В основе учебного процесса студентов творческих специальностей всегда лежит созидательность, что позволяет говорить о нем как деятельностном процессе, который учитывает индивидуальные особенности личности. Важную роль в этом процессе отводится деятельности преподавателя, который должен обладать конструктивно-проектными способностями. Эти способности обеспечивают возможность правильно сформулировать тактические цели и наметить задачи по их реализации, эффективно структурировать курс изучаемой дисциплины, отобрать содержание и формы проведения занятий, опираясь на контроль за состоянием знаний студентов, систематически оценивая уровень сформированности тех или иных профессиональных компетенций.
Дизайнер – это всегда творец, изобретатель и художник в одном лице. Профессиональная деятельность дизайнера с одной стороны предполагает наличие разносторонних инженерно-технических знаний, а с другой стороны, является искусством, т.к. дизайнер, проектируя, мыслит художественными, эмоциональными образами. Специфика профессии связана с ее творческим характером, требующим нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. Востребованный специалист, в сфере дизайна умеет творчески решать поставленные перед ним задачи, использовать в своей работе, наряду с историческим опытом в данной области, знания о современных технологиях и материалах. Поэтому творческая самостоятельность классифицируется нами показатель сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров – творческую самостоятельность.
В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты по проблеме формирования творческой самостоятельности студентов (Б.М. Теплов, В.В. Сериков, С. Медник, И.Я. Лернер, М.Н. Бажин и др.), структура и компонентный состав творческой самостоятельности (П.И. Пидкасистый, В.Б. Бондаревского, Н.В. Бордовской, М.Г. Гарунова, П. Кравчука, В.И. Орлова и др.); проблема критериев и показателей сформированности самостоятельной творческой профессиональной направленности (В.Я. Виленский, А.М.Новиков, В.Д. Чепик и др.); процесс формирования творческой самостоятельности (В.И. Андреева, В.А. Горский, Я.А. Пономарев и др.).
Творческую самостоятельность рассматривается в двух аспектах: как качество личности, отражающее отношение человека к познанию, его результатам и условиям осуществления, отношение к учебной деятельности как творческой, способствующей преобразовать имеющееся знание в новое «состояние»; как деятельность, проявляющуюся в самоуправлении процессом творческого преобразования целей и результатов учения. В этой связи можно говорить о том, что творческая деятельность является определяющим компонентом творческой самостоятельности.
Существующие разработки в области психологии и педагогики, позволяют выделить некоторые основные моменты, которые необходимо учитывать при разработке подходов к контролю творческой деятельности.
Во-первых, предполагается, что уровень сформированности творческой деятельности характеризуется по двум признакам:
по результату (продукту) деятельности;
по способу ее протекания (процессу).
Из этого следует очевидный вывод, что оценивать необходимо не только результат работы, но и сам процесс выполнения конкретного задания.
У студентов-дизайнеров лучше всего контроль творческой деятельности можно провести в процессе их работы над проектом. Это обусловлено тем, что результат проектирования – это всегда уникальный, индивидуальный проект, а процесс его создания - это всегда деятельность, связанная не только с репродуктивностью тех знаний, которые студенты получают на занятиях, но и их синтез, анализ и обобщение, а также их творческое применение. Б.Г. Бархин отмечает: «Учебная архитектурно-проектная деятельность характеризуется большим удельным весом продуктивной деятельности, важным компонентом которой является творчество».[1]
Следовательно, оценке необходимо подвергнуть как сам проект, так и всю логическую цепочку действий, направленную на его выполнение. Первым звеном данной цепочки должна стать стадия выбора темы проекта, т.к. в этот момент студент либо проявляет заинтересованность, упорство, увлеченность проблематикой, либо соглашается с выбором педагога, тем самым становится пассивным исполнителем. Такая позиция студента может стать одним из показателей самостоятельной творческой активности.
Во-вторых, необходимо учитывать, то «что в творческом процессе, по описанию С.Медника, присутствуют как конвергенция, так и дивергенция, которые являются двумя взаимосвязанными составляющими». [2] Поэтому необходимо применять такие методы контроля знаний и умений студентов-дизайнеров, которые бы учитывали эти два свойства мыслительных операций. Особенность учебной деятельности студентов-дизайнеров состоит в том, что в ней деятельность по получению теоретических знаний и деятельность по их применению сочетаются особым образом. Усвоенные студентами теоретические знания из истории архитектуры и дизайна, строительных материалов и технологий их применения должны стать основой для генерации новых идей.
«Звенья проектно-познавательной деятельности – постоянные взаимопереходы практических задач в теоретические, и наоборот».[3] Опираясь на эти выводы, уместно говорить, что использование такой формы контроля как тесты правильно использовать для дисциплин теоретического цикла. «Тесты – объективная и стандартизованная процедура испытаний, которым подвержен человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе стандартных способов оценки выполнения теста». [4] Эти тесты помогут педагогу выявить степень усвоения учебного материала, а также выяснить степень самостоятельности студентов в изучении нормативной документации и научной литературы.
Иного подхода требует проверка знаний по творческо-проектным дисциплинам, когда путей решения поставленной задачи может быть несколько. Факторы, влияющие на определение этих путей, зависят не только от теоретических знаний, но и от степени выраженности творческих способностей, от уровня их сформированности и самостоятельности их применения, а также от коэффициента активности личности обучающегося. В этом случае проявляется продуктивное дивергентное мышление, направленное на создание новой деятельной стратегии на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Говорить о тестовых заданиях в этом случае очень сложно, так как они не предполагают выдвижения самостоятельной идеи, поиска альтернативных, оригинальных путей решения поставленной проблемы. Эффективным способом контроля в этом случае может стать контроль, включающий в себя все стадии разработки дизайн-проекта, а также набросков, рисунков, чертежей или макетов объекта, работа над которыми – процесс осмысления имеющихся знаний с целью получения нового «продукта», в рамках поставленной проблемной ситуации.
В-третьих, уровень сформированности творческой деятельности определяется, степенью участия педагога в процессе формирования готовности студента к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Рассматривая процесс формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров можно выделить три стадии ее формирования:
1. подготовительная деятельность (самостоятельная работа), которая осуществляется под руководством преподавателя на всех этапах учебного проектирования;
2. частичная деятельность (самостоятельная работа), когда преподаватель корректирует, направляет, консультирует, помогает составить план и способы выполнения работы. Но в отличие, от первой стадии, обучающейся проявляет инициативу, и имеет определенные возможности выполнения части проекта самостоятельно;
3. творческая самостоятельная деятельность, когда преподаватель выступает в роли координатора действий; помогает в нахождении способов самоконтроля. Студент может выполнить проект полностью самостоятельно, опираясь на свои знания и умения.
Характерной особенностью первой и частично второй стадий является преобладание репродуктивной деятельности студентов, поэтому в этот период возможно применение тестовых графических заданий, цель которых - повторение привычных схем действий, выполнение заданий по образцам. В дальнейшем доля самостоятельности студента возрастает, переходит на более качественный уровень, и репродуктивная деятельность сменяется продуктивной. Важным стимулятором качественных изменений может и должен стать грамотно и вовремя организованный контроль. Помощь в этот период могут сыграть задания по изменению несущественных качеств, выдвижению новых концепций и идей использования известных свойств, предложения по применению материалов в несвойственных для них условиях, которые необходимо включать в процесс проектирования по образцам. Методы контроля зависят от степени преобладания репродуктивной и продуктивной деятельности. Если репродуктивная деятельность – это всегда известный результат, полученный известными средствами, то продуктивная деятельность – новаторство, связанное с творческим мышлением, результаты которого всегда индивидуальные решения. В первом случае, есть возможность говорить об эффективности использования тестовых вопросов или заданий, а во втором случае о наблюдении и анализе сложного процесса самостоятельного творческого поиска путей решения поставленной перед студентом проблемы, изучении эскизного материала и клаузур, а также самого проекта.
Применяемые нами методы контроля и оценки можно разделить по двум признакам:
- по результату (продукту) деятельности. Критерии оценки: соответствие поставленным задачам (выбор композиционного, цветового, стилевого решения; отображение идейного замысла; соблюдение технологии выполнения, степень индивидуальности);
- по способу протекания деятельности (процессу). Методы контроля: промежуточные и творческие клаузуры; эскизирование; участие в круглых столах; выступление на семинаре; защита творческой работы. Критерии оценки: полнота раскрытия идеи; наличие графического и аналогового электронного материала по изучаемой технологии; грамотное обоснование собственной позиции в выборе композиционного и цветового решения; наличие знаний по технологии; степень самостоятельности.
Организованный, с учетом перечисленных психологических особенностей формирования и развития творческой деятельности, контроль должен проводиться регулярно и обеспечивать возможность проверки усвоения теоретических знаний, а также возможность самостоятельного применения этих знаний на практике.
Каким будет учебный процесс, повлияет ли он положительно на формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров, во многом зависит от точности и правильности проведенной контрольно-оценочной работы. Значимость и соответствие тестовых заданий для студентов творческих специальностей наиболее актуальная проблема в ракурсе сегодняшних тенденций оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, которая требует детального и пристального изучения и требует учета специфики формирования профессиональных компетенций.
Литература:
Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Стройиздат, 1982. – 224с.
Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. – 320 с.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений. – 2-е изд. – М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 г. – 512 с.
М.И.Рожков Теоретико-методические основы педагогики: конспект лекций. – Ярославль.: ЯГПУ, 2000 г.
Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учеб. для студентов педагогических учебных заведений – М.: Педагогическое общество России, 1998 г. – 640 с.