Проблема развития лидерских качеств старших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 07.03.2020

Статья просмотрена: 1592 раза

Библиографическое описание:

Руднева, И. А. Проблема развития лидерских качеств старших подростков / И. А. Руднева, А. В. Салагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67859/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных в рамках исследования проблемы развития лидерских качеств старших подростков.

Ключевые слова: лидерство, старшие подростки, диагностика, классификации лидеров, диагностика социализированности личности учащегося, диагностика уровня развития социальной активности подростков.

В условиях рыночной экономики и конкуренции государственная политика в области образования направлена на воспитание активной, творческой, инициативной, уверенной в себе личности. Не менее важным компонентом личностного развития, помогающим человеку адаптироваться в обществе и малых коллективах, является лидерство. Именно лидерские качества помогают индивиду добиться новых высот, сформировать четкую личностную позицию.

Современным подросткам довольно трудно адаптироваться в обществе, требующем от них определенных знаний, умений, конкретной жизненной позиции. Часто причина этому кроется в нехватке знаний, умений и навыков, которые помогли бы им конструктивно общаться, развивать организаторские способности, креативность и социальную активность. Проблема развития лидерских качеств старших подростков является актуальной, так как подростки, оканчивая основную школу, готовятся к дальнейшему обучению в техникумах и колледжах, или продолжению обучения в старших классах школы.

Лидер — это член группы, за которым она признает полное право принимать ответственные решения в значимых ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [6, с.189–190]. Говоря иными словами, лидер — это человек, готовый принять на себя ответственность за деятельность коллектива, работающий во благо коллектива, который ему доверяет. Выделяют два типа лидеров. Формальный лидер — человек, обладающий властными полномочиями как во время деятельности группы, так и вне ее. Неформальный лидер — член группы, который спонтанно принимает на себя ответственность за деятельность группы.

Интересна классификация Л. И. Уманского, предложившего разделять типы лидеров по исполняемым ими в группе ролям:

  1. Лидер-организатор — отвечает за объединение членов группы вокруг конкретной проблемы;
  2. Лидер-инициатор — генерирует идеи, решает вновь возникающие проблемы;
  3. Лидер-генератор эмоционального настроя — формирует настроение группы;
  4. Лидер-эталон — является образцом для подражания, «звезда» коллектива;
  5. Лидер-мастер — обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками в определенном виде деятельности группы;
  6. Лидер-эрудит — владеет большим количеством знаний, необходимых коллективу в значимых ситуациях [5, с. 44].

Формирование лидерской позиции обусловливает наличие у личности определенного набора лидерских качеств. Лидерские качества — это набор качеств и умений, обеспечивающих индивиду успешное решение лидерских обязанностей и реализацию функций лидера. Занимаясь исследованием характерологических особенностей личности лидера, Е. Жариков и Е. Крушельницкий выделили следующие качества присущие лидеру:

  1. Воля, способность преодолевать препятствия;
  2. Настойчивость, решительность;
  3. Умение рационально рисковать;
  4. Стрессоустойчивость, терпеливость;
  5. Инициативность;
  6. Независимость;
  7. Самокритичность, требовательность по отношению к членам коллектива [7, С.67].

Попадая в коллектив, человек, обладающий лидерскими качествами, реализует себя как лидера. Отсюда вытекает явление лидерства. Согласно определению, данному в психологическом словаре, лидерство — это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе [6, с. 190].

Выделяют три основных стиля лидерства: директивный, коллегиальный и разрешительный. Директивный стиль подразумевает беспрекословное подчинение группы лидеру. Такой лидер не дает членам группы проявить креативность в решении проблемы, следит за четким исполнением ролей. Коллегиальный, или демократический, стиль отличается от директивного свободой мысли и действий членов группы, при этом лидер не просто руководит, а участвует в работе наравне с коллективом. Разрешительный стиль предполагает полную свободу действий людей в группе, лидер стремится избавиться от ответственности за результаты деятельности группы.

Для определения уровня развития лидерских качеств старших подростков нами была проведена диагностическая методика «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Она направлена на изучение уровня социализированности учащихся. Методика состоит из 20 вопросов. Оценивая свое отношение к утверждению, школьники в таблице, предлагающейся им для заполнения, указывают под номером вопроса степень своего согласия с утверждением. Применяя данную методику, мы будем ориентироваться на социальную активность подростков.

Обработку данных автор предлагает делать количественным способом. Каждый тип утверждений (по 5 предложений в каждом типе) обсчитывается путем сложения всех оценок утверждений определенного типа и деления их на количество утверждений. Полученные числа являются средними показателями данного компонента социализированности личности подростка. Для определения уровня развития социальной активности, адаптированности, автономности и нравственной воспитанности используется шкала перевода среднего показателя в уровень развития предложенных компонентов социализированности.

Целевой группой для изучения уровня развития лидерских качеств старших подростков в рамках нашего исследования стали учащиеся 9 «б» класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16 Тракторозаводского района г. Волгограда» в количестве 27 человек 14–15 лет.

Обобщая результаты проведения методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося», низкий уровень развития социальной активности мы обнаружили у 4 % учащихся, средний уровень у 59 % подростков, а высокий уровень социальной активности у 37 % учащихся.

Анализируя полученные нами данные, можно сделать вывод, что социальная активность у испытуемых хорошо развита. Подростки на уровне понимания знают о важности развития социальной активности, готовы к общественной деятельности, но не имеют возможности проявить себя в ней. Данная информация позволяет говорить о том, что испытуемые нуждаются в проведении социально-педагогической работы по развитию социальной активности.

Подводя итог, хочется отметить, что развитие лидерских качеств старших подростков сейчас играет далеко не последнюю роль в формировании личности подростка. Лидерские качества, такие как коммуникативные и организаторские склонности, социальная активность и креативность, помогут подросткам стать частью общества, а также сделать выбор в определении своего жизненного и профессионального пути.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Педагогика, 1968. — 321 с
  2. Васильева Н. В. Субъективная готовность подростков к участию в обучающей сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс]// Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». — 2018. — № 5(22). — С.66–71. URL:http://strizh-vspu.ru/files/publics/1537963925.pdf (дата обращения: 03.12.2019)
  3. Комарова Е. В. Лидерство: учебное пособие для студентов вузов / Е. В. Комарова, Н. И. Редина, С. А. Шмелева. — Днепропетровск: ДГФА, 2008. — 286 с.
  4. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. — 236 с
  5. Кричевский Р. Л. Психология лидерства: Учебное пособие. — М.: Статут, 2007. — 542 с.
  6. Психологический словарь/ под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  7. Серов А. Г. Развитие лидерских качеств подростков на основе ситуационного подхода // Карельский научный журнал. — 2015. — № 1(10). — С.67–69.
  8. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, лидерское качество старших подростков, уровень развития, лидер, член группы, классификация лидеров, Методика, проблема развития, социальная активность подростков, тип лидеров.


Ключевые слова

диагностика, лидерство, старшие подростки, классификации лидеров, диагностика социализированности личности учащегося, диагностика уровня развития социальной активности подростков

Похожие статьи

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

Формирование культуры здоровья у обучающихся в начальной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования культуры здоровья у обучающихся в начальной школе. Раскрываются основные понятия: «индивидуальное здоровье», «соматическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесбер...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток»

В статье рассматриваются основы теоретического анализа, определены основные теоретические подходы к проблеме тревожности учеников младшего школьного возраста в психологической литературе, сущность понятия тревожность и рассмотрено влияние «физминуток...

Похожие статьи

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

Формирование культуры здоровья у обучающихся в начальной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования культуры здоровья у обучающихся в начальной школе. Раскрываются основные понятия: «индивидуальное здоровье», «соматическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесбер...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток»

В статье рассматриваются основы теоретического анализа, определены основные теоретические подходы к проблеме тревожности учеников младшего школьного возраста в психологической литературе, сущность понятия тревожность и рассмотрено влияние «физминуток...

Задать вопрос