Всеобщим явлением нашей повседневной жизни, «болезнью» нашего общества стали всеобщая спортизация, конкуренция, соперничество. Причем, логически именно в такой последовательности идет становление данных явлений. Спортизация проявляется везде и во всем: на производстве, в искусстве, в повседневной жизни. В производственной деятельности для поднятия производительности труда прибегают к старому советскому способу мотивирования – «социалистическому соревнованию», трудовой гонке перепроизводства. Искусство превратилось из средства приятного, культурного времяпрепровождения, целью которого являлось простое эстетическое наслаждение, в совокупность проходящих везде и всюду конкурсов, соревнований, суть в ту же гонку-соревнование талантов. В повседневной жизни мы стремимся быть впереди соседей, коллег по работе, преуспеть в личной жизни, быть в голове очереди и т.д.
Явление спортизации всё больше набирает обороты, несмотря на то, что объективные показатели (зачастую в этой гонке не нуждающиеся) говорят о том, что погоня за всеобщим первенством зачастую просто бессмысленна в той форме, в которой она существует в настоящее время. Можно назвать спортизацию проявлением естественного отбора применительно к человеческому обществу. Однако, отождествляя человека с природным миром, не стоит забывать о том, что он в большей степени существо социальное, живущее по выстроенным им самим законам общежития. В современном обществе, все больше стремящемся к общей гуманизации, правовому государственному устройству, понятия эволюции, конкуренции и естественного отбора стоит рассматривать в аспекте гуманистической концепции. Поэтому явление спортизации – всеобщей соревновательности и конкуренции – не должно стать основной ценностью общества.
Современный спорт, как явление общественное, учит и учится у общества. Он учится коммерции, бескомпромиссной борьбе, а учит нас всегда быть первыми во всем. И эта взаимосвязь отнюдь не односторонняя. Можно поспорить с тем, научило ли общество спорт соперничеству или же это спорт научил соперничать субъектов общества. Объективно спортивные ценности развились из системы общественных ценностей, сложившихся во второй половине 20-го столетия, однако влияние спорта на общество также было настолько обширным (в виде рекламы, подражания, идолизации, моды), что общество также переняло у спорта определенные признаки и формы общественного устройства.
Необходимо отметить, что структурный подход к изучению общества, основывающийся на иерархии структурных компонентов, их соподчиненности, не рассматривался до сих пор с позиций отдельных его элементов. В каждой структурной единице, каждом элементе общества (как целого явления), каждом социальном институте можно без труда разглядеть одинаковые тенденции всей структуры – как в целом, так и в отдельных ее частях.
Если рассматривать общество с точки зрения синергетики, то оно представляется как открытая система (если рассматривать «локальное», «национальное» общество), имеющая определенные эмерджентные свойства по отношению к своим структурным элементам. Однако, каждый структурный элемент, в качестве которого могут выступать отдельные социальные институты (школа, спорт, искусство и др.), проявляет те же свойства и тенденции, которые присущи всей системе. Здесь мы видим общее в частном. Спорт, как социальный институт, часть общей системы – общества - исходя из законов синергетики, не может самоорганизоваться от всей системы в самостоятельную систему, поэтому должен подчиняться общественным законам. Сложная система, каковой является наше современное общество, будет развиваться и совершенствоваться лишь в том случае, если развиваются и совершенствуются по тем же принципам и закономерностям ее структурные элементы. Если же хоть один элемент не подчиняется общей тенденции развития, то и вся система будет находиться в стационарном состоянии. Для развития системе необходимы определенные ориентиры, указатели, цель, а также определенные средства и методы, по которым это движение будет осуществляться. Если у общества сейчас есть объективная цель – достижение материального благополучия человечества, прагматическое существование – то и спорт объективно должен следовать к этой цели при помощи тех же методов. Отсюда стремление спортивных ценностей подстроиться под общественные идеалы.
Спорт в настоящее время изживает себя как воспитательный общественный элемент. Он становится исключительно элитарным занятием. И причиной тому является не только то, что все в нем построено на деньгах и материальной выгоде. То, что мы видим в настоящее время в нашей стране – падение интереса к занятиям спортом – связано в первую очередь с «подстраиванием» спорта к требованиям современного общества. И немалую отрицательную роль в подобном умерщвлении спорта сыграла реформация олимпийского движения во второй половине 20-го века. В спорте сейчас преобладают общественные идеалы, основанные на выгоде, коммерческом успехе, культе популярности и общественного признания.
На фоне упадка спорта, как полезного и благородного явления, занятия посильными физическими упражнениями, доступными каждому в зависимости от подготовленности и самочувствия (так называемая «физическая культура»), занятия, над которыми не довлеет соперничество, стремление быть первым и прочие условности, являются действенной альтернативой в деле привития физической культуры населению нашей страны. Занятия физическими упражнениями в нашей стране часто сводятся лишь к одной крайности – спорту. Причиной является то, что этому людей учили на уроках физической культуры: физкультура в российской системе образования фактически приравнивается к спортивным тренировкам. Уроки физической культуры не предполагают указания и устремленности на формирование здорового образа жизни как основной цели физического воспитания. Специализация и спортизация стали основной формой физического воспитания во всех учреждениях образования страны.
Из-за противоречий ценностей, которые испытывает современный спорт, он теряет свое былое значение мощного социального фактора воспитания и социализации. Современный спорт высших достижений стал абсолютно неприемлем как средство воспитания подрастающего поколения. Былые ценности, такие как честность, стремление к духовному и физическому совершенствованию, самовоспитанию, сменились ценностями и устремлениями современного общества: прагматичностью, коммерциализацией, погоней в первую очередь за зрительским интересом, стремлением к первенству любыми путями, в том числе и запрещенными.
Спорт, как шоу, как зрелище, где приоритетом в установлении правил пользуется тот, кто это зрелище организует, - это мутировавшая, видоизмененная ветвь «гимнастики» (направления физического воспитания, целью которого было правильное физическое воспитание детей в учебных учреждениях 19 века), как хамелеон подстроившаяся под современное общество для того, чтобы выжить в нем. Гимнастические системы 19 века, существовавшие в различных странах Европы, не предполагали никакой соревновательности и показа каких-то высоких результатов в выполнении упражнений. Они были лишь средством воспитания подрастающего поколения. С высоты современного положения физической культуры можно констатировать, что такие системы были бы идеальными претендентами на роль так называемой массовой физической культуры. Единственным недостатком было то, что системы эти носили военизированный характер, были формой начальной военной подготовки. Однако разработанная российским педагогом П.Ф. Лесгафтом система физического образования, вобрав в себя то лучшее, что было у европейских систем гимнастики, пошла «мирным» путем, демилитаризовав физическую культуру для детей в целостную концепцию физического образования.
Позже существовавшие системы гимнастики (не все, впрочем), соединившись с другой ветвью физической культуры, зародившейся в 19 веке – «атлетикой», а также с существовавшими международными федерациями футбола и других видов спорта, приправленные спортивным духом Олимпийского движения, снабженные довеском в виде набравшего уже тогда силу букмекерского бизнеса, превратились постепенно в то, что мы называем современным спортом высших достижений (или просто спортом).
Достичь вершин в спорте гораздо труднее, чем в какой-либо иной сфере деятельности, поэтому родители в настоящее время альтернативой занятиям спортом видят активную учебную деятельность и даже раннюю трудовую деятельность, полагая, что таким образом их ребенок быстрее станет материально независимым. Из двух зол просто выбирается меньшее.
Никаких идеалов, основанных на любви к спорту, таланте ребенка, его желании заниматься, стремлении к гармоничному развитию, к самореализации посредством спорта и т.д. – ничего этого не наблюдается и в помине. Основным критерием является возможная материальная выгода от занятий. Поэтому дети отдаются в те виды спорта, где в будущем существует возможность зарабатывать деньги при помощи спортивных выступлений, а не висеть спортивным иждивенцем на родительской шее.
Уже с самого начала спортивных занятий дети настроены родителями на то, какую выгоду они будут иметь от занятий и чего добьются в процессе занятий тем или иным видом спорта. Причем настроенность на победу в каждом турнире и это «натаскивание» родителями детей исключительно на результат – две совершенно разные вещи. Ложные идеалы и ценности современного спорта превращают современных детей в рабов денег и собственности. Стоит сказать, что вину за формирование этих ложных ценностей у детей можно всецело возложить на родителей.
Планируя свой «будущий успех», дети и их родители забывают о самом главном (ими, впрочем, воспринимаемом как само собой разумеющемся) – тренировочном процессе, воспитании, образовании, которые сопутствуют спортивной деятельности. И на каждом этапе подготовки тренировочный процесс сталкивает детей с все новыми трудностями, которые зачастую они преодолеть не способны, потому что не настроены на тяжкий и упорный многолетний труд, на длительный и кропотливый процесс роста спортивных результатов. Ведь видящая в своем сыне или дочери только чемпиона, мама молодого спортсмена хочет результата практически сразу, потому что ребенок для нее инвестиция, которая в будущем должна принести прибыль. Результаты нужны здесь и сейчас, а этого невозможно добиться, не покалечив при этом психику и здоровье ребенка. Форсирование спортивной подготовки в юниорском возрасте – явление достаточно распространенное по всему миру.
Из всего сказанного следует, что ценностные ориентиры и идеалы, связанные с занятиями спортом, в настоящее время должны быть пересмотрены, так как существующие ценности спорта не соответствуют социальному заказу, установленному обществом.
Следует учитывать тот факт, что с точки зрения общечеловеческих ценностей внешние формы спортивной деятельности ценностно равнозначны, то есть не предполагают превосходства внешней формы одного вида спорта над другой. В этом плане набор мышечной массы в бодибилдинге равноценен развитию логических способностей в шахматах. Поэтому спор двух спортсменов-представителей разных видов спорта о том, чей спорт лучше, не имеет никакого смысла, так как из этих двоих не прав ни один. Каковы бы ни были цели отдельных видов спорта или спорта вообще, с точки зрения общечеловеческих ценностей они не имеют смысла как явления-самоценности. Поэтому цели разных видов спорта бессмысленны в равной степени. Спорт не может выступать самоцелью человеческой жизни, т.е., как спорт ради спорта, он может быть лишь средством. Следовательно, в аксиологическом плане все внешние формы спортивной деятельности равны, это дело лишь сложившегося эстетического вкуса, традиций и индивидуального практического интереса.
Выбор формы «физической культуры» исходит главным образом из их оздоровительного влияния, и ценность таких занятий зависит от многообразия внешних форм, определяющих гармоничность развития человека в процессе занятий.
Разница между физической культурой и спортом для человека строится исходя из его индивидуальных ценностей. Пока основными ценностями в выполнении физических упражнений остаются здоровье и нормальное физическое развитие, это не будет являться для человека спортом. «Физическая культура» может допускать участие в соревнованиях, не вырастая при этом до уровня спорта, если не несет в себе цели достижения высших спортивных результатов или максимальных достижений, а имеет целью общение, пропаганду здорового образа жизни и оздоровление, полезное проведение досуга.
Критический стресс, которому подвергается организм во время спортивных состязаний, не способствует улучшению здоровья (вопреки распространенной версии старой советской пропаганды), поэтому занятия «физической культурой» в ценностном отношении находятся в выигрышном положении по сравнению с занятиями спортом.
В самой спортивной деятельности тоже есть определенные ценностные категории. Если, например, индивидуальные виды спорта предполагают какой-то рост объективных результатов, постоянное повышение максимальных человеческих возможностей, то игровые виды спорта представляют собой чистое зрелище, и никаких объективных критериев роста результатов здесь нет. Поэтому индивидуальные виды спорта стоят в ценностном отношении выше игровых, однако не имеют такого массового распространения, как спортивные игры. Этот аксиологический парадокс можно объяснить не только тем, что игровые виды спорта разнообразней, интересней для самого занимающегося, но и тем, что для зрителей и болельщиков спорт – это в первую очередь развлечение, а потом уже какие-то ценности и идеалы.
Говоря о ценностных ориентациях в спортивной деятельности, нельзя разграничивать при этом общечеловеческие и узкоспортивные ценности самого спортсмена. Это связано с тем, что для спортсмена спортивные занятия и соревнования являются самоценностью, независимо от того, несут ли они в себе какую-либо пользу и имеют ли какой-то смысл для него. Аксиологические ориентации спортсмена исходят из его потребности в реализации своего физического потенциала, достижения максимального для него на данный момент результата, самоутверждения и превосходства над противником и других компонентов мотивационного фона. При этом не принимаются во внимание факты злоупотребления тренировками в ущерб здоровью, бессмысленность спортивных состязаний вне их материально-коммерческой составляющей, отсутствие интереса общественности к спортивным состязаниям. Спортсмены, подчас не задумываясь, зачем они тренируются и выступают на соревнованиях, вынуждены идти на поводу своих стереотипов и отдельных компонентов мотивации к спортивным занятиям, при этом апеллируя понятиями долга, чести, необходимости, привычки и др. Стереотип важности занятий спортом связан с тем, что спортсмен подчас является зависимым от спортивных чиновников, руководителей и тренеров, для которых он является лишь частью огромного механизма спортивной машины, и часто не задумывается о последствиях и цели своей деятельности. Этот стереотип связан с тем, что в спортивной деятельности занятия не несут в себе конкретной цели долгое время, а потом со временем спорт для занимающегося превращается в самоцель, теряется связь цели занятий с результатом и спортсмен уже не может установить причину и мотивацию занятий, объяснить привязанность к спортивной деятельности, для него становятся незначительными основные формы деятельности вне занятий спортом (работа, отдых и др.). В этом случае спорт просто превращается во вредную привычку, негативный стереотип, разрушить который можно только устранив основные компоненты мотивации к занятиям спортом. Необходимо помнить, что спортивные занятия для человека, для которого спорт не является средством зарабатывания денег, должны быть не более чем приятным времяпрепровождением, средством общения с друзьями и единомышленниками, формой проявления физической культуры личности.