Современное экономическое пространства России и условия существования муниципальных систем требуют от органов местного самоуправления ответственности за развитие подведомственной им территории. Отсутствие единого общегосударственного подхода в вопросах управления социально-экономическими системами муниципальных образований страны создает условия разнонаправленного развития конкретных территориальных единиц. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие системы управления, обеспечивающей устойчивое развития социально-экономических муниципальных систем.
Необходимость решения подобных вопросов обычно возрастает в периоды смены циклов в развитии, оценки возможных результатов реформ, реконструкции общественных структур, территориальной организации. При этом переосмысливаются практический опыт и теоретические концепции, уточняется характер грядущих перемен, выдвигаются гипотезы, обосновываются сценарии, выявляются формы устойчивости, ее черты, признаки и граничные состояния.
Рассматривая процесс управления устойчивым развитием территории в первую очередь необходимо дать общую характеристику понятий «управления» и «развитие», лишь затем рассмотреть содержание словообразования «устойчивое развитие» и в итоге определить содержание обобщенного понятия «управление устойчивым развитием».
Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова управление используются: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организация и т. п. Рассмотрим более употребляемые определения данного понятия.
В толковом словаре В. Даля термин «управлять» означает «править, давая ход, направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-то, подрядничать. Государь управляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью» [9, ст.66]
Майкл Мескон писал, что «управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации», а Питер Друкер, которого считают ведущим теоретиком в области управления в мире, утверждает, что «управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную производительную группу».
Термин «управление» – это широкое понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации конкретных целевых действий и контроля.
В данной статье понятие «управления» будет рассмотрено в контексте организации социальных систем. Данный вид управления, а именно управления социальными системами в научной общественности получил название «социальное управление», особенностью которого является то, что не зависимо от субъекта управления объектом выступает общество или его обособленная, но не автономная от целого часть.
Можно сказать, что «управление», с одной стороны - это процесс проектирования и инновации социальных систем, мотивации людей к деятельности для достижения целей системы, с другой в контексте экономической теории управление - это способ получения экономического результата при наименьших издержках.
В государственном и муниципальном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с властью, которая тоже может быть весьма различной, и все же первое и отличительное свойство управления состоит в том, что это - процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития. То есть воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения поставленным субъектом управления целей. Но стоит уточнить, так как в данной статье рассматривается управление муниципальной системой, то в идеале целеполагание - это движение к целям определенных местным сообществом, получившим своё документальное закрепление, через реализацию органами местной власти своих полномочий.
Основная цель территориального или муниципального управления, определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка. Если последняя определена как создание условий, обеспечивающих достижение высокого качества жизни гражданам, достойной жизни, для каждого человека, то у социальных подсистем более «низкого» уровня других главных целей быть не может, могут быть только разные методы, сроки, этапы достижения главной цели общества в целом.
Рассмотрев понятие «управления», перейдем к термину «развитие».
Понятие «развитие» является дискуссионным. Философские и экономические толкования этого термина приведены в Таблице №1.
Таблица 1
Определения понятия «развитие»
Термин |
Определение |
Источник |
Развитие |
1) процесс доведения «до определенной степени духовной, умственной зрелости, сознательности культурности... до определенной степени силы, мощности, совершенства» 2) «процесс закономерного изменения, перехода исходного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» |
Ожегов СИ. Словарь русского языка: около 57000 слов, 1994. |
Развитие |
необратимое, направленное, закономерное изменение материи и осознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. |
Энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1988. С. 1109. |
Развитие |
закономерное изменение материи и осознания, их универсальное свойство... развитие бывает или экстенсивным, проявлением и увеличением уже имеющегося, или интенсивным, т.е. возникновением качественно новых форм… Развитие бывает экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным, определяемым окружаемым миром, или эндогенным, т.е. ненастоящим развитием, источник которого находится внутри самого развивающегося» |
Краткая философская энциклопедия. – М : Прогресс, 1994. |
Развитие |
способность экономики долгое время находившейся в состоянии относительного статического равновесия, создавать" импульсы и поддерживать годовые темпы роста валового внутреннего продукта (в регионе - валового регионального продукта) на уровне 5-7 %. комплекс изменений, посредством которых ориентированная на удовлетворение основных потребностей и запросов отдельных людей и групп социальная система движется от состояния всеобщей неудовлетворенности к новым более благоприятным материальным и духовным условиям жизни. |
Колодина Е.А. Региональное развитие: цели, критерии и факторы // Актуальные вопросы государственного регулирования: Сб. науч. трудов.-Иркутск: Изд-во БГУЭП,2002. С. 15. |
Развитие |
Для того чтобы выяснить, развивается ли страна, следует задать вопросы: Что стало с нищетой? Как изменился уровень безработицы? Какова степень неравенства? Если все три показателя сократились по сравнению с высоким начальным уровнем, то страна, вне всякого сомнения, переживает период развития. Если один или два из них, и особенно все три, ухудшились, то странно говорить о развитии даже при двойном росте доходов надушу населения. |
Dudley Seers. The meaning of development, New Delhi. 1969. p. 3. |
Как видно из таблицы №1 понятие «развитие» является дискуссионным, в словаре С.И. Ожегова дается два относительно противоположных толкования. И первое, и второе значения определяют некоторый процесс изменений, однако в первом случае в большей степени предполагается наличие проявления чей-либо воли, во втором случае процесс развивается закономерно.
Анализируя вышеприведенные трактовки и учитывая двойственность определений, целесообразно говорить о развитии муниципальных образования с двух определённых в теории управления точек зрения[5, ст.95]:
интенсивное - выход на новый качественный уровень через проявление воли субъекта, расположенного внутри (эндогенное), т.е. через органы местного самоуправления;
экстенсивное за счёт увеличения количественных показателей уже имеющихся форм организации жизнеобеспечения, а так же за счет внешнего воздействия (экзогенное), т.е. на основании решений органов государственной власти.
Второй подход использовался преимущественно в недавнем прошлом, когда условия развития задавались извне. В нынешних условиях наиболее приемлем первый подход, при котором источником развития является эффективная реализация населением территории местного самоуправления в направлениях повышения качества жизни, естественно с учетом внешних факторов.
С пониманием, самого термина связано и принципиальное отношение к развитию как некоторой функции по отношению к муниципальному образованию.
При всем выше сказанном эффективное – это в первую очередь устойчивое развитие, устойчивое в изменении структуры и системы взаимодействия субъекта и объектов управления.
В среде ученых можно услышать мнение о том, что об устойчивости следует говорить только после введения ее точных определений. В настоящее время существует более 50 определений устойчивого развития, и количество их продолжает расти. Это отражает как сложность самого понятия, заключающего социальные, экономические и экологические аспекты развития человечества, так и несовпадение взглядов разных слоев сообщества.
Понятие «устойчивое развитие» было введено в экономическую теорию представителем народничества Н.П. Огановским еще в начале XX века. В 1983 г, по инициативе Генерального секретаря ООН и в соответствии с резолюцией 38/161 Генеральной Ассамблеи ООН была создана Международная комиссия ОOH по окружающей среде и развитию (МКОСР), которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. Эта комиссия была призвана вскрыть проблемы, объединяющие экологическую и социально-экономическую озабоченность в разных регионах мира. В 1987 г. был опубликован доклад МКОСР «Наше общее будущее». В этом докладе был широко использован термин «sustainable development», который при издании доклада в СССР был переведен как «устойчивое развитие» (редакторы перевода С.А. Евтеев и Р.А. Перелет) [9, ст.12].
Таблица 3.1
Определения понятия «устойчивое развитие»
- это такая модель развития общества, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности как нынешнего, так и всех последующих поколений. |
академик, председатель СО РАН, вице-президент РАН Коптюг В.А. (перепечатано из Потрубач Н.Н. Экономические и экологические проблемы перехода России к устойчивому развитию // СПЖ, 1998,№2,с.59-66). |
Это - такое развитие, которое обеспечивает реальное улучшение качества жизни людей и в то же самое время сохраняет природное разнообразие Земли. |
Всемирная стратегия охраны природы, 1980 (World Conservation Strategy. IUCN, UNEP and WWF. 1980). |
Это не лишение будущих поколений возможности удовлетворять свои потребности. |
Доклад Комиссии Брунтланд (1987, рус. перевод 1989). |
- это улучшение качества жизни людей, живущих в пределах несущей емкости поддерживающих экосистем
|
«Забота о Земле. Стратегия устойчивой жизни» (Caring for the Earth. A Strategy for Sustainable Living. London, Earthscan. IUCN, UNEP and WWF. 1991) (перепечатано из Лосев К.С. На пути к устойчивому развитию И Зеленый мир, 1995, №17, С. 9-10). |
-это когда дети счастливее своих родителей
|
Островский Н.В. Счастье и устойчивое развитие. // Экологические проблемы России. Москва, 1999. |
- это реализация стратегии человека, его пути к эпохе ноосферы, то есть к состоянию коэволюции общества и Природы |
Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода // Зеленый мир, 1995, №14, с. 3-5. |
Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.
Устойчивое развитие носит динамический характер, оно представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями.
Повышение устойчивости территориальной системы означает повышение степени активного преодоления ею неблагоприятных, в том числе случайных, вариаций внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегулироваться, самоуправляться, самосовершенствоваться, максимально используя внутренние, а также заемные ресурсы.
Какие бы ни были определения, все они несут в себе экологическую, экономическую и социальную составляющие. Автор придерживается той точки зрения, что спорить об определениях понятия устойчивость можно бесконечно долго. Известные исследования по этой проблеме, как в России, так и за рубежом посвящены выработке единого общепринятого определения. Дискуссии обусловлены тем, что какое бы понятие не зафиксировать, представители разных отраслей будут толковать предмет узкоспециально.
В ходе своего развития каждая система стремится достичь наибольшего совокупного потенциала на основе принципов инерции, эластичности, непрерывности и стабильности. Муниципальное образование функционирует на основе закона равновесия, в соответствии с которым, при всяком воздействии на систему, изменяющем какое-либо из условий равновесия, в ней возникают процессы, противодействующие этому изменению. Принципы самоуправления и самоорганизации обеспечивают условия того, что муниципальное образование стремится к сохранению устойчивости. Совершенствование управления устойчивостью социально-экономической системы требует развития экономического потенциала, для создания основы решения социальных проблем в обществе.
Рассматривая муниципальное образование как социально-экономическую систему, отметим, что устойчивость системы является её внутренним свойством. При эффективных механизмах управления система автоматически может возвращаться к заданному устойчивому состоянию при действии на нее дестабилизирующих факторов. При неэффективном управлении система зачастую не может вернуться в заданные параметры развития даже при принудительной коррекции.
По мнению автора статьи, под устойчивостью муниципального образования следует понимать существование муниципальной системы перераспределения ресурсов, в целях обеспечения достойного уровня жизнедеятельности местного сообщества и организации, устойчивых социально-экономических отношений субъектов территориального управления и хозяйствования, как в настоящее время, так и на перспективу.
Вместе с тем анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что вопросы перехода к устойчивому развитию достаточно не проработаны, особенно на муниципальном уровне.
Разделяя точку зрения руководителя китайской делегации на Стокгольмской конференции Танг Ке, который заявил, что «из всех вещей в мире люди представляют наибольшую ценность» [19, ст.18] мы приходим к выводу, что главной целью развития муниципального образования должно стать их устойчивое функционирование в течение достаточно продолжительного периода в целях повышения качества жизни населения территории и в интересах всех заинтересованных в их деятельности групп населения без ущерба будущим поколениям.
Возможно, предложить следующую классификацию условий управления устойчивым развитием социально-экономической системой муниципального образования:
Д
анная
классификация определяется следующими убеждениями автора
в отношении управления устойчивым развитием социально-экономической
системы муниципального образования:
Во-первых, устойчивость открытой системы достигается только при устойчивости структуры, связей и внутренних элементов системы. Изменение одного из элементов до критического уровня (изменение функций и целей существования) приводит к дисбалансу системы, к её переходу в иное не всегда устойчивое состояние. Например, принятие 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» изменило структуру местного самоуправления, тем самым, изменив всю систему связей и элементов местного самоуправления.
Во-вторых, изменение системных элементов низшего уровня ведет к дестабилизации системных элементов высшего уровня. А именно нарушение баланса производства и потребления ресурсов территории приводит к истощению ресурсной базы территории и усугублению возможных перспектив развития.
В-третьих, финансовое благосостояние хозяйствующих субъектов территории обеспечивает прирост качества жизни населения территории.
А именно качество жизни населения в настоящий момент при устойчивом развитии территории формирует перспективу качества жизни населения в будущем.
- Процесс улучшения качества жизни населения, по мнению ряда ученых с мировым именем, имеет три важнейшие составляющие:
1) Способность обеспечить основные потребности, без которых невозможна жизнь человека, это пища, жилище, здоровье и безопасность. Исходя из подобных позиций социально-экономическое развитие рассматривается как необходимое условие для улучшения качества жизни - развития в полном значении этого слова. Однако повышение дохода на душу населения, устранение абсолютного обнищания, увеличение занятости и сокращение неравенства являются необходимыми, но недостаточными условиями для развития. [6, ст.169]
2) Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства. Самоуважение, чувство своей востребованности, а также уверенность, что ты не служишь орудием удовлетворения чуждых тебе интересов. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция отнесения к уважаемым людям людей преуспевающих в материальном плане. «До тех пор, пока источником уважения не начало считаться материальное благополучие, человек мог не чувствовать себя униженным, даже впадая в нищету... как только материальное благополучие превратилось в одну из существенных предпосылок представления о лучшей жизни, материально «слаборазвитым» стало очень трудно чувствовать себя достойными и уважаемыми гражданами. Современный третий мир стремится к развитию, чтобы завоевать уважение, в котором отказано живущим в позорной «недоразвитости» обществам. Развитие было зафиксировано в качестве цели, так как оно важное, если не неизбежное, условие обретения уважения» [20, ст. 23].
3)Свобода личности: право на выбор. Концепция свободы
личности
включает в себя такие компоненты, как личная
безопасность, господство закона, свобода слова, участие в
политической жизни общества, равенство возможностей. [3, ст.27]
Таким образом, необходимо сделать вывод, что «управление устойчивым развитием» муниципального образования - это целенаправленный процесс управления социально-экономической системой муниципального образования обеспечивающий устойчивость связей, элементов и структуры системы в целом в направлениях роста уровня качества жизни населения в рамках баланса с окружающей средой.
Муниципальным социально-экономическим системам в этих отношениях принадлежит особа важная роль. Так как качество жизни населения в первую очередь зависит от эффективной реализации важнейших государственных функций, реализуемых на местном уровне управления (общее образование, здравоохранение, культура, спорт, защита окружающей среды, благоустройство). Поэтому существует объективная необходимость дальнейших теоретических исследований в области управления устойчивым развитием социально-экономических систем муниципальных образований страны в рамках эффективного использования ресурсов и сохранения баланса окружающей средой.
- Литература:
Г.Ю. Ветров, Д.М. Ланцев. Проблемы и перспективы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований России. Материалы аналитического управления совета федерации федерального собрания российской федерации (развитие мегаполиса: проблемы и перспективы // аналитический вестник. № 2(319). М., февраль 2007 г.
Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.Р. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика. 2002. п. 2.2. Региональный менеджмент и маркетинг. С.103-110.
Самаруха В.И., Шодорова Н.М. Выработка управленческих решений в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Байкальского региона>Иркутск: Йзд-во БГУЭП, 2002. С. 27.
Островский Н.В. Счастье и устойчивое развитие. // Экологические проблемы России. Москва, 1999
Воронин А.Г., Лапин В. А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учеб. пособие. М.: Дело, 1998. С. 95.
Чепурных Н.В., Новоселов А,Л. Экономика и экология: развитие, катастрофы,- М.: Наука, 1996. С. 168-173.
Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода // Зеленый мир, 1995, №14, с. 3-5.
Ожегов СИ. Словарь русского языка: около 57000 слов, 1994.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1991.
Энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1988. С. 1109.
Краткая философская энциклопедия. – М : Прогресс, 1994.
Колодина Е.А. Региональное развитие: цели, критерии и факторы // Актуальные вопросы государственного регулирования: Сб. науч. трудов.-Иркутск: Изд-во БГУЭП,2002. С. 15.
Dudley Seers. The meaning of development, New Delhi. 1969. p. 3.
Наше общее будущее доклад Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ,-М.: Прогресс, 1989.
Потрубач Н.Н. Экономические и экологические проблемы перехода России к устойчивому развитию // СПЖ, 1998,№2,с.59-66).
Всемирная стратегия охраны природы, 1980 (World Conservation Strategy. IUCN, UNEP and WWF. 1980).
Доклад Комиссии Брунтланд (1987, рус. перевод 1989).
«Забота о Земле. Стратегия устойчивой жизни» (Caring for the Earth. A Strategy for Sustainable Living. London, Earthscan. IUCN, UNEP and WWF. 1991) (перепечатано из Лосев К.С. На пути к устойчивому развитию И Зеленый мир, 1995, №17, С. 9-10).
Рожанова И.Н., Щербакова А.Н. Эколого-картографическое моделирование в методах оценки экологической обстановки территории / Межд. Симпозиум «Человеческое измерение в региональном развитии». Тезисы. Ч. 2.. Биробиджан. 1993.
Denis Goulet. The cruel choice; A New Concept in the Theory of Development. New York: Atheneum, 1971. P. 23.