Процесс профессионально-личностного развития молодого педагога становится актуальной темой инновационной и исследовательской деятельности в образовательной системе современного государства. Потребность в создании условий, способных не только удержать молодого педагога в профессии, но и способных раскрыть ему карьерные и финансовые возможности — становится актуальной задачей для многих образовательных организаций.
Требования эффективности функционирования дополнительного образования определяют необходимость непрерывного повышения профессионального уровня педагогичских работников, которые начинают свой профессиональный путь в условиях актуализации традиционных и создания новых требований к уровню профессионального мастерства педагога.
В Национальной доктрине образования РФ (2000–2025) сформулирована идея о необходимости творческого развития личности. Ключевая особенность современной образовательной системы заключается в формировании нового типа педагога, учителя будущего, который легко адаптируется к социально-экономическим и культурным изменениям общества и профессионально развивается, реализуя на практике сформированные профессиональные компетентности. Для этого необходима разработка и реализация качественно нового подхода в осуществлении поддержки профессионально-личностного развития педагога, особенно начинающего свой профессиональный путь.
Российская система дополнительного образования в условиях изменяющейся действительности отражает приоритеты государства: на основе практико-ориентированного подхода нам необходимо развивать компетентности обучающих в техническом, эстетическом и прикладном творчестве, реализовывать здоровьесберегающие технологии в работе с обучающими всех категорий, расширять охват занятости детей в научно-исследовательских, спортивных и творческих объединениях. Поэтому профессиональное становление и развитие педагога дополнительного образования приобретает максимальное значение в образовании.
Результативность организованного сопровождения молодого специалиста со стороны профессионального сообщества зависит от эффективного преодоления трудностей, среди которых несформированная социально-правовая компетентность, неготовность самостоятельно решать профессиональные задачи, низкая осведомленность о карьерных и финансовых возможностях в дополнительном образовании, нереализованная потребность в непосредственном общении с такими же молодыми педагогами, испытывающими аналогичные трудности. Это приводит к низкой профессиональной самооценке и неудовлетворенности педагогической деятельностью.
На сегодняшний день необходима новая организованная форма наставничества и тьюторского сопровождения молодого педагога. Необходимо сочетание тьюторской поддержки на основе масштабирования сетевого взаимодействия между образовательными организациями, в которых профессиональную адаптацию проходят молодые специалисты, готовые поделиться своим уникальным опытом профессионально-личностного развития.
Главным запросом начинающих педагогов является наличие специального подразделения: учреждения, центра, клуба, где молодые педагоги могли бы оперативно и эффективно взаимодействовать между собой, осуществлять профессиональное сотрудничество, успешно взаимодействовать с передовым профессиональным сообществом, наращивая опыт решения профессиональных задач.
Поэтому основной проблемой инновационного проекта является отсутствие модели тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования, способной снизить дефицит организованных форм поддержки молодых специалистов.
Именно инновационная практика, поэтапная работа над повышением уровня профессиональной компетентности и личностного развития молодых специалистов, позволит разработать эффективную модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования, соответствующую запросам современного государства.
Основные идеи инновации заключаются в создании эффективной модели тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования на основе следующих принципов:
1) В основе модели будет использоваться инновационное содержание, соответствующее образовательным требованиям и требованиям профессионального стандарта (модульное, вариативное, групповое, сетевое, ИКТ сопровождение).
2) Одним из приоритетов модели тьюторства является развитие личности педагога (Концепция «Я — профессиональный бренд»)
3) Инновацией является формирование единого информационного ресурса для сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования на платформе Google Класс/Padlet.
4) Условием реализация модели тьюторского сопровождения будет его масштабируемость на основе сетевого взаимодействия.
5) В условиях муниципального образования город Краснодар такая модель будет разрабатываться и реализовываться впервые.
Основная идея разработки эффективной модели тьюторского сопровождения молодых специалистов заключается в том, чтобы создать условия для полноценной реализации потенциала начинающего педагога к саморазвитию и самоактуализации путем организации его образовательной деятельности и удовлетворения профессиональных потребностей.
Основной концепцией инновационного проекта является профессионально-личностное развитие молодого педагога в условиях формируемой системы тьюторского сопровождения. Системный подход, как научный метод, представляет собой совокупность последовательных действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемой системы. Это позволит построить эффективную модель тьюторского сопровождения на основе дефицитов профессионально-личностного развития молодого педагога в условиях дополнительного образования.
Методологическая основа проекта и его технологии представлены сочетанием различных системообразующих факторов, соответствующих требованиям профессионального и образовательного стандарта:
1) Модульное (обучающе-развивающее) сопровождение
Тьюторское сопровождение представлено в форме обучающе-развивающих модулей:
Модуль «Правовое поле деятельности педагога дополнительного образования» направлен на расширение представления начинающих специалистов об основных действующих нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность педагога дополнительного образования.
Модуль «Точки роста» направлен на «прокачку» личностных качеств и навыков, запуск процесса пролонгированного саморазвития и самосовершенствования начинающего педагога. Включает в себя такие современные направления как селф-менеджмент (эффективное планирование, лидерские качества, взаимодействие с коллегами, самомативация, управление временем и т. д.), тайм-менеджмент, актерское мастерство, ораторское искусство, раскрытие творческого потенциала и т. д.
Модуль «Инструментарий современного педагога в контексте цифровизации образовательного процесса» направлен на формирование навыков создания интерактивных презентаций, дидактической инфографики, собственного сайта или блога. Знакомство с имеющимися онлайн-ресурсами позволят организовать дистанционное электронное обучение или сетевое взаимодействие с участниками образовательного процесса (коллегами, родителями и обучающимися).
2) Вариативно-модульное сопровождение
Вариативное сопровождение молодого педагога предполагает свободное посещение образовательного контента в форме профессионариума («Разговор с наставником»),которыйнаправлен на формирование узких (специализированных) профессиональных навыков; а также в команде — с опытными наставниками по всем направленностям деятельности. Созданное взаимодействие создаст условия для эффективного наращивания опыта в решении профессиональных задач, что в свою очередь позволит как индивидуализировать процесс профессионального развития, так и социализировать молодого педагога в профессиональном сообществе.
Уникальностью данного модуля является его трансформация под желания и потребности участников образовательного процесса. Молодой педагог являясь «заказчиком» образовательного контента, может самостоятельно выбирать тот или иной мастер-класс или занятие, которое ему было бы интересно посетить.
3) Групповое сопровождение
Тьюторское сопровождение в форме дискуссионных клубов, профессионариумов, фокус-групп и т. д. позволит организовать эффективную групповую коммуникацию между молодыми педагогами, образуя профессиональное сообщество на муниципальном (а в перспективе — краевом), уровнях.
4) Сетевое сопровождение
В условиях образовательной организации дополнительного образования должна осуществляться адресная методическая поддержка молодых педагогов на основе тьюторского сопровождения, транслируемого в пространстве сетевого взаимодействия.
5) ИКТ-сопровождение
Формирование единого информационного ресурса сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования на платформе Google Класс/Padlet позволит обеспечить доступность и соответствие государственной концепции по цифровизации российского образования.
Начинающему специалисту будет предложен «Электронный образовательный контент» на платформе Google Класс, благодаря которому у всех участников стажировочной площадки будет круглосуточный доступ к информационным ресурсам МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский».
Таким образом, эффективность модели тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога будет зависеть от системообразующих факторов, доступных и адаптивных в условиях учреждения дополнительного образования муниципалитета.
На наш взгляд внедрение эффективной модели тьюторского сопровождения молодых педагогов дополнительного образования позволит создать условия для поступательного и гибкого вхождения специалиста в профессию и послужит «лифтом» для дальнейшего профессионального самосовершенствования и развития. Это повлияет на уровень качества предоставляемых образовательных услуг в сфере дополнительного образования и позволит систематизировать, структурировать и актуализировать оказываемую методическую поддержку молодому педагогу в первые годы его профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного образования города Краснодара.
Создаваемое профессиональное сообщество в рамках инновационного проекта, также будет способствовать популяризации профессии «Педагог дополнительного образования». В свою очередь инновационный продукт, полученный в результате апробации проекта, может быть предложен к распространению и внедрению через создание подобных стажировочных площадок не только в городе Краснодар, но и на региональном уровне.
Список использованной литературы:
- Чебулаева Е. Е. Реализация идей тьюторства в работе центра поддержки и сопровождения проектов с молодыми педагогами [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 83–87. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10094/
- Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю., Доссэ Т. Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-vzroslyh-obuchayuschihsya-vozmozhnosti-i-perspektivy.
- Возгова З. В. Инновационные ресурсы дистанционных образовательных технологий в тьюторском сопровождении курсов непрерывного повышения квалификации // Вестник ЧГПУ. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-resursy-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-tyutorskom-soprovozhdenii-kursov-nepreryvnogo-povysheniya
- Горина Л. В., Сенаторова К. П. Соотношение понятий психолого-педагогического и тьюторского сопровождения // БГЖ. 2018. № 4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-psihologo-pedagogicheskogo-i-tyutorskogo-soprovozhdeniya
- Дьячкова М. А., Томюк О. Н. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк;
- ФГБОУ ВО «УрГПУ». — Екатеринбург, 2016. — 184 c. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/44244/1/978–5-7186–0774–1_2016.pdf