На сегодняшний день одной из основных задач современных образовательных учреждений является повышение качества подготовки специалистов, так как обществу информационных технологий необходимы специалисты нового поколения, способные самостоятельно принимать решения, активно действовать, гибко адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Необходимы люди мыслящие самостоятельно, способные к самореализации. Самореализация - подразумевает ощущение того, что вы становитесь тем, кем способны стать. Это точное знание того факта, что вы движетесь к полной реализации своего потенциала как человека. Психолог Абрахам Маслоу назвал это «самоактуализацией». Он утверждает, что это «основная характеристика наиболее здоровых, счастливых и удачных членов нашего общества» [1, c.22]. Американский экономист Лестер Туроу придерживается мнения, что «Технология и идеология потрясают основы капитализма двадцать первого века. Технология делает квалификации и знания единственным источником стойкого стратегического преимущества» [2, c.73]. Сегодня выпускники вузов понимают, что для самоутверждения, самореализации в этой жизни им требуются практические знания и умения. Поэтому специалист сегодня должен уметь работать над собственным саморазвитием.
Саморазвитие специалиста — это процесс осознанного целенаправленного развития себя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности[3, c.1].
Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих: личностного развития (личностного роста); интеллектуального развития; профессионального (квалификационного) развития; поддержания физического состояния (оздоровления).
Л.Д. Гительман в своей статье «Условия совершенствования и профессионального саморазвития» утверждает, что для того, чтобы специалист занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были: внутренняя мотивация к профессиональной деятельности и способность к саморазвитию. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются: внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя; способность к саморазвитию; понимание содержания и методических основ саморазвития [3, c.2].
Уровень активности профессионального развития зависит от личной структуры мотивов деятельности специалиста. При доминирующих внутренних мотивах или если есть ведущий мотив, то это обеспечит мотивированность специалиста на саморазвитие. При наличии только внешних мотивов можно сделать вывод о недостаточности и даже отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие. Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности — процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у специалиста мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Однако наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что специалист уже не нуждается в помощи. Он сам способен прилагать усилия для полной реализации своего внутреннего потенциала профессионального развития и достижения успеха. Таким образом, образовательное учреждение должно создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. В настоящее время для решения этой задачи в учебном процессе вузов используются активные методы обучения. Они позволяют создать условия для формирования мотивации к профессиональному росту у студентов, которые будут способствовать становлению специалиста в современных условиях. Существует множество методов саморазвития, которые позволяют начать и поддерживать данную деятельность, даже если мотивация к профессиональному росту невелика. Среди наиболее доступных, эффективных, а также легко интегрируемых в образовательный процесс методик и технологий, позволяющих повысить мотивацию к профессиональному росту, хотелось бы отметить деловую игру.
Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости[4, c.29].
Деловая игра позволяет моделировать условия профессиональной деятельности и осуществлять поиск лучших способов выполнения своих задач. Происходит имитация всех аспектов человеческой деятельности, включая социальное взаимодействие в команде. В деловой игре исчезает противоречие между абстрактностью изучаемого предмета и реальностью профессиональной деятельности. Решая игровые задачи, студенты обучаются решать профессиональные задачи, то есть происходит одновременное обучение и воспитание. Различные виды деловых игр отличаются методикой проведения и целями, которые ставит преподаватель: дидактические и управленческие игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные и др. Чтобы стимулировать творческую активность участников применяются специальные методы работы, например метод «Мозгового штурма». Таким образом, в процессе деловой игры можно осуществлять целенаправленную работу по всем направлениям профессионального развития.
В деловой игре при реализации игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности происходит обучение, а также работа по первому направлению профессионального развития, то есть формированию умений и качеств, которых у будущего специалиста нет, но которые ему необходимы. Студенты получают возможность составить четкое представление о том, где и каким образом могут быть применены в окружающем мире приобретаемые ими знания. Диалогическое общение сопровождается достижением учебных целей, так как только плодотворная дискуссия, в которой принимают активное участие все участники игры, ведет к творчеству в работе. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности: студенты активизируют способность генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Решая задачи деловой игры, они учатся сопоставлять и анализировать факты, выдвигать и защищать гипотезы, делать обобщения и сопоставления, устанавливать статистические закономерности, аргументировать выводы, решать существующие и выявлять новые проблемы.
Разработчик ставит перед обучающимися двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности. Студенты получают возможность самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня, а также умений и навыков, которые можно совершенствовать целенаправленно. Так происходит процесс работы над вторым направлением профессионального развития, то есть закреплением и совершенствованием уже имеющихся положительных умений и качеств и личностных характеристик будущего специалиста в «мнимых», игровых условиях. При этом студенты совершенствуют свои способности к коммуникации, учатся работать в команде, предотвращать конфликты и решать их.
Деловая игра позволяет устранить недостатки и ограничения, снижающие эффективность профессиональной деятельности и мешающие профессиональному росту. Моделируя конкретные условия и динамику производства, мы создаем реальные условия профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей. Таким образом, обеспечивается продуктивное общение, при котором участники игры могут экспериментировать с разными вариантами поведения, и даже действовать путем проб и ошибок, что невозможно в реальной жизни.
А.П. Исаев в своей статье «Инструменты профессионального саморазвития» предложил несколько методов повышения самомотивации к профессиональному росту. Наиболее важные из них, по нашему мнению, задействованы в деловой игре. Это стремление к перспективным целям, способность брать на себя ответственнось за себя и свою команду (чем выше личный вклад в деятельность, тем выше мотивированность и удовлетворенность), отношение к кризису как к средству развития, а также осознание того факта, что мотивация к работе — лишь часть мотивации к жизни [5, c.2].
В процессе деловой игры у студентов появляется возможность освоить проектное мышление, научиться работать в команде, конкурировать и сотрудничать, презентовать произведенный продукт или услугу, вести переговоры и выступать на публике. Подобная «генеральная репетиция» профессиональной деятельности создает благоприятные условия для последовательной и целенаправленной работы над собой, максимального использования собственных возможностей и осознанного управления своим временем, что способствует формированию мотивации к профессиональному росту у студентов.
Литература:
Maslow, A.H. Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row,1987.
Туроу, Л.К. Будущее капитализма [Текст]: Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир / Лестер К. Туроу; пер. с англ. А.И. Федорова. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. - 432 с.
Гительман, Л.Д. Условия совершенствования и профессионального саморазвития. Электронный ресурс. – Режим доступа: www.elitarium.ru (дата обращения 07.06.2011)
Бельчиков, Я.М. Деловые игры [Текст] / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн. - Рига: АВОТС, 1989. – 304 с.
Исаев, А.П. Инструменты профессионального саморазвития//Журнал «Психология и управление», 2008, номер 3
Полат, Е.С. Жизнь как постоянное учение. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2006/04/14/zhizn_kak__postojannoe_uchenie.html.
Карпичев, В. Самоменеджмент (введение в проблему) / В. Карпичев // Пробл.теории и практики упр. – 1994. - №3. – С. 103 – 106.
Токарев, В. Профессиональные навыки менеджера (обогащенный самоменеджмент) / В. Токарев // Пробл. Теории и практики упр. – 2000. №6. – С. 113 – 116.
Казаченко, И. Кто такой универсальный специалист? Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.archives.maillist.ru /45971/1016438.html.
Горелов, Б.А. "Стратегический менеджмент и строительство карьеры" - фундаментальная дисциплина в подготовке специалистов [Текст] / Б.А. Горелов, А.Н. Кармазинский, И.Ю. Клыгина // Науч. сессия МИФИ-2002: Сб. науч. тр. В 14 т. М.: МИФИ, 2002. Т.6. С. 106 - 108.