В статье автор рассматривает роль методической службы в реализации образовательного процесса, функции методического кабинета и эффективность педагогической деятельности при участии методической службы.
Ключевые слова: методическая служба, методический кабинет, дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование.
На сегодняшний день система образования претерпевает существенные изменения: модернизируются образовательные программы, создаются профессиональные стандарты для педагогов, развивается дополнительное образование. Наряду с данными изменениями, встает вопрос о развитии педагогической карьеры, личностного роста педагогов, соответствию Федеральному государственному стандарту (ФГОС) и профессиональным стандартам. Однако с ростом спроса на современного специалиста растут и предложения реализации программ дополнительного профессионального образования для профессионального совершенствования педагога. И не всегда реализуемые платные и бесплатные программы соответствуют ожиданиям обучающихся. Также растет и число учебных центров, чья подготовка не является эффективной и актуальной. Для решения данных проблем развивается методическая служба, для осуществления контроля реализуемых дополнительных профессиональных программ, консультировании и помощи самим педагогам.
В условиях модернизации и реформирования системы дополнительного образования методическая работа имеет особую ценность. Осуществить и реализовать образовательную программу с возможностью всестороннего развития личности обучающегося, способного применять современные технологии и методы в своей профессиональной деятельности может не каждый современный специалист. При этом термин «профессионал» отражает не только предметные, дидактические и методические знания и умения, но и профессиональный личностный потенциал педагога, в которую входят его личные установки, ценности и убеждения. На развитие всех качеств, перечисленных выше, направлена методическая деятельность образовательных организаций и учреждений [2].
Необходимо отметить, что в ходе деятельности педагог становится активным субъектом комплексного совершенствования. И для данного процесса необходим не эпизодический, а комплексных подход к реализации и развитию научно-методической работы.
Методическая служба- связующее звено между деятельность педагога, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой и развитием педагогического опыта [4]. Именно методический кабинет регламентирует деятельность педагога на занятиях, контролирует и способствует реализации ФГОСа, способствует всестороннему развитию личности занимающегося.
Методическая служба дополнительного профессионального образования — система эффективной реализации программ дополнительного образования, которая направлена на повышение квалификации учащихся или переподготовку занимающихся по другим направлениям. Данная служба осуществляет контроль за освоением образовательной программы с помощью различных методов и технологий обучения, разрабатывает методические материалы в соответствии с ФГОС.
По отношению к педагогу методическая работа выполняет такие важные функции, как адаптация и социализация. Благодаря комплексному участию в научно-методической работе педагог не только закрепляет, но и приобретает новые социальные статусы, меняя свои компетенции со знаний на исследования. Данные статусы позволяют совершенствовать учебно-воспитательный процесс, способствует повышению качества образования в соответствии с государственным стандартом [10]. С накоплением педагогического опыта возникает функция профессионального самосохранения, что позволяет предотвратить профессиональное личностное выгорание. Методическая работа также помогает педагогу избавиться от неактуальных технологий и методов работы, делает более восприимчивыми к внешним изменениям системы образования и подходов профессиональной деятельности. В конечном счет такая педагогическая мобильность повышает конкурентоспособность каждого специалиста. Необходимо отметить, что цель методической работы и методического сопровождения — оказание реальной, эффективной помощи педагога. Вместе с этим, методическая служба осуществляет контроль за реализацией образовательных профессиональных программ дополнительного образования в соответствии с государственным стандартом.
Модернизация системы образования Российской Федерации, обновление и реформирование всех компонентов и структур образовательного процесса повысили требования и к самим педагогам. На сегодняшний день, для педагога необходимо выполнения таких задач, как:
– Диагностика уровня развития занимающихся, структурирование и выстраивание реальные цели и задачи своей профессиональной деятельности;
– Умение отбирать целесообразные содержания, способы, средства с учетом уровня развития занимающихся, умение отслеживать и диагностировать изменения в результатах;
– Умение разрабатывать и реализовывать вариативные экспериментальные образовательные программы, иметь возможность творчески реализовывать педагогические идеи;
– Организовывать познавательную деятельность, уметь мотивировать занимающихся к обучению, поддерживать психологические равновесие в коллективе [11].
Данные требования определяют значимость современного педагога не просто как учителя, которые обучает образовательной программе, но и как человека, который может трансформироваться в исследователя, испытателя, психолога и технолога.
В этой связи приоритетное значение приобретает методическая работа при реализации программ профессионального дополнительного образования. Ведь в данном случае, методический кабинет работает комплексно. Он помогает педагоги эффективно реализовывать образовательную программу и обучать занимающихся, мотивировать их к обучению в будущем и развитии своего профессионального потенциала. С другой стороны, методическая служба дает возможность реализовать инновационные технологии и методы работы, которые помогают занимающимся всесторонне развиваться и самосовершенствоваться. Также методическая работа контролирует соответствие образовательных программ профессиональному стандарту, что обеспечивает реализацию актуальных компетенций занимающимся и получение современного образования для повышения профессиональных и личностных знаний, умений и навыком [1].
Таким образом, роль методической службы в реализации программ профессионального дополнительного образования велика. На сегодняшний день, методическая служба совершенствуется и развивается для наиболее эффективной реализации образовательного процесса, помощи педагогу в реализации профессионального педагогического потенциала, сохранения опыта и синтезирования новых умений и навыком, для повышения конкурентоспособности педагога и мотивации обучающихся к дальнейшему профессиональному и личностному развитию.
Литература:
1. Бессолицина, Р. В. Инновационные подходы к организации научно — методической работы / Р. В. Бессолицина // Методист. — 2006. — № 1. — С. 25–27.
2. Дереклеева, Н. И. Справочник завуча. Учебно-методическая. Воспитательная работа 5–11 классы / Н. И. Дереклеева. — М.: ВАКО, − 2006. — 352 с.
3. Дударева, Л. П., Панов, А. И. Методическая работа в системе общего образования субъекта РФ (структурно-функциональный аспект) / Л. П. Дударева, А. И. Панов // Методист. — 2015. — № 2. — С. 21–25.
4. Коростелева, Н. В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях / Н. В. Коростелева // Методист. — 2005. — № 4. — С. 17–21.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Российская газета. № 196, 11.10.2000.
6. Приказ Правительства РФ № 393 «О концепции модернизации российского образования» от 11 февраля 2002 года.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012
8. Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 (принят Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 N 1794-III ГД) — URL https://210fz.ru/zakon-o-dopolnitelnom-obrazovanii/
9. Федорова, Т. Т. Приоритетные направления деятельности методической службы / Т. Т. Федорова // Методист. — 2005. — № 5. — С. 24–26.
10. Черноусова, Ф. П. Организация методической работы в школе (рекомендации) / Ф. П. Черноусова // Завуч. — 2014. — № 7. — С. 103–128.
11. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст] / Н. Е. Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.