Статья рассматривает методологию оценивания затрат на качество в системе менеджмента качества, ее ключевые цели, виды анализа затрат на качество.
Ключевые слова: методология, оценка, затраты, качество, предприятие, менеджмент, система менеджмента качества, анализ.
The article considers the methodology for assessing the cost of quality in the quality management system, its key objectives, types of analysis of quality costs.
Keywords: methodology, assessment, costs, quality, enterprise, management, quality management system, analysis.
Учитывая большую конкуренцию, каждое решение в сфере качества должно экономически обосновываться.
Экономическая оценка затрат на качество — это инструмент, определяющий возможный исход решений, которые были приняты в СМК, оценивающий потери, вызванные дефектами, а также анализирующий эти расходы. Учет, анализ и оценка затрат нужны для управления:
− вложениями в повышение качества;
− качеством изготавливаемого продукта;
− совершенствованием технологий производства;
− изменением производственного процесса;
− созданием продукта;
− интересом поставщиков и потребителей.
Важным элементом финансовой стратегии считается анализ и оценка затрат на качество. Многие не совсем правильно понимают деятельность, которую под этим подразумевают. Эта деятельность включает в себя научное обоснование действий предприятия в сфере качества и способствует определению наиболее подходящего варианта дальнейших действий.
Оценку затрат проводят для получения экономической информации тогда, когда руководство принимает какие-либо решения в сфере качества. Данная оценка проводится по разным критериям, на что значительно влияют цели предприятия.
Выделяют несколько главных методов оценки и анализа затрат на качество. При выборе какого-либо конкретного метода следует опираться на цели, которые стоят перед руководителями организации. Нужно иметь четкое представление о том, какую информацию нужно получить с помощью анализа, и определить, возможно ли ее получить с помощью выбранного метода.
Ключевые цели анализа и оценки затрат:
− оценивание вложений в повышение качества:
− обеспечение необходимого качества продукта, учитывая минимальные расходы на его создание и эксплуатацию;
− установление взаимосвязи расходов на качество и итогов хозяйственной деятельности организации;
− выявление критических областей производства, требующих доработки.
Анализ затрат на качество осуществляется в нескольких направлениях.
В таблице 1 представлена информация о том, при каких условиях возможно применение каждого вида анализа.
Таблица 1
Виды анализов затрат на качество
№п.п. |
Вид анализа |
Цели проведения анализа |
1 |
Анализ потерь из-за неудовлетворенного качества продукции |
Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции |
2 |
Анализ потенциальных источников потерь |
Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции, выбор приоритетных направлений работ по улучшению качества продукции и совершенствованию менеджмента качества |
3 |
Анализ по видам затрат на качество в соответствии с квалификацией А.Фейгенбаума |
Постоянная идентификация, определение, анализ и оценка затрат на обеспечение качества; снижение и оптимизация затрат на качество; мониторинг изменения различных видов затрат на качество |
4 |
Анализ затрат на качество по видам деятельности |
Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; снижение и оптимизация затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области менеджмента качества; анализ и оценка инвестиций в улучшение качества продукции и совершенствование системы менеджмента качества |
5 |
Анализ затрат на качество, связанных с процессами |
Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области качества |
Рассмотрим третий и четвертый методы более подробно на примере. Третий используют в том случае, когда есть необходимость в постоянном распознавании и контролировании затрат в сфере качества. Необходимые для этого данные можно получить с помощью бухгалтерского учета расходов на качество. Причем допускается анализ не только конкретных величин затрат, но и также их процентного соотношения и изменения во времени.
Необходимо учитывать, что:
− на спрос продукта влияет не только качество, но и другие факторы, которые чаще всего невозможно контролировать;
− во время проведения мероприятий, направленных на совершенствование качества, невозможно избежать капитальных вложений. Соответственно, некоторые виды затрат поддаются изменениям вне зависимости от качества продукта;
− на первых стадиях внедрения СМК обязательно произойдут внутренние потери, так как будет увеличена эффективность контроля.
Следующий метод используют в том случае, когда нужно распознать критические сферы производства, оптимизировать все расходы на качество, определить те виды деятельности, которые не будут являться эффективными, уменьшить расходы, не нанося ущерб качеству продукта.
При таких условиях источником информации будет являться управленческий учет.
Планирование и учет затрат на качество основываются на бюджетах подразделений организации. С помощью бюджетного способа планирования возможно проведение анализа затрат следующими способами:
- Мониторинг отклонений фактических расходов на качество от плановых согласно сметам по всем видам деятельности.
- Выявление тенденций изменения во времени расходов на качество и отдельных групп расходов.
- Анализ эффективности применения финансовых ресурсов.
- Анализ вложений в совершенствование качества.
Есть возможность применять любой из этих способов как самостоятельный вид анализа, но для наилучшего результата лучше всего использовать их в совокупности.
Для того, чтобы оценить влияние и найти взаимосвязь затрат на качество с экономическими показателями, используются общие и частные критерии.
Общими можно считать отношение величины затрат на качество к объему продаж, размеру прибыли, себестоимости и к величине затрат на качество за предыдущий период. Частные критерии определяет экономическая служба предприятия.
К частным относят:
− соотношение видов затрат на качество;
− отношение затрат на улучшение качества к размеру прибыли;
− отношение потерь к расходам на их предотвращение.
Подводя итоги, следует отметить, что анализ и оценка затрат должны являться средством определения малоэффективных действий предприятия, а также основой для создания новых финансовых подходов к инновациям.
Литература:
- Шмелева, А. Н. Оценка эффективности менеджмента и систем менеджмента качества / А. Н. Шмелева, Р. М. Нижегородцев. — М.: Русайнс, 2016. — 320 c.
- Окрепилов В. В. Управление качеством. — М.: Экономика, 2017. — 633 с.
- Суриков В. В. Экономика качества: Учебное пособие / В. В. Ефимов. Ульяновск: — УлГТУ, 2016. — 123 с.
- Керимов, В. Э. Методы управления затратами на качество. М.: Маркетинг, 2016. — С. 151–176.
- Серегин, В. Э. Развитие теории систем учета, оценки и управления затратами на качество / В. Э. Серегин // Стандарты и качество. — 2018.– № 4. — С.52.