В статье авторы определяют формы и методы работы преподавателей математики и физики при работе с одаренными воспитанниками.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, повышенная мотивация, воспитанник, задача, обучающийся, предмет.
Одна из основных целей современного образования — формирование личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновации российской системы образования направлены на выявление талантливых детей, повышение качества образования и результатов учебно-познавательной деятельности, обеспечение профессионального самоопределения обучающихся, развитие у них общечеловеческих ценностей.
Нашему обществу нужны талантливые люди, но не всегда человек может реализовать свои способности. Многое зависит от семьи, окружающей среды, школы. Задача педагога — развить интерес к учебной деятельности, добиться проявления обучающимися активности при изучении как программных, так и дополнительных тем, выявить и развить творческие способности, помочь найти каждому обучающемуся пути самореализации. Поэтому важно еще в школе выявить ребят, которые интересуются различными предметами и помочь им наиболее полно и ярко раскрыть свои таланты.
Одаренные дети — это особый мир детства, задача педагогов — понять этот мир, поэтому, вопрос организации учебно-воспитательной работы с одаренными и мотивированными к учебно-познавательной деятельности воспитанниками, создания оптимальных условий для их самореализации, раскрытия их творческого потенциала, педагогический коллектив филиала НВМУ (Севастопольское ПКУ), рассматривает как один из приоритетных. Ориентация современной отечественной системы образования на гуманистические, индивидуально ориентированные и развивающие образовательные технологии изменила отношение преподавателей к обучающимся. Рядом с такими навыками, как образованность и узкоспециальная компетентность, особое значение придается сегодня выработке в воспитаннике умения самостоятельно мыслить, выдвигать нестандартные идеи и прогнозировать, проявлять творческий подход в какой-либо деятельности.
Математика и физика — это приоритетные предметы для выпускников филиала НВМУ (Севастопольское ПКУ) при поступлении в высшие военно-морские училища. Нахимовцам невозможно достичь высоких результатов по этим предметам без системной, долгой и продуманной работы. Формула успеха проста — высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный преподаватель.
В связи с этим становится актуальным вопрос о целенаправленной, системной и качественной работе с одаренными и мотивированными обучающимися, подготовке их к олимпиадам и конкурсам различного уровня. Готовясь к олимпиадам — готовимся к ГИА. Чтобы решить любое задание математику и физику нужно знать, что и даёт серьёзная олимпиадная подготовка.
Для активизации познавательной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся, развития интереса к физике и математике, формирования интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений воспитанников на уроках активно используются:
технология проблемного обучения (частично-поисковый метод, исследовательский метод, эвристическое обучение);
технология обучения в сотрудничестве;
проектная технология для учебно-исследовательских творческих работ обучающихся;
игровые технологии и дифференцированный подход к обучению (операционные игры, деловые игры, организационно-деятельностные игры).
Формы и методы работы преподавателей физики и математики с нахимовцами, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, могут быть как урочные, так и внеурочные. Наиболее эффективными являются методы обучения, которые направлены на развитие мышления обучающихся и приобретения прочных знаний по предмету. Источником мыслительной деятельности может являться проблемная ситуация. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер, направляют обучающегося на путь творческого исследования, при этом формируется способность самостоятельно получать знания.
Физика не всегда является любимым предметом обучающихся. Поэтому одной из основных задач преподавателя является вызвать интерес к обучению. Физика является экспериментальной наукой, развитие практического направления служит одним из методов, позволяющим воспитанникам хорошо усвоить учебный материал. Поэтому на уроках используются элементы занимательности, «дематематизируется» курс физики даже в ущерб научной строгости изложения (делается шаг к доступности). Например, в 7 классе при изучении темы «Атмосферное давление» демонстрируется опыт: поместив вареное яйцо на узкое горлышко бутылки, наблюдаем его всасывание внутрь этой бутылки; при изучении темы «Условия плавания тел» примером «подводной лодки», которая всплывает и ложится на дно, служит виноградина в газированной воде; при изучении тепловых явлений демонстрируется опыт: нагревается верхняя часть пробирки с водой до кипения, а кусочек льда внизу пробирки не тает.
Усиливается практическая направленность при изучении физики. Воспитанники самостоятельно конструируют физические приборы. Ребята создают фонтаны (тема «Сообщающиеся сосуды»), электрические батарейки из лимона или картофеля, «пляшущих» человечков (тема «Электрические явления»), компас из намагниченной иголки, висящей внутри стеклянной банки (тема «Магнитные явления»).
Создаются проблемные ситуации при изучении нового материала в виде постановки вопроса: почему могут притянуться корабли на море, может ли существовать человек-невидимка, можно ли воду вскипятить снегом, как достать иголку из воды, не замочив руки, или в виде отрывка из литературного произведения, например, «Как центростремительная сила, жизнь меня по всей земле носила».
В качестве дидактического материала при изучении новой темы, повторении, подготовки к итоговой аттестации, используются мини-проекты, выполненные обучающимися: «Магнитное поле Земли», «Магниты», «Сила Ампера» (при изучении темы «Магнитное поле»); «Влажность. Кипение», «Капиллярные явления в природе» (при изучении темы «Жидкость и пар»); «Электрический ток в полупроводниках», «Электрический ток в газах», «Электрический ток в жидкостях» (при изучении темы «Электрический ток в средах»). Конечными целями мини-проектов являются создание презентаций в Power Pоint по данной теме.
На самоподготовку, используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, воспитанники получают нестандартные творческие задания: подготовить доклады о биографии ученого, сообщения о физическом явлении, написать сочинение на физическую тему, экспериментальные задания («Рассчитать плотность меда», «Рассчитать давление человека на опору при ходьбе» (7 класс); «Исследовать процесс испарения» (8 класс)).
Межпредметные связи осуществляются через нестандартные уроки и внеклассную работу, например: урок-исследование «Физика и тайны красоты», урок-путешествие «По следам одной катастрофы», урок-суд «Суд над инерцией», урок-дискуссия «Развитие электроэнергетики: за или против?!», уроки-конференции «Производство, передача и использование электрической энергии», «Кошка и физика», «Чернобыльская катастрофа и ее последствия», литературная гостиная «Физики и лирики», физические викторины, аукционы, брейн-ринги.
Внеурочной формой работы с нахимовцами, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, выступают дополнительные занятия по физике (кружок «Решение нестандартных задач по физике», индивидуально-групповые занятия), в ходе которых решаются творческие, экспериментальные задачи, идет подготовка к ГИА.
На уроках математики стойкий интерес к изучению предмета формируется у обучающихся в 14–15 лет. Нахимовцы 5–6-х классов показывают свою заинтересованность, когда решение трудной, нестандартной задачи приносит им радость и удовлетворение. Интерес может служить одним из основных источников побуждения к труду. Для того чтобы выявить у ребят творческие способности, нужно предложить интересный, но нестандартный вопрос. Вспомним простую детскую задачу: «Три яйца варят шесть минут. Сколько минут будут варить пять яиц?».
Познавательный интерес к математике значительно активизируют нетрадиционные формы заданий (стихотворные, иллюстрированные и др.), игровые ситуации, использование на уроках математики сведений из других дисциплин (история, литература) и окружающей жизни (задачи на военно-морскую составляющую), групповые методы работы при решении сложных творческих задач. На уроках и во время самоподготовки воспитанникам предлагают самостоятельно составить задачи на определенную тему.
Нестандартные уроки всегда привлекают интерес нахимовцев, например, при изучении темы «Координатная плоскость», проводился математический практикум «Звездная математика», при рассмотрении темы «Симметрия» — выставка художественных работ, урок-защита проектов «Арифметическая прогрессия в окружающем мире», урок-семинар «Пирамиды вокруг нас».
На уроках математики не всегда есть возможность выделить время на решение занимательных нестандартных задач по причине насыщенности программного материала, который требует отработки элементарных навыков. С помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес обучающихся к предмету, добиться высоких результатов на олимпиадах.
Также, результативным путём обучения является грамотное сочетание самостоятельной работы воспитанников с обучением общим методам и подходам (принцип Дирихле, метод инвариантов и др.). Используются разные формы занятий, самая распространенная — это тематическое решение задач. Рассматриваются различные варианты решения определенной задачи. Более сильные обучающиеся привлекаются в роли экспертов. Решение логических задач служит хорошей подготовкой к дальнейшему изучению геометрии, физики. Систематические занятия с воспитанниками, имеющими повышенную мотивацию к обучению, направленные на решение олимпиадных задач, не только дают результаты на математических олимпиадах, но и служат хорошей базой для дальнейшего результативного решения олимпиадных задач по физике.
Большое значение в работе с мотивированными воспитанниками имеют всероссийская олимпиада школьников, всеармейская олимпиада, конкурсы, научно-практические конференции. Участие в таких мероприятиях помогает выявить способных и мотивированных к учебно-познавательной деятельности обучающихся, развить образовательные наклонности личности, подготовить воспитанников к получению высшего образования, дальнейшей творческой работе в различных направлениях научной и практической деятельности.
Качество обучения на уроках физики и математики тесно связано с наличием у обучающихся мотивации к предмету. Обучение протекает эффективно и даёт положительные результаты, если у воспитанников есть сильная мотивация, которая побуждает действовать активно, преодолевать трудности, упорно двигаться к намеченной цели. Ведущую роль в процессе обучения играют межличностные отношения преподавателя и обучающегося. Невозможно привить интерес к предмету, если сам преподаватель не увлечен своим предметом.
В заключение хотелось бы поделиться мыслями о готовности преподавателя работать с мотивированными обучающимися. С такими ребятами работать сложнее, потому что они более требовательны, у них никогда не заканчиваются вопросы, и это накладывает на преподавателя дополнительную ответственность. Он должен быть координатором идей, мотивирующим обучающихся к интеллектуальному развитию. Для того чтобы работать с одаренными нахимовцами, нужно много работать над собой, постоянно самосовершенствоваться, охотно учиться у других, находить время на самообразование и саморазвитие. Очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться внимательный, умный, терпеливый педагог, умеющий создать тот климат, в котором расцветают способности его воспитанников.
Литература:
- Богоявленская Д. Б., Бабаева Ю. Д., Шадриков В. Д., и др.Рабочая концепция одаренности. — М.: 2003. Электронный ресурс: https://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf
- Дружинин В. Н., Психология общих способностей. — СПб: Питер, 2008.