Математическая модель фрактальной подвески автомобиля с регулируемым амортизатором | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ионов, С. А. Математическая модель фрактальной подвески автомобиля с регулируемым амортизатором / С. А. Ионов, Н. Е. Очкин, Е. С. Селиванов, Ю. Ю. Буянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67838/ (дата обращения: 15.11.2024).



Работа посвящена моделированию одноопорной двухмассовой колебательной системы, изображающей автомобиль с фрактальной подвеской, содержащей регулируемый демпфер. Приведена расчетная схема и общая модель данной колебательной системы, а также варианты регулирования демпфирования.

Ключевые слова: колебательная система, подрессоренная масса, дополнительный дроссельный канал, проходное сечение, маятниковый регулятор, коэффициент демпфирования амортизатора, регулируемый амортизатор, математическая модель.

На рис. 1 представлена расчетная схема одноопорной двухмассовой колебательной системы, изображающей автомобиль с фрактальной подвеской, содержащей регулируемый амортизатор.

Рис. 1. Одноопорная двухмассовая колебательная система, изображающая автомобиль с фрактальной подвеской, содержащей регулируемый амортизатор: m1 — подрессоренная масса; m2 — неподрессоренная масса; — жесткость упругого элемента верхней фракции подвески; — жесткость упругого элемента нижней фракции подвески; — коэффициент демпфирования амортизатора верхней фракции подвески; — коэффициент демпфирования амортизатора нижней фракции подвески; q — кинематическое возмущение; z1 — перемещение подрессоренной массы; z2 — перемещение неподрессоренной массы; zс — перемещение соединительного узла фракций подвески

Математическая модель одноопорной двухмассовой колебательной системы, изображающей автомобиль с фрактальной подвеской, содержащей регулируемый амортизатор, имеет следующий вид.

Управление амортизатором возможно по двум алгоритмам. Первый алгоритм является оптимальным для минимизации вертикальных перемещений подрессоренной массы:

Как видно из приведенного выражения, этот алгоритм осуществляет мгновенное изменение коэффициента демпфирования амортизатора.

Второй алгоритм можно реализовать с помощью специального маятникового регулятора, встроенного в амортизатор (рис. 2).

Рис. 2. Маятниковый регулятор демпфирования:

mр — масса регулятора; k1(t) — коэффициент демпфирования амортизатора; zр — перемещение регулятора; cр — жесткость регулятора; kркоэффициент демпфирования регулятора

Принцип работы маятникового регулятора заключается в следующем. В амортизаторе имеется два дроссельных канала — основной и дополнительный. Основной дроссельный канал постоянно открыт. На пути движения жидкости через дополнительный дроссельный канал установлен золотник. Маятник в виде подпружиненного груза, закрепленный на корпусе автомобиля, совершает колебания с частотой возмущающего воздействия и управляет золотником дополнительного канала. При нейтральном положении маятника дополнительный дроссельный канал имеет максимальное проходное сечение. При перемещении маятника от нейтрального положения на некоторую величину золотник полностью перекрывает дополнительный дроссельный канал. Маятник имеет регулируемый демпфер, которым можно изменять сдвиг фаз колебаний маятника относительно колебаний подрессоренной массы.

В этом случае k1(t) — величина, зависящая от площади проходного сечения дроссельных каналов:

.

Здесь μ — коэффициент, зависящий от параметров амортизатора. Общая площадь S проходного сечения дроссельных каналов меняется по закону:

где — площадь проходного сечения основного дроссельного канала;

— общая площадь проходного сечения дроссельных каналов при полностью открытом дополнительном дроссельном канале;

a — минимальное значение величины перемещения маятника относительно рессоры, при котором дополнительный дроссельный канал полностью закрыт.

Колебания маятника происходят по закону:

.

Маятниковый регулятор осуществляет немгновенное переключение неупругого сопротивления.

Исследование регулирования амортизатора по первому алгоритму при синусоидальном возмущении показало существенное уменьшение вертикальных перемещений и ускорений подрессоренной массы практически во всем диапазоне рабочих частот. Однако этот алгоритм трудно реализуем при движении машины по реальному дорожному профилю. В этом случае возможно использование маятникового регулятора, работа которого подлежит дальнейшему исследованию.

Основные термины (генерируются автоматически): колебательная система, подрессоренная масса, дополнительный дроссельный канал, проходное сечение, коэффициент демпфирования амортизатора, маятниковый регулятор, регулируемый амортизатор, математическая модель, неподрессоренная масса, общая площадь.


Ключевые слова

математическая модель, колебательная система, подрессоренная масса, дополнительный дроссельный канал, проходное сечение, маятниковый регулятор, коэффициент демпфирования амортизатора, регулируемый амортизатор

Похожие статьи

Адаптивная бурильная машина вращательного типа

В статье приведены сведения о принципе автоматического регулирования гидравлической схемы бурильной машины. Целью работы является исследование адаптивного процесса вращательного бурения. Мы анализируем факторы, влияющие на процесс вращательного бурен...

Анализ эффективности гидроимпульсного механизма бурильных машин

Представлена физическая модель гидроимульсных механизмов бурильных машин с одним и двумя колебательными контурами. Получены дифференциальные уравнения, описывающие механические и гидравлические процессы, протекающие в механизме за весь цикл его работ...

Фрактальный солнечный коллектор

В работе рассмотрена конструкция фрактального солнечного коллектора(ФСК) и методика определения его коэффициента полезного действия (КПД). При этом в ФСК полимерный трубопровод конструирован по принципу «матрешки» с целью обеспечения фрактальности ко...

Энергосберегающий чизель-культиватор

В статье приведены результаты исследований по разработке технологической схемы работы и схемы размещения рабочих органов энергосберегающего чизеля-культиватора.

Вакуумированный фрактальный солнечный коллектор

В работе рассматриваются вопросы, связанные с тепловыми характеристиками вакуумированного фрактального солнечного коллектора (ВФСК). Описываются конструктивные характеристики (ВФСК). Предлагается расчетный алгоритм выработки тепловой энергии данным к...

Создание двухконтурной системы регулирования температуры в электрической печи на базе программируемого логического контроллера

Электрические печи потребляют много электроэнергии, от чего вопросы их рациональной эксплуатации и автоматизации имеют большое значение для промышленности. В работе описан вариант создания двухконтурной системы регулирования температуры в электрическ...

Разработка частотно-регулируемого асинхронного электропривода для бурового насоса

В статье рассматривается принцип работы буровых установок, схема расположения основного и вспомогательного технологического оборудования, разновидности используемых электроприводов постоянного и переменного тока, их свойства, а также представлены рез...

Обеспечение геометрической неизменяемости стальных каркасов мансард

В данной статье представлены расчётные модели стальных каркасов мансардных этажей многоэтажных зданий. Описаны особенности формирования моделей. Проведено исследование влияния ветровой нагрузки на напряжённо-деформированное состояние элементов конст...

Описание теоретической модели бытовой холодильной машины с приточным вентилируемым охлаждением

В данной статье раскрывается о теоретической модели БХМ с приточным охлаждением, при помощи включения в холодильный контур дополнительных элементов для возможности подачи воздуха из окружающей среды, с последующим выводом его на конденсатор, для созд...

Математическая модель композитного баллона, изготовленного непрерывной жгутовой намоткой

В работе представлена модель композитного баллона давления изготавливаемого непрерывной жгутовой намоткой в виде системы дифференциальных уравнений, удобная для численного анализа, позволяющая получить конструкцию, образованную равнонапряженными нитя...

Похожие статьи

Адаптивная бурильная машина вращательного типа

В статье приведены сведения о принципе автоматического регулирования гидравлической схемы бурильной машины. Целью работы является исследование адаптивного процесса вращательного бурения. Мы анализируем факторы, влияющие на процесс вращательного бурен...

Анализ эффективности гидроимпульсного механизма бурильных машин

Представлена физическая модель гидроимульсных механизмов бурильных машин с одним и двумя колебательными контурами. Получены дифференциальные уравнения, описывающие механические и гидравлические процессы, протекающие в механизме за весь цикл его работ...

Фрактальный солнечный коллектор

В работе рассмотрена конструкция фрактального солнечного коллектора(ФСК) и методика определения его коэффициента полезного действия (КПД). При этом в ФСК полимерный трубопровод конструирован по принципу «матрешки» с целью обеспечения фрактальности ко...

Энергосберегающий чизель-культиватор

В статье приведены результаты исследований по разработке технологической схемы работы и схемы размещения рабочих органов энергосберегающего чизеля-культиватора.

Вакуумированный фрактальный солнечный коллектор

В работе рассматриваются вопросы, связанные с тепловыми характеристиками вакуумированного фрактального солнечного коллектора (ВФСК). Описываются конструктивные характеристики (ВФСК). Предлагается расчетный алгоритм выработки тепловой энергии данным к...

Создание двухконтурной системы регулирования температуры в электрической печи на базе программируемого логического контроллера

Электрические печи потребляют много электроэнергии, от чего вопросы их рациональной эксплуатации и автоматизации имеют большое значение для промышленности. В работе описан вариант создания двухконтурной системы регулирования температуры в электрическ...

Разработка частотно-регулируемого асинхронного электропривода для бурового насоса

В статье рассматривается принцип работы буровых установок, схема расположения основного и вспомогательного технологического оборудования, разновидности используемых электроприводов постоянного и переменного тока, их свойства, а также представлены рез...

Обеспечение геометрической неизменяемости стальных каркасов мансард

В данной статье представлены расчётные модели стальных каркасов мансардных этажей многоэтажных зданий. Описаны особенности формирования моделей. Проведено исследование влияния ветровой нагрузки на напряжённо-деформированное состояние элементов конст...

Описание теоретической модели бытовой холодильной машины с приточным вентилируемым охлаждением

В данной статье раскрывается о теоретической модели БХМ с приточным охлаждением, при помощи включения в холодильный контур дополнительных элементов для возможности подачи воздуха из окружающей среды, с последующим выводом его на конденсатор, для созд...

Математическая модель композитного баллона, изготовленного непрерывной жгутовой намоткой

В работе представлена модель композитного баллона давления изготавливаемого непрерывной жгутовой намоткой в виде системы дифференциальных уравнений, удобная для численного анализа, позволяющая получить конструкцию, образованную равнонапряженными нитя...

Задать вопрос