Миф самая ранняя форма познания, самый первый способ человека объяснить окружающий мир и организовать собственное бытие в нем. Мифические воззрения на социальную организацию в русской культуре складываются на довольно раннем этапе. Уже архаические тексты «Голубиной книги», «Велесовой книги» включали в себя представления об окружающем мире, которое делилось на верхний мир - божественный, низший - мир мертвых и средний – земной, мир людей; представления о происхождении общества – из частей тела первобога Рода Великого; и вместе с тем формировали основные модели жизни и поведения. Таким образом, можно говорить об элементах зарождения социальных мифологем, регулирующих и направляющих жизнь общества. Без подобного регулирующего стержня невозможно развитие и гармоничное сосуществование общества.
Социальный миф понимается как основа социального устройства, независимая от господствующей социокультурной парадигмы, но влияющая на социальную организацию общества. Под парадигмой понимается ценностная установка, которая обеспечивает актуальность мифа на определенном этапе существования общества. В процессе истории Россия претерпевала изменения вместе с господствующими социокультурными парадигмами, и вместе с этим происходила деактуализация мифологем. Сегодня Россия достигла ситуации, когда общество не осознает своей причастности к культурно-историческому наследию, выраженному в мифических воззрениях.
Н.Я. Данилевский в своей работе «Россия и Европа» определяет законы движения и развития культурно-исторических типов, которые одновременно означают и необходимые условия их возникновения и развития. Один из них гласит: начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций. [1.c.92] В этом законе автор отмечает уникальность культуры, ее индивидуальную неповторимость, составляющую духовный облик культуры. Утрата индивидуальности культуры приводит к искажениям и уничтожению культурной самости. В чем же изначально проявлялась самость русской культуры? На что опирались наши пращуры, воспитывая новое поколение? Что ценили, отдавая жизнь в войнах? В русском языке сохранились слова, объясняющие основу нравственных и культурных ценностей, а так же представляющие собой мифическую основу социальной организации - ПРАВДА, РОТА, РОД.
Правда – основа нравственных ценностей, включающая в себя основы человеческого со-бытия, восприятие окружающего мира, духовное развитие всех и каждого. Категория правды так же включала в себя идею божественного начала, обеспечивающую стабильность внутри общества, показывающую силу и мощь по отношению к чужеземцам.
Рота – особый закон, выработанный обществом, определяющий степень ответственности перед собой, обществом, государством. Этот закон предусматривал не только ответственность, но и послушание – то послушание, которое не приемлет западное общество и воспринимает его как рабство. Нет не о рабстве идет речь, а об особом социальном порядке, когда у власти находятся люди сведущие и умелые в этой области, способные не только отдать приказ, но и научить, как его выполнить.
Род - главнейшая категория в самоопределении общества. Объединяет в себе форму взаимоотношений внутри общества. П.Я. Чаадаев, бросивший вызов русской истории, четче других сформулировал это русское кредо: "нами владеет, прежде всего, ощущение связи с отечеством, семьей, идейной средой".[2.c.329] Более полно сущность этой категории раскрывается через понимание соборности.
Соборность является важной составляющей социальной организации в русской традиции, выразившаяся в семейственности русской общности, почитании рода, как основы социального со-бытия. В Философском плане понятие соборности тесно связано с древней диалектической категорией всеединства, означающей взаимное проникновение, тождественность частей и целого: единение народа и власти, народа и Бога. Соборность восходит к области этики и религии, представлена русской мыслью как интуитивная очевидность, веками воспитанная православием в народе. Основы социального бытия заложены в семейственности русского народа, стремлении к единению. Славянофилы считали соборность свободной братской общностью, истоки которой можно видеть в жизни крестьянской общины. Л.Н. Толстой назвал ее "роевым началом" - потребность прильнуть к таким же, как ты, подобно пчеле, прилипающей к рою. [3.c.14] Реальное единство семьи не может существовать правильным и устойчивым образом без общего отца (pater familia) или кого-либо замещающего его. Это подтверждается историей: у русского народа сохраняется устойчивое представление о сословном обществе, живущем под властью доброго царя-батюшки (патриарха, генсека, президента) и исполняющем его волю. Это вполне обосновано, так как народ изначально воспринимал себя как ребенка, которому требуется помощь старшего и вместе с тем необходимость стремления к высшей правде, знанию, которым владеет взрослый. Поэтому даже осознавая необходимость подчинения власти русский человек не испытывал рабского угнетения, а лишь покорность справедливому отцу или деду.
Ценность этих трех мифологем исправно сохранялось на протяжении сотен лет от «Святой Руси» к «Великой России». Даже в осуждаемом сегодня «Великом и могучем Советском Союзе» мы находим отголоски этих мифологем, но с концом советской эпохи мы утратили и их. Что же представляет собой общество, утратившее, мифическую основу, свой духовный потенциал, которые ценились прежде?
Картина современной России:
Главной ценностью является мнение запада. Не Европы, не Востока с их много- вековой историей и культурой, а Запада, основной целью которого было завоевание территорий любой ценой. Запада, не признающего инаковых и не терпящего никого на своем пути. Понятно, что на протяжении семидесяти лет, когда запад был под запретом, как всякий запретный плод, он казался просто землей обетованной… Но одно дело увлекаться Западной культурой и совсем другое подражать ей.
Правда западного общества гласит «кто богаче, сильнее тот и прав». Если нет ценности, появляется цена – все можно купить и продать. Каждый сам за себя - вот, правда современной жизни. Жизнь как товар. Человек – потенциальный потребитель. Формулы потребительского общества заменили собой нравственные ценности и идеалы, накапливаемые народом в процессе истории. Нас больше не интересует наша история - Россия копирует Запад, а на Западе истории нет. Как отметил Ж. Бодрийяр: «Для Америки вопрос об истоке не существует, она не культивирует ни свои корни, ни какую-то мифическую аутентичность, она не имеет ни прошлого, ни основополагающей истины. Не ведая первичного накопления времени, Америка постоянно живет в современности. Не зная медленной, многовековой аккумуляции принципа истины, она живет постоянной симуляцией, в постоянной актуальности знаков» [4. с. 150].
Рота – идея равенства перед законом, а значит, равны все и послушание больше не нужно. Нет приоритета старшего, зато есть закон о правах человека, делающий упор на тотальную свободу. Когда даже банальный воспитательный процесс может быть истолкован как ущемление прав. Приоритетом уже является не ответственность перед обществом, а желание и возможности индивида. В русском сознании это приводит к отречению от приоритета старшего, разобщенности, разрушению природного единства общества, что не способствует его дальнейшему гармоничному развитию. Одним из критиков либерализма является Русская православная церковь. В частности, Патриарх Кирилл в своем выступлении в Киево-Печерской лавре 29 июля 2009 г. провёл параллели между либерализмом и размытием понятий добра и зла. Последнее чревато тем, что люди поверят Антихристу, и тогда настанет апокалипсис. [5]
Род - приобретает искаженную форму с признаками расизма и национализма «Россия для русских» где нет места инаковым. Нет идеи патриотизма, Родины – зачем? Родина будет там, где удобней, комфортней жить и работать, а вовсе не там где похоронены предки и родился сам человек.
Таким образом, отказываясь от древнейших ценностных установок, мы отказываемся от собственной культуры, стираем ее облик, превращаем в подобие безликой цивилизации обреченной на замирание в своем развитии и уподоблении чужим идеалам, чужой действительности.
Что нужно сделать, чтобы не допустить исчезновение целого культурного типа? Какой путь выбрать? Ответ прост – возродить ценности, являющиеся культурным несущим стержнем. Не нужно идти на поводу у Востока или Запада. Россия не то и не другое, а значит у нее свой срединный путь развития, отличный от других.
Срединный путь:
Единственным способом возродить самобытный облик российского общества на фоне потребительской идеологии, Во-первых - это выработать систему социальных отношений, основанную на подчинении определенной идеологии (Правда). Во-вторых культивировать образ правящей элиты и государства. Здесь не имеется в виду культ личности, но культ самого государства и главы государства как представителя правящей элиты – сакральный образ, воплощающий мифологему Рода. В свою очередь для создания подобного культа, необходимо религиозно-нравственное воспитание, заложенное в опыте предыдущих поколений (Рота).
Сегодня довольно много предложений, определяющих дальнейший путь развития Российского общества. Так, например в 2007 году был создан «Русский Проект», основными вопросами которого были: что такое «русскость», как она соотносится с российской государственностью, как развивается пространство русского языка и культуры, как обеспечить их развитие в глобальном масштабе, соотношение «русскости» и православия. Один из инициаторов проекта Иван Демидов сформулировал «10 вопросов для русских». Среди которых: «Россия для русских?», «Что такое русская нация?», «Русский мир. Территория и границы», «Сохранение национальной идентичности в условиях глобализации», «Русские и православие». Приоритетной задачей «Русского проекта» Иван Демидов назвал «самоопределение русской нации, которая будет строить национальное государство» [6]. Другой вариант был представлен уже в 2010 году сторонниками Просвещенного Консерватизма. Одним из представителей которого является кинорежиссер Никита Михалков. Современный российский консерватизм – говорится в манифесте Просвещенного консерватизма — это новационный учет государственных, общественных и национальных традиций «Святой Руси» и «Великой России», сложившихся в течение нашей тысячелетней истории. Идеология просвещенного консерватизма впитала в себя: фундаментальные духовные основы православия и традиционных для России религий, имперские нормы, принципы и механизмы государственного строительства; принципы, нормы и обычаи российского и международного публичного и частного права, традиционные для России формы земского и городского самоуправления. Просвещенный консерватизм, по сути, есть консерватизм конструктивный. Он является антитезой государственному безвластию, общественной анархии и индивидуальному произволу. [7].
Таким образом, мы видим, что влияние мифологического осмысления окружающей нас действительности никуда не исчезает, несмотря на появление научного постижения мира. Каждое общество проживает свою мифологическую модель, заложенную природой, проработанную историей. У России так же как у любой другой культуры существует свое мифологическое наследие способное обеспечить дальнейшее гармоничное развитие культуры и цивилизации.
Литература:
Данилевский Н.Я. Россия и Европа М., 1991 с. 92
- Чаадаев П.Я. Философические письма.// полнюсобр.соч. в 2Т. М.: Правда 1991, Т1. с. 329
Русская идея: сборник произведений русских мыслителей. М.6 Айрис-пресс.2000, с.14
- Бодрийяр Ж. Америка./ Ж. Бодрийяр - СПб,2000- 150 с.
- http://www/patriarhia.ru/db/text/707274.htm (14.05.2011)
- http://www.polit.ru/author/2007/03/07/rusproj.html (24.02.2009)
- http://www.polit.ru/kino/2010/10/26/manifest.html (10.01.2011)