В данной статье рассмотрены проблемы гражданско-правового регулирования электронных сделок. Проанализированы характерные особенности электронных сделок. Выявлена и обоснована необходимость более детального правового регулирования электронной подписи.
Ключевые слова: сделка, электронная подпись, электронная торговля, торговая деятельность, электронная форма, электронный документ.
Продажа товаров с использованием глобальной сети Интернет, является видом договора розничной купли-продажи, заключающимся вследствие ознакомления покупателя с представившим продавцом описанием товара и предложенными фотоснимками на торговых площадках, либо на сайтах Интернет-магазинов.
Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в целом и сети Интернет в частности, стало причиной настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Экономическая свобода привнесла на российский рынок ряд положительных моментов: исчез дефицит товаров, ассортимент продаваемых товаров в настоящее время огромен, объем услуг в сфере торговли неуклонно растет.
Торговля — наиболее динамичная отрасль экономики, в которую, так или иначе, в качестве продавцов или покупателей, вовлечено практически все население страны.
Сегодня, в век информационных технологий, становится очевидно, что этот вид экономической деятельности, увеличивая свою долю в интернет пространстве, постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики. При этом электронная торговля располагает большими возможностями и преимуществами, чем традиционная, что и обеспечивает все возрастающую ее популярность, как в мире, так и в отдельных странах.
Учитывая тот факт, что Россия входит десятку стран по развитию рынков электронной коммерции, можно предположить, что данная форма торговой деятельности является весьма перспективной для экономики страны.
Известно, что все торговые операции подлежат документированию и учету (накладные, счета-фактуры, спецификации, журналы и др.), передвижение товаров от продавца к покупателю регламентировано и сопровождается соответствующими документами. В случае с Интернет-торговлей все действия, сопровождающие этот процесс, являются не столь очевидными и прозрачными, как в ее традиционной форме. Наряду с появлением понятия электронного документа имеет место также размытие понятия документа вообще, как зафиксированной где-либо информации. Вместе с этим возникает множество противоречий и даже проблем, с которыми могут столкнуться обе стороны, вовлеченные в торговые отношения. Поэтому особую важность и значительный интерес представляет то, как оформляются и сопровождаются процессы взаимодействия двух сторон в виртуальном пространстве в ходе движения какого-либо товара от продавца к покупателю, и какие противоречия могут при этом возникать. Здесь необходимо также отметить, что процессы, происходящие при купле-продаже в электронном магазине, могут быть изучены в большей части только с точки зрения покупателя, так как сторона продавца остается недоступной для исследователя.
Главной особенностью такой торговли является то, что покупатель не имеет возможности ознакомиться с товаром воочию до момента его получения. Совершение сделки происходит виртуально, то есть ни покупатель, ни продавец не вступают в реальный контакт. Сделка заключается в электронной форме, чаще всего посредством акцепта покупателем размещенной в Интернет-магазине или на торговой площадке публичной оферты. К примеру, покупатель в знак принятия оферты заполняет на данном сайте электронную форму заявки. При этом приобретенный товар может также оплачиваться в электронной форме при помощи систем электронных расчетов, либо установленной в данной зоне сети Интернет системы электронных денег.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками являются действия граждан и юридических лиц, которые направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. [1, с. 12]
Для выявления основных признаков электронной сделки, рассмотрим в качестве примера покупку физическим или юридическим лицом товаров и услуг в «on-line» Интернет-магазине. В данной сделке проявляются следующие признаки:
– — покупатель совершает действия, которые направлены на достижение такого правового результата, как установление права собственности на имущество или получение услуг;
– — вторым сущностным признаком данных сделок является особая форма фиксации волеизъявления участников.
В статье 158 ГК РФ сказано, что «воля может быть выражена устно, письменно, посредством реальных (конклюдентных) действий или молчанием». Нужно выяснить, как данные правила функционируют при совершении сделок посредством сети Интернет.
В современном российском законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие процедуру совершения сделок посредством информационно-телекоммуникационных средств, в частности сети Интернет. Вследствие этого, существует обширная судебная практика по спорам, возникающим при совершении сделок в сети Интернет.
Кроме того, в ГК РФ установлено общее правило об использовании при совершении письменных сделок электронной подписи в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Так, согласно статье 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Условие о составлении единого документа, которое подписано обеими сторонами, не является обязательным, как установлено в статье 434 ГК РФ. Договор может считаться заключенным после обмена документами с использованием электронной связи.
Вышеперечисленные положения ГК РФ используются в сфере заключения сделок посредством информационно-телекоммуникационных средств совместно с нормами Закона «Об электронной подписи» и Закона «Об электронной цифровой подписи». Сферой действия Закона «Об электронной подписи» являются общественные отношения в области применения электронных подписей, в частности, при заключении гражданско-правовых сделок, но в то же время не регулируется процедура совершения сделок посредством сети Интернет. [1, с. 22]
В частности, стороны электронных сделок должны четко знать и понимать порядок совершения договоров: уметь грамотно оформлять заказ; представлять, какие факты подтверждают отправку и получение документов; понимать, при каких обстоятельствах невыполнимо сделать отказ от сделки, как детализовать информацию об оплате товаров или услуг, как обеспечивается конфиденциальность заказа, данных об оплате и места поставки, а также подтверждение при получении.
Характерным признаком сделок, которые осуществляются посредством информационно-телекоммуникационных средств, является то, что данные сделки имеют конкретный круг оснований. Некоторые сделки невозможно совершить посредством сети Интернет. [5, с. 44]
Важно иметь в виду, что при осуществлении торговли через Интернет первостепенное юридическое значение имеет закрепление в законодательстве момента и места отправления и получения электронного документа.
Правомерно указать и тот факт, что на практике при заключении электронного договора розничной купли-продажи чаще всего применяется норма статья 433 ГК РФ.
В ГК РФ уместно регламентировать, в том числе вопросы, которые связаны с определением момента возникновения прав и обязанностей, и установлением ответственности участников Интернет-торговли. Для решения данной проблемы целесообразно внести изменения в пункт 1 статьи 433 ГК РФ следующего содержания: «Договор, в том числе электронный, признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта». [6, с. 103]
Таким образом, исходя из вышеизложенного в данном параграфе, можно сделать вывод о том, что существует ряд пробелов в законодательстве об обороте товаров в сети Интернет, в силу чего появляются и проблемы защиты прав потребителей. Сделки, осуществляемые посредством информационно-телекоммуникационных средств, в частности сети «Интернет» обладают всеми общими признаками сделок. Основной особенностью данных сделок является способ волеизъявления. Для развития электронной торговли необходимо в общих положениях о сделках в ГК РФ выделить такую форму сделок, как сделки, осуществляемые посредством информационно-телекоммуникационных средств и закрепить данное положение в пункте 1 статьи 158 ГК РФ.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации / принята всенародным голосованием 12.12.1993г (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (в редакции от 29.07.2018)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)
4. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 41. Ст. 4894.
5. Катыхин А. И., Крыгина В. С. Регулирование интернет-торговли на современном этапе // Аллея науки. 2018. Т. 7. № 5 (21). С. 44–47
6. Колонтаевская И. Ф. Правовое обеспечение электронной торговли // Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике материалы XIV международной научной конференции: в 4 ч. 2018. С. 103–110.