В статье проведен анализ действующего законодательства в сфере военного положения, также приводится попытка исследования особенностей ограничения прав и свобод человека и гражданина в период действия военного положения.
Ключевые слова: Российская Федерация, военное положение, условие военного положения, свобода человека, гражданин, судебное решение.
Существует тонкая грань между мирной жизнью населения и войной. Войны ведутся по разным причинам, это и война за территории, и война за полезные ресурсы, и война из личной неприязни одного народа к другому, и освободительная война. Причин для войны существует великое множество. Для начала войны достаточно одного выстрела. Так поводом к началу Первой мировой войны послужило убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. В XXI веке военными силами различных государств используется информационные способы войны, чтобы начать войну против другого государства достаточно фальсифицировать, либо исказить нужную информацию.
Так для защиты населения и территорий любое государство должно иметь возможность правового регулирования в условиях военного положения, когда для защиты прав и свобод большинства населения допускается в некоторой мере ограничение прав и свобод другой части населения, проживающего в том же государстве.
Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством, признающим права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. В равной степени в Российской Федерации соблюдаются гражданские права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются и применяются международные договоры и нормы международного права.
Вместе с тем, для обеспечения безопасности государства и защиты граждан российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, гражданские права могут быть ограничены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При ограничении гражданских прав в целях обеспечения безопасности государства, определенные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, не могут быть ограничены.
ВРоссийской Федерации гражданские права человека неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Гражданские права необходимы человеку для охраны его жизни, свободы, достоинства, частной жизни и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству Российской Федерации. В равной степени признаются и охраняются гражданские права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации каждому человеку гарантируются следующие гражданские права: право на жизнь (ст. 20), право на охрану государством достоинства личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), право на недопущение без согласия лица на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица (ст. 24), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком (ст. 26), право на свободу передвижения (ч. 1 ст. 27), право свободно выезжать за территорию Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27), свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28), свобода мысли и слова, массовой информации (ст. 29), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), право на свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также право требования предварительного и равноценного возмещения, принудительно отчужденного имущества для государственных нужд (ст. 35), право на жилище (ст. 40), право на судебную защиту его прав и свобод, гарантирование в необходимых случаях юридической помощи, презумпцию невиновности, справедливое судопроизводство (ст. 46–54).
Так как Конституция РФ не предусматривает перечень прав и свобод человека, которые не могут быть ограничены в условиях военного положения в Российской Федерации, необходимо применять статью 56 Конституции РФ по аналогии. Статьей 56 Конституции РФ предусмотрено, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Ограничению не подлежат права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46–54 Конституции Российской Федерации: право на жизнь; достоинство личности, запрет на использование пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; запрет на медицинские, научные или иные опыты без добровольного согласия человека; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; заперт без добровольного согласия лица на сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; право лица на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; право на свободу совести и вероисповедания; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на жилище и запрет произвольного лишения жилища; право на судебную защиту прав и свобод, справедливое судопроизводство, получение квалифицированной юридической помощи, презумпцию невиновности, право пересмотра приговора суда и прошения о помиловании за умышленное преступление, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников. Закон содержит исчерпывающий перечень гражданских прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях военного положения.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002 в период действия военного положения законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц.
В условиях военного положения допускается ограничение права на свободу и личную неприкосновенность. Если в обычной мирной жизни арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, то в условиях военного положения вышеуказанное допускается без судебного решения и на срок более 48 часов. Кроме того, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 7 ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ в отношении граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией, допускается интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Также в условиях военного положения допускается ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений без необходимости в получении судебного решения. Допускается военная цензура.
Кроме того, в условиях военного положения допускается ограничение: права на неприкосновенность жилища; права на определение и указывание своей национальной принадлежности; права на пользование родным языком; права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства; права на свободу выезда за пределы Российской Федерации и права граждан Российской Федерации беспрепятственно возвратиться в Российскую Федерацию; права на свободу мысли и слова; права на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации; права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; права на свободу конкуренции, допускается использование монополии государством; права частной собственности; права наследования; права на свободный труд; права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях; права на предоставление государством бесплатного или за доступную плату жилища отдельным категориям граждан; права на охрану здоровья и медицинскую помощь; права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; права на образование; права на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; права на интеллектуальную собственность; права на участие в культурной жизни; права на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Заключение
Оборона государства и защита населения при военном положении является приоритетной задачей для государства. Законодателем закреплен исчерпывающий перечень гражданских прав и свобод человека, которые могут быть ограничены в условиях военного положения.
Ограничение прав и свобод человека в условиях военного положения осуществляется государством для охраны жизни и здоровья граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации. Данные ограничения являются обязательными несмотря на то, что определенные законом права и свободы отдельных лиц могут быть ограничены в интересах большинства.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы применяются в период действия военного положения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, применение армии и других воинских формирований в условиях военного положения не должно противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, действующему российскому законодательству.
Литература:
- Конституция РФ от 12.12.1993;
- ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ»;
- ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ;
- Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976);
- Сараевское убийство эрцгерцога Франца Фердинанда // DW. URL: https://www.dw.com/ru/как-началась-первая-мировая-война/a-4475665 (дата обращения: 01.03.2020).