методологии успешного обучения является научение учащихся успешно организовывать свой учебный труд, «добывать знания» с целью успеха собственной личности.
Реализация данной методологии требует серьёзной подготовленности учителя к определённому стилю деятельности. Учителю необходимо «верить в своих учеников», позитивно настраивать их, а главное – формировать интерес к обучению.
По мнению А.С.Белкина «успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться». Для реализации успеха обучающегося на уроках, учитель, и, желательно, члены семьи обучающегося, должны участвовать в организации учебного процесса и тактично подготовить стратегию создания для обучающегося возможных ситуаций успеха. Данные ситуации – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной личности, так и коллектива в целом. Данный подход в обучении, изложенный в книге А.С.Белкина, безусловно, эффективен, но применяется в настоящее время недостаточно широко. Надо сказать, что при организации учебного процесса на таких сложных для понимания дисциплинах как химия, данный подход следует дополнять новыми педагогическими приёмами, подбираемыми индивидуально для каждой группы обучающихся.
Одним из условий стимулирования интереса учащихся к обучению является создание ситуаций успеха на уроках. Предоставление обучающимся возможности самостоятельно планировать и оценивать свою учебную деятельность является одним из подходов к организации таких ситуаций на занятиях.
Учитель, применяя настоящий подход, использует различные педагогические и методические приёмы, а также средства обучения. В качестве такого средства, возможно, применять дневник успешности, который выполняет функцию обучения планировать и оценивать самостоятельно собственную учебную деятельность.
С помощью данного дневника обучающиеся планируют свою учебную деятельность по конкретной теме и самостоятельно анализируют её.
В рамках настоящего исследования был проведён педагогический эксперимент. Данная методология успешного обучения разрабатывается и апробируется в Колледже ландшафтного дизайна №18 города Москвы.
Уроки организуются по классическому плану комбинированных уроков, также проводятся внеклассные мероприятия. Но, новизна организации данных уроков заключается в:
1) психолого-педагогическом анкетировании групп обучающихся в начале года;
2) индивидуальном поурочном подборе ситуаций успеха по составленному психолого-педагогическому портрету группы;
3) Применение активных форм работы на уроке (беседа, полилог, игра, рейтинг, кейс-метод и т.п.);
4) психолого-педагогическом анкетировании групп обучающихся в конце года.
5) Анализ анкет и анализ полученных результатов для следующего учебного года.
В качестве обязательного средства обучения по методологии успешного обучения является «дневник успешности» обучающегося.
Целью ведения дневника успешности для учащихся является отражения выполнения определённых учебных действий учащихся, спланированных самостоятельно для самостоятельной же коррекции, для самоанализа своей деятельности.
Педагогический эксперимент в колледже проводится на уроках химии и биологии.
Рассмотрим пример одного из этих уроков.
Тема урока: Виды изомерии органических веществ.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1) Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению следующих понятий изомерия и изомеры;
Научить различать виды изомерии и приводить к каждому из них по 2-3 примера;
Научить строить и называть различные виды изомеров
2) Развивающая: развивать рефлексию, коммуникативные способности, продолжать формировать основные общеучебные умения и операции мышления (анализ, синтез, сравнение, систематизация).
3) Воспитывающая: продолжать воспитывать качества личности – целеустремлённость, сила воли, настойчивость в достижении цели, коммуникабельность, взаимовыручка.
Средства обучения: дневник планирования учебных достижений по химии, учебники, справочники, средства ТСО.
Ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
||||||||||||
1.Организационный момент. |
Организация учащихся на работу. Создание благоприятного психологического климата, пожелание учащимся успеха. |
Подготовка к уроку.
|
||||||||||||
2.Организация изучения новых знаний и способов действий. |
Учитель представляет вниманию учащихся краткий опорный конспект урока, заранее приготовленный на доске (или же в виде слайдов, если в классе имеется медиа-проектор). В данном конспекте имеются только те определения, которые необходимо зафиксировать. Изомерия, изомеры, схема: виды изомерии. Учитель поясняет данный конспект, привлекая необходимые средства наглядности, приводит примеры и т.д. Особенность пояснения данного конспекта учителем состоит в том, что учитель излагает информацию в форме вопросов и ответов, мотивирует учащихся, к новым вопросам, выходящим за рамки написанного на доске. Данные вопросы со стороны учащихся являются прообразами целей настоящего урока. Затем, учитель предлагает учащимся открыть дневники успешности и зафиксировать цели изучения данной темы:
После записи целей учитель снова обращает внимание учащихся на конспект и просит его переписать. |
Учащиеся слушают рассказ учителя, фиксируют в дневниках успешности: -тему урока, -цели изучения данной темы. Далее в рабочих тетрадях фиксируют конспект. Задают учителю возникающие вопросы. |
||||||||||||
3.Отработка новых знаний и способов действий. |
Учитель предлагает учащимся организовать группы по 3-4 человека. Далее, ученики получают карточки с заданиями различного уровня сложности. Номера заданий и номер карточки учитель просит записать в дневник успешности в соответствующие графы имеющейся в нём таблицы. Учитель обращается к учащимся с пожеланием успеха перед выполнением работы и объясняет им, что результаты этой работы им предоставляется возможность оценить самостоятельно, с помощью дневника успешности. Для этого им необходимо (в данном дневнике) заполнить таблицу:
Поставьте себе оценку за урок_______ Что необходимо сделать, чтобы её исправить. После данных инструкций, учитель просит учащихся приступать к решению заданий. |
Учащиеся организуют группы. Выбирают карточки с заданиями. Слушают пояснения к работе учителя. Выполняют задания. Оценивают свою работу на уроке с помощью дневника успешности. |
||||||||||||
4.Рефлексия. |
Учитель предоставляет учащимся правильные варианты решения заданий. Отвечает на возникающие вопросы. Разбирает с обучающимися наиболее сложные варианты заданий. Опрашивает учащихся, как они оценивают свою работу на уроке, при этом, оценки, поставленные учащимися самим себе в дневниках успешности могут не озвучиваться. На обсуждение выносится на сколько понятна учащимся изученная тема. |
Учащиеся проверяют выполненные задания. Анализируют свою работу на уроке с помощью дневника успешности. Оценивают свою работу на уроке на рефлексивном уровне и планируют свою учебную деятельность. |
||||||||||||
5. Итоги урока. |
Учитель предоставляет учащимся домашнее задание на выбор по уровню сложности. Обязательным домашним заданием для всех учащихся, является самостоятельное планирование своих действий по изучению темы. |
Выбирают домашнее задание по уровню сложности заданий. Отмечают, если это необходимо, какие задания выполнить на уроке не удалось и фиксируют их в дневнике успешности. |
Итак, в качестве основания к настоящему подходу в обучении является успешность каждого обучающегося, которую педагог «раскрывает» на уроках, создавая условия для реализации способностей обучающегося.Это значит, что педагог «выводит» обучающегося на собственную образовательную траекторию.
Литература:
А.С. Белкин «Ситуация успеха. Как её создать. Книга для учителя», М.Просвещение,1991г.
В.С.Меськов, А.А.Мамченко «Образование для обществ знания: постнеклассическая модель образовательных процессов». Научный информационно – аналитический гуманитарный журнал «Ценности и смыслы», 2010,№2(5);
Магомедов П.Ш., Далгатов М.М. Теоретические модели профессионализма учителя и диагностика его успешности// Ярославский психологический вестник. Вып.19.М.-Ярославль: Изд-во РПО,2006.
Левитас Г.Г. Преодоление неуспешности, Москва,ИЛЕКСА,2009.
Юный химик 2- 2007, «Издательский дом МПА-ПРЕСС»
Колеченко А.К., Энциклопедия педагогических технологий, КАРО,2008.