В данной статье рассматривается планирование качества продукции, его принципы и методы, а также учет затрат на качество.
Ключевые слова: менеджмент, планирование, качество, предприятие, принципы, методы.
This article discusses the planning of product quality, its principles and methods, as well as cost accounting for quality.
Key words: management, planning, quality, enterprise, principles, methods.
Качество продукции имеет особую важность для экономики России, при этом оно является важным фактором не только повышения конкурентоспособности продукта, но и развития экономики в целом.
Улучшение качества продукта потребительского спроса — это ключевой фактор повышения конкурентоспособности не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. Стабильно растет объем производства, а также экономика государства.
Планирование является функцией управления качеством, которая обеспечивает динамичное развитие изготовления продукции. Это деятельность, устанавливающая определенные требования к степени качества и применению элементов системы качества.
Планированием качества считается создание целей, которые направлены на изготовление продукта с необходимыми, согласно требованиям, значениями показателей на определенный момент времени или в установленный период.
Эффективность такого планирования заключена в том, что его осуществление происходит на различных стадиях жизненного цикла продукции, включая проектирование, производство и ее использование.
Основными задачами планирования повышения качества продукции являются:
− выпускать продукцию, свойства которой соответствуют потребностям рынка;
− приблизиться к максимальному уровню качества российских и иностранных организаций, стараясь превышать его;
− формировать экономически оптимальные задачи, которые приведут к повышению качества, за счет обеспечения их ресурсами, учитывая при этом желания потребителя;
− улучшать качество посредством оптимизации продукции;
− увеличивать выпуск сертифицированной продукции;
− совершенствовать выпускаемый продукт (его прочность, экономичность);
− вовремя заменять либо снимать с производства продукты потребительского спроса, которые морально устарели и не могут обеспечивать должную конкурентоспособность;
− четко соблюдать необходимые стандарты и иную нормативную документацию, вовремя внедрять новые стандарты, пересматривать устаревшие;
− разрабатывать и осуществлять определенные мероприятия, за счет которых можно будет достигать необходимый уровень качества;
− применять продукцию лучшего качества.
Инструментом планирования повышения качества можно считать показатели и мероприятия, отражающие не только какие-либо конкретные свойства продукции, но и различные характеристики системы управления качеством.
Ключевым моментом планирования считают единые принципы планирования, а также применение его определенных методов. К таким принципам относятся:
− совокупность руководства и самостоятельных подразделений;
− баланс в учете ресурсов, а также способностях организации;
− целостность (взаимосвязанность всей деятельности организации);
− конкретизация (степень четкости планирования);
− точность (уровень допусков и отклонений параметров плана);
− легкость в восприятии;
− гибкость (пользование резервами, учет альтернатив);
− научность (учет планирования новых научных и технических достижений, требований стандартов);
− экономичность (результативность согласно соотношению (целевой результат)/расходы).
К методам планирования относят:
- Расчетно-аналитический. Метод основывается на разделении выполняемой работы и сортировке ресурсов, которые применяются на производстве, на его составляющие и создании проектов на основе более действенных условий их взаимосвязи.
- Экспериментальный метод. В нем проектируются нормы, нормативы и модели подсистем управления организацией посредством применения экспериментов, учета опыта специалистов.
- Отчетно-статистический. Разрабатываются проекты, основанные на отчетах, статистике и других данных, которые характеризуют состояние систем управления и их изменения.
Плановая деятельность состоит из различных специфических работ:
- анализ желаний потребителей;
- исследование потребностей;
- анализ рекламаций;
- учет требований перспективных стандартов и итогов НИР;
- исследование патентных данных;
- учет измененных требований к сертификации;
- реализация планового расчета;
- увязка плановых мероприятий.
Качество зависит от сырья, материалов, а также иных деталей конечной продукции. Для улучшения качества выпускаемого продукта предприятию необходимо требовать от поставщиков соответствующее улучшение продукции, которую они поставляют. Но для этого предприятие должно оказывать им различную помощь. Такая помощь и расходы, которые понадобятся на ее реализацию, должны являться объектами планирования повышения качества продукции.
Самостоятельными направлениями такого планирования обычно считают:
− внутрифирменное планирование;
− введение системы управления качеством;
− кадровое обеспечение улучшения качества;
− уменьшение потерь организации из-за брака;
− планирование качества продукции в контрактах и иных документах.
В планах повышения качества отражены задачи по формированию и исследованию новой продукции, а также устранение морально устаревшей продукции с производства.
Перед разработкой плана происходит анализ претензий к продукции, анализ причин брака внутри производства, а также оценка мероприятий, направленных на ликвидацию наиболее часто встречающегося брака.
Затратами на качество являются те расходы, которые направлены на установление уровня качества, достижение этого уровня, контроль, оценку и данные, подтверждающие соответствие необходимым требованиям, надежность и безопасность.
Укрупненные затраты разделяются на следующие виды:
- Научно-технические — это расходы, направленные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
- Производственные — эти расходы состоят из трудовых, материальных и технических.
- Управленческие — такие расходы делятся на:
− транспортные (перевозка продукции);
− снабженческие (закупка сырья и комплектующих);
− расходы для подразделений, которые контролируют производство;
− расходы на экономические службы;
− расходы, направленные на прочие службы, которые влияют на качество продукции.
Принцип экономической значимости расходов дает возможность целесообразно определить структуру расходов на качество. Но при этом определенные группы расходов могут не иметь особого значения, а организация их учета может быть настолько сложной, что есть возможность отказаться от их планирования без значительного влияния на качество.
Согласно принципу дентрализации, планирование осуществляется руководителями подразделений организации. Расходы на качество планируются более точно, можно устанавливать должностные лица, которые будут нести ответственность за использование этих расходов. Именно поэтому работники становятся более увлеченными своей деятельностью и имеют цель получить максимально хороший финансовый результат.
Пользуясь общими планово-учетными единицами, можно получить прямую и обратную связь между сметой расходов по всей организации и сметой определенных подразделений.
В зависимости от уровня планирования такие единицы могут и детализироваться, и укрупняться. При применении детализации используется принцип перехода от больших единиц к мелким (например, цех или отдел). С помощью планово-учетных единиц можно прибегнуть к экономическому анализу расходов принципом сравнения.
Из принципа достаточности информации следует, что число показателей, включаемых в отчеты и планы, необходимо делать минимальным и не требующим дополнительной обработки.
В ходе планирования следует прибегать к принципу преемственности и многократности применения, так как это упрощает систему планирования и эффективности.
Суть принципа заключается в том, что вся необходимая информация фиксируется в первичной документации и в дальнейшем может использоваться многократно. Благодаря этому на предприятии создается целесообразная система учета расходов на качество. В связи с этим есть возможность получения из небольшого количества информации всего, что нужно для управления производством на предприятии.
Принцип бюджетного управления затратами состоит в том, что вышеприведенные операции осуществляются на основе планирования учета затрат на качество с помощью формирования бюджета подразделений компании.
Таким образом, для нормального существования в рыночной среде, где существует огромная конкуренция, каждому предприятию необходимо заботиться о качестве своей продукции, сделать его своей основной целью.
Литература:
- Беляев, С. Ю. Управление качеством: Учебное пособие для бакалавров / С. Ю. Беляев, Ю. Н. Забродин, В. Д. Шапиро. — М.: Омега-Л, 2016. — 381 c.
- Герасимов, Б. И. Управление качеством: самооценка: Учебное пособие / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин, Е. Б. Герасимова, Г. А. Соседов. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 176 c.
- Планирование на предприятии: Учебное пособие / Сост. В. Д. Жариков, В. В. Жариков — Тамб. гос. техн. ун — т. Тамбов, 2015. — 30 с.
- Планирование на предприятии / Сост. О. Ю. Ангелова — Н.Новгород: ННГУ, 2015–46 c.
- Хлестунова Т. П. Планирование на предприятии. — Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2016. — 80 с.