В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных в рамках исследования проблемы развития лидерских качеств старших подростков.
Ключевые слова: лидерство, старшие подростки, диагностика, классификации лидеров, диагностика социализированности личности учащегося, диагностика уровня развития социальной активности подростков.
В условиях рыночной экономики и конкуренции государственная политика в области образования направлена на воспитание активной, творческой, инициативной, уверенной в себе личности. Не менее важным компонентом личностного развития, помогающим человеку адаптироваться в обществе и малых коллективах, является лидерство. Именно лидерские качества помогают индивиду добиться новых высот, сформировать четкую личностную позицию.
Современным подросткам довольно трудно адаптироваться в обществе, требующем от них определенных знаний, умений, конкретной жизненной позиции. Часто причина этому кроется в нехватке знаний, умений и навыков, которые помогли бы им конструктивно общаться, развивать организаторские способности, креативность и социальную активность. Проблема развития лидерских качеств старших подростков является актуальной, так как подростки, оканчивая основную школу, готовятся к дальнейшему обучению в техникумах и колледжах, или продолжению обучения в старших классах школы.
Лидер — это член группы, за которым она признает полное право принимать ответственные решения в значимых ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [6, с.189–190]. Говоря иными словами, лидер — это человек, готовый принять на себя ответственность за деятельность коллектива, работающий во благо коллектива, который ему доверяет. Выделяют два типа лидеров. Формальный лидер — человек, обладающий властными полномочиями как во время деятельности группы, так и вне ее. Неформальный лидер — член группы, который спонтанно принимает на себя ответственность за деятельность группы.
Интересна классификация Л. И. Уманского, предложившего разделять типы лидеров по исполняемым ими в группе ролям:
- Лидер-организатор — отвечает за объединение членов группы вокруг конкретной проблемы;
- Лидер-инициатор — генерирует идеи, решает вновь возникающие проблемы;
- Лидер-генератор эмоционального настроя — формирует настроение группы;
- Лидер-эталон — является образцом для подражания, «звезда» коллектива;
- Лидер-мастер — обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками в определенном виде деятельности группы;
- Лидер-эрудит — владеет большим количеством знаний, необходимых коллективу в значимых ситуациях [5, с. 44].
Формирование лидерской позиции обусловливает наличие у личности определенного набора лидерских качеств. Лидерские качества — это набор качеств и умений, обеспечивающих индивиду успешное решение лидерских обязанностей и реализацию функций лидера. Занимаясь исследованием характерологических особенностей личности лидера, Е. Жариков и Е. Крушельницкий выделили следующие качества присущие лидеру:
- Воля, способность преодолевать препятствия;
- Настойчивость, решительность;
- Умение рационально рисковать;
- Стрессоустойчивость, терпеливость;
- Инициативность;
- Независимость;
- Самокритичность, требовательность по отношению к членам коллектива [7, С.67].
Попадая в коллектив, человек, обладающий лидерскими качествами, реализует себя как лидера. Отсюда вытекает явление лидерства. Согласно определению, данному в психологическом словаре, лидерство — это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе [6, с. 190].
Выделяют три основных стиля лидерства: директивный, коллегиальный и разрешительный. Директивный стиль подразумевает беспрекословное подчинение группы лидеру. Такой лидер не дает членам группы проявить креативность в решении проблемы, следит за четким исполнением ролей. Коллегиальный, или демократический, стиль отличается от директивного свободой мысли и действий членов группы, при этом лидер не просто руководит, а участвует в работе наравне с коллективом. Разрешительный стиль предполагает полную свободу действий людей в группе, лидер стремится избавиться от ответственности за результаты деятельности группы.
Для определения уровня развития лидерских качеств старших подростков нами была проведена диагностическая методика «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Она направлена на изучение уровня социализированности учащихся. Методика состоит из 20 вопросов. Оценивая свое отношение к утверждению, школьники в таблице, предлагающейся им для заполнения, указывают под номером вопроса степень своего согласия с утверждением. Применяя данную методику, мы будем ориентироваться на социальную активность подростков.
Обработку данных автор предлагает делать количественным способом. Каждый тип утверждений (по 5 предложений в каждом типе) обсчитывается путем сложения всех оценок утверждений определенного типа и деления их на количество утверждений. Полученные числа являются средними показателями данного компонента социализированности личности подростка. Для определения уровня развития социальной активности, адаптированности, автономности и нравственной воспитанности используется шкала перевода среднего показателя в уровень развития предложенных компонентов социализированности.
Целевой группой для изучения уровня развития лидерских качеств старших подростков в рамках нашего исследования стали учащиеся 9 «б» класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16 Тракторозаводского района г. Волгограда» в количестве 27 человек 14–15 лет.
Обобщая результаты проведения методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося», низкий уровень развития социальной активности мы обнаружили у 4 % учащихся, средний уровень у 59 % подростков, а высокий уровень социальной активности у 37 % учащихся.
Анализируя полученные нами данные, можно сделать вывод, что социальная активность у испытуемых хорошо развита. Подростки на уровне понимания знают о важности развития социальной активности, готовы к общественной деятельности, но не имеют возможности проявить себя в ней. Данная информация позволяет говорить о том, что испытуемые нуждаются в проведении социально-педагогической работы по развитию социальной активности.
Подводя итог, хочется отметить, что развитие лидерских качеств старших подростков сейчас играет далеко не последнюю роль в формировании личности подростка. Лидерские качества, такие как коммуникативные и организаторские склонности, социальная активность и креативность, помогут подросткам стать частью общества, а также сделать выбор в определении своего жизненного и профессионального пути.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Педагогика, 1968. — 321 с
- Васильева Н. В. Субъективная готовность подростков к участию в обучающей сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс]// Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». — 2018. — № 5(22). — С.66–71. URL:http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963925.pdf (дата обращения: 03.12.2019)
- Комарова Е. В. Лидерство: учебное пособие для студентов вузов / Е. В. Комарова, Н. И. Редина, С. А. Шмелева. — Днепропетровск: ДГФА, 2008. — 286 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. — 236 с
- Кричевский Р. Л. Психология лидерства: Учебное пособие. — М.: Статут, 2007. — 542 с.
- Психологический словарь/ под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Серов А. Г. Развитие лидерских качеств подростков на основе ситуационного подхода // Карельский научный журнал. — 2015. — № 1(10). — С.67–69.
- Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.