Репрезентация готических элементов в романе Хораса Уолпола «Замок Отранто» и новелле Эдгара Алана По «Падение дома Ашеров» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 3247 раз

Библиографическое описание:

Багаув, Ю. Д. Репрезентация готических элементов в романе Хораса Уолпола «Замок Отранто» и новелле Эдгара Алана По «Падение дома Ашеров» / Ю. Д. Багаув. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 1. — С. 139-140. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3470/ (дата обращения: 16.11.2024).

Основоположником готического романа по праву считается Хорас Уолпол, опубликовавший свой роман «Замок Отранто» в 1764 году. Роман был очень хорошо принят публикой. Готические романы вызывали не только чувство страха, они будоражили воображение, заставляли домысливать картины, переносили читателя в экзотические места. Таким образом, с момента выхода в свет первого романа появилось огромное количество готических произведений, или как их называли «романов ужаса». [1, с. 23] И по сей день не утихает интерес к подобному жанру, с течением времени он приобретает все новые и новые черты, появились подвиды, например хоррор, саспенс, триллер.

Для того, чтобы определить изменения в этом жанре, необходимо сопоставить литературное произведение расцвета готического жанра и произведение более позднего периода, например канонический роман Х. Уолпола «Замок Отранто» (1764) и новеллу Э.А. По «Падение дома Ашеров» (1839).

За основу можно взять несколько основных элемента, являющихся неотъемлемыми составляющими готического жанра: место действия, герои, оппозиция.

Одним из первых необходимо рассматривать место действия, а следуя терминологии М.М. Бахтина топос готического произведения, так как пространственная организация является одной из ведущих форм готического типа повествования. [2, с. 176]

Развитие сюжета происходит согласно продвижению героев или героя в сложно организованную систему готического строения. На его территории существует принцип борьбы добра и зла, задается характер поступков и реакций героев, вовлеченных в пространство готического топоса, физическое ограничение свободы диктует свои правила поведения. Таким образом, можно отметить, что подобная структура позволяет развивать внутри закрытого пространства политические, социальные, религиозные, нравственные модели мира, посредством которых осмысливается окружающая жизнь. [3, с. 14]

В романе Хораса Уолпола действие происходит в старинном родовом замке, который отличается сложной архитектурной композицией, в замке много потайных дверей, ходов, лестниц, подвалов: «Подвальная часть замка состояла из множества низких сводчатых коридоров… Пугающее безмолвие царило во всех этих подземных помещениях, и лишь иногда порывы ветра сотрясали раскрытые двери,… отчего по всему мрачному лабиринту прокатывалось многократное эхо». [5, с. 19]

В новелле Эдгара По «Падение дома Ашеров» дано более подробное описание родового дома семейства: «Мох и плесень почти сплошь покрывали дом, свешиваясь косматыми прядями по краям крыш. Но больше всего бросались в глаза признаки тления. Ни одна часть дома не обвалилась – тем более поражало несоответствие общей уцелевшей во всех частях постройки с обветшалостью раскрошившихся кирпичей». [4, с 70]

В обоих произведениях развитие готического повествования начинается с приближением героя к одиноко стоящему зданию, далее происходит продвижение героя вовнутрь. Герой попадает в своеобразную ловушку, оказывается в закрытом пространстве, которое, не смотря ни на что, меняется по ходу повествования, но герой все равно остается пленником, он лишь перемещается из одного замкнутого пространства в другое.

Следует отметить, что основным центром практически любого готического произведения является замок, как символ, отсылающий к эпохе мрачного Средневековья, неприступности и загадочности. Однако как видно в произведении Э.По уже из самого названия замок меняется на дом, но с вековой историей одной семьи. Финал в обоих произведениях одинаков – строения рушатся, погребая под собой своих обитателей, олицетворяющих зло.

Каждый герой готического произведения занимает свое определенное место и играет строго отведенную роль. Центральным персонажем чаще всего является девушка, выступающая в роли жертвы, она бедна, но чиста нравственно. С этим персонажем часто связано много тайн, прежде всего касающихся ее происхождения. Как правило, все эти тайны раскрываются в конце произведения. Следующим немаловажным персонажем является злодей, он, прежде всего, претендует на свободу и честь девушки. Важно отметить, что злодей может быть представителем рода человеческого, а может и выступать и инфернальным существом. И еще одним из ключевых персонажей является так называемый герой, молодой человек, отстаивающий честь девушки и борющийся со злом. Подобная схема присутствует практически во всех готических произведениях. [1, с. 34]

Вышеописанная расстановка героев предполагает и определенную оппозицию: на протяжении всего произведения злодею противостоят другие герои.

В «Замке Отранто» главным злодеем является князь Манфред. Описывая его, автор использует такие слова как «дикий», «неистовый», «тиран». Его не трогает смерть сына, от его рук гибнет родная дочь, он не боится встречи с призраком-великаном замка. Противостоять ему пытается Теодор, истинный наследник замка, потомок древнего рода. В конце романа Манфред осознает весь ужас содеянного, но уже ничего нельзя изменить.

В новелле «Падение дома Ашеров» главного героя Родерика Ашера нельзя назвать злодеем в полном смысле этого слова: он никого не преследует, никому не мстит. Вот как автор описывает своего героя: «Больше всего поразили, даже испугали меня призрачная бледность его лица и влажный блеск глаз. Шелковистая паутина волос обрамляла лицо легкими, словно парящими прядями и тоже придавала ему какой-то нездешний вид… мне, прежде всего, бросалась в глаза какая-то судорожность, порывистость». [4, с.71]

По вине Родерика Ашера в фамильном склепе в страшных мучениях умирает его сестра, похороненная заживо. Чувство вины сводит Родерика с ума, трансформируясь в пугающие видения, чувство неминуемого конца. Герой-повествователь, друг Родерика, всеми силами пытается противостоять ему, пытается помочь избавиться от тяжелых дум и фантасмагорий, вызванных страшным поступком, но в итоге сам попадает под влияние безумца, и, не выдержав всех ужасов, бежит из этого дома.

Анализируя два произведения по ряду признаков, принадлежащих к одному и тому же жанру, можно судить о том, что сохраняя похожую сюжетную канву, авторы показывают разнообразие в деталях. Временной промежуток между двумя произведениями составляет 75 лет, и наглядно представлены изменения: замок превращается в дом, детализируется психологический портрет героев, дается более глубокий анализ происходящего.


Литература:
  1. Алексеев, М.П. Английская литература: Очерки и исследования. Л: Наука, 1991. – 161 с.

  2. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. М: Худ. литература, 1986. – 198 с.

  3. Григорьева, Е.В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону, 1988. – 86 с.

  4. По, Э. А. Падение дома Ашеров. М: 2006. – 132 с.

  5. Уолпол, Х. Замок Отранто. М: Азбука, 1991. – 77 с.

Основные термины (генерируются автоматически): готическое произведение, Падение дома Ашеров, произведение, герой, готический жанр, дом, закрытое пространство, замок, место действия.


Похожие статьи

Пенталогия о кожаном чулке Д.Ф. Купера и пуританские идеалы в североамериканских колониях XVII-XVIII веков

«Кочующие мотивы» в героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и поэме «Мертвые души»

Коллизия греха и покаяния в рассказе А.П. Чехова «Огни»

Утопический проект и его интерпретация в романе Б. Можаева «Мужики и бабы»

Дом, «который всегда с тобой». Символика скрытых смыслов в романе Э. Хемингуэя «Острова в океане»

Проблема ответственности личности в романе Р.П. Уоррена «Вся королевская рать»

Особенности представления пространства в журналистском нарративе («Хладнокровное убийство» Т. Капоте и «101-й километр» М. Осипова)

К вопросу о жанровом своеобразии американского морского романа (на материале произведения Германа Мелвилла «Моби Дик»)

Художественный текст как арена для интертекстуальных взаимодействий и как их источник (на примере романа «451 градус по Фаренгейту» Р. Бредбери»)

Лексические средства создания образа Украины в цикле Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Похожие статьи

Пенталогия о кожаном чулке Д.Ф. Купера и пуританские идеалы в североамериканских колониях XVII-XVIII веков

«Кочующие мотивы» в героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и поэме «Мертвые души»

Коллизия греха и покаяния в рассказе А.П. Чехова «Огни»

Утопический проект и его интерпретация в романе Б. Можаева «Мужики и бабы»

Дом, «который всегда с тобой». Символика скрытых смыслов в романе Э. Хемингуэя «Острова в океане»

Проблема ответственности личности в романе Р.П. Уоррена «Вся королевская рать»

Особенности представления пространства в журналистском нарративе («Хладнокровное убийство» Т. Капоте и «101-й километр» М. Осипова)

К вопросу о жанровом своеобразии американского морского романа (на материале произведения Германа Мелвилла «Моби Дик»)

Художественный текст как арена для интертекстуальных взаимодействий и как их источник (на примере романа «451 градус по Фаренгейту» Р. Бредбери»)

Лексические средства создания образа Украины в цикле Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Задать вопрос