В данной статье, автор знакомит читателей одним из исторически запомнившейся корейских народных восстаний против японского колониального режима, целью которого являлось получение независимости государства. В статье указаны хронология всех действий, а именно: предпосылки данного движения, ее последствия и конечные итоги.
Ключевые слова:первое марта, народное движение, право на самоопределение, националисты, октябрьская революция, декларация независимости, парк Пагода, село Чеамни, представители трех нации, японская власть, мировое общество.
Одним из ярких народных манифестаций направленные на ликвидацию японского колониального режима, являлось движение 1 марта 1919 года в городе Сеул. Для подробного изучения данного инцидента, давайте для начало рассмотрим истоки этого движения. Традиционно считается, что на формирование Первомартовского движения одиночных или групповых инициатив повлияли два события:
– великая Октябрьская Социалистическая Революция, ставшая примером победоносных действий широких масс и воплотившая на практике стратегию пролетарского интернационализма;
– второй причиной являлось доктрина президента США Вудро Вильсона, провозгласившей право малы наций на самоопределение. Заявление американского лидера по отношению к Кореи являлось в малой степени, так как президент имел в виду малые нации Европы и отчасти — европейские колонии. США по-прежнему считала Корею, как полуостров сферой влияния Японией и не особо серьёзно придавало этому значению. Но, что касается Европейских стран как Франция и Англия, опасавшиеся распада своих колониальных систем, начали оказывать противодействие этой идее, в результате чего данное заявление было изъято из устава Лиги Наций, а сам президент придерживался воздержаться данной формулировки в дальнейшем.
Корейские националисты, воодушевившись словами президента США, начали немедленно противодействовать на американские власти, однако японская сторона была готова противоборствовать за такую идею и сильнейшим аргументом стало в адрес американцев, как расовой дискриминации по отношению корейцев в Америке, что в конечном итоге было решено не предпринимать никаких действий. Что-то похожее можно сказать и о распространении в Корее информации об Октябрьской революции. Увлечение коммунистическими идеями было очень сильно в корейском сообществе, и большинство корейцев, проживавших на Дальнем Востоке, во время Гражданской войны воевало на стороне красных.
Представления же большинства корейцев о событиях в России были довольно смутными, а выбор методов борьбы и состав руководства движения говорят о том, что влияние марксизма на Первомартовское движение было меньше, чем полагали советские историки. Заявленные в Декларации Независимости принципы не совпадали с коммунистическими, а вовремя Первомартовских демонстраций народ размахивал не красными знаменами, а национальными флагами тхегыгки. [1] Переходим непосредственно к основной части данной темы. И так 22 января 1919 года умер корейский экс-император Кочжон, желание проводить в последний путь последнего настоящего монарха соединило представителей всех патриотических слоев: янбанов-традиционалистов, бывших членов прояпонского общества «Ильчинхве» и представители народившегося сопротивления народных масс. В книге Ли Ги Бек «История Корея» даются также более отчетливые сведения о началах народного восстания. Корейские студенты во главе с Чхве Пхаль Ёном, которые обучались в Японии, организовали в Токио «Чосон тоннип чхоннёндан» (молодежную партию независимости Кореи).
В начале февраля 1919 г. более 600 студентов собрались в протестантском молодежном клубе для обсуждения и публикации Декларации независимости. Это событие сыграло огромное влияние на ряд руководителей национально-освободительного движения, находившегося в Корее. В ту пору в Корее национально-патриотические силы объединились вокруг новой религии Чхондогё (Небесный путь) представлявшей собой модернизированный и более либеральный вариант тонхак, христианских и буддийских организаций. От Чхондогё выступал Сон Бён Хи, от христианских организаций Ли Сынхун, от буддистов Хан Ён Ун — всего 33 представителя корейской нации совместно подписали Декларацию независимости, на корейском оно звучит, как «Тоннип сононсо». Это являлось прямым сигналом открытым выступлениям. 3 марта, в день похорон императора Кочжон, со всех концов страны собирались толпа людей в Сеуле.
1 марта представители нации собрались в павильоне Тэхвагван и там провозгласили Декларацию независимости. Одновременно с этим студенты и молодежь проводили грандиозный митинг в парке Пагода и после торжественного провозглашения декларации начались уличные шествия. Таким образом началось Первомартовское движение. Представители нации, сами же доложили об положении японским властям и тут же были арестованы. По идеи организаторов Первомартовское движение должно было охватить всю страну. Вскоре это манифестация переросло во всенародное выступление, оно объединило представителей всех слоев общества. Страна поднялась на священную борьбу за свою независимость. Японская власть жестоко подавило эти мирные демонстрации. Для этого им потребовалось помощь не только местной правоохранительной власти, но и регулярных армейских частей [2].
В эти мартовские дни по всей стране было арестовано 46.948, убито 7.509, а ранено 15.961 человек. Несколько тысяч государственных сооружений было сожжено, а особым случаем жестокости японской власти остается бесчеловечность по отношению жителей, проживавших в селе Чеамни, японцы загнали в церковь десятки мирных жителей села, а затем заживо их сожгли. Эта трагедия увековечено в памяти каждого корейца. Все виды жесткого подавления со стороны японцев не вызывало ни малейшего внимания со стороны мировой общественности. После того как завершились массовые манифестации корейского народа на протяжении 1919 г. в Корее происходили многочисленные выступления рабочих, главным образом в форме забастовок на японских и других иностранных предприятиях.
2 сентября 1919 года патриот своего народа Кан Угу попытался убить генерал-губернатора Сайто Макото, бросив бомбу у Сеульского вокзала. Первомартовское движение проявило себя не только на территории Кореи, но и ее за пределами — в соседних государствах, т. е. в России и в Китае, в местах проживания корейцев. Даже создавались свои декларации независимости. Так лидеры вооруженного антияпонского сопротивления в Северо-Восточном Китае — Ким Чвачжин, Ё Чжун, Пак Напха и др. еще в феврале 1919 года составили «Декларацию независимости Великой Кореи». Корейцы, проживавшие в территориях России выступили 17 марта 1919 г. в городе Никольске со своей особой Декларацией независимости. [3]
Первомартовское движение было поистине уникальным не только по своим масштабам. Впервые за всю историю страны в обществе, где существовало строгое разделение на классы и сословия, все населения страны выступило единым фронтом во имя единой цели. Несмотря на то, что формально участники движения не ставили перед собой других задач, кроме восстановления независимости своей страны, Первомартовское движение было больше, чем просто движение на независимость. Первомартовское народное движение сыграло важную роль в развитии национально-освободительной борьбы корейского народа, побудило японцев пойти на частичную либерализацию колониального режима и перейти в Корее к так называемой культурной политике: корейцам были предоставлены политические права, в качестве консультативных органов при японских губернаторах созданы провинциальные собрания, сняты ограничения на деятельность корейских предпринимателей и др. [4] Новым генерал-губернатором Японии был назначен адмирал Сайто, который повел так называемую «культурную политику». Таким образом, у Первомартовского движения есть три очень важных исторических урока, которые делают это событие чрезвычайно важным явлением корейской истории.
Во-первых, демонстрации были мирными, а авторы декларации независимости даже предали себя в руки властей, чтобы не допустить эскалации насилия. Именно поэтому восстания в классическом значении этого слова в Корее не было, но размах движения напугал японцев не меньше чем попытки вооруженного захвата власти.
Во-вторых, Первомартовское движение дает нам уникальный для Кореи опыт согласия и сосуществования различных политических сил и религиозных учений. Сочетание традиционного и нового является третьим важным уроком или, точнее, примером того, как авторы Декларации Независимости Кореи видели будущее своей страны на пересечении старого и нового [5].
В заключении по итогам данного движения хотелось бы сказать пару слов от себя: не смотря на то, что данное движение не достигло своей цели, не удалось добиться независимости, а было жестоко подавлено со стороны японцев, это движение оказало огромное воздействие на ход национально-освободительной борьбы корейцев, стало началом нового этапа борьбы за независимость. В ходе Первомартовского движения всему миру было продемонстрировано желание корейского народа восстановить свою независимость; был дан толчок для дальнейшего организованного сопротивления японской колонизации Кореи как внутри страны, так и за ее пределами.
Литература:
- Асмолов К.В Корейская политическая культура. Традиции и трансформация. Москва, 2009 г. 704 с.
- Ли Ги Бек «История Кореи: новая трактовка». Москва, 2000 г. 466 с
- Курбанов С.О «История Кореи: с древности до начала XXI в. Санкт-Петербург, 2009 г. 568 с.
- Пак Б. Д., Пак Тхэгын. Первомартовское движение 1919 г. в Корее. Глазами российского дипломата. Иркутск, 1998
- Информационное агентство: https://koryo-saram.ru/1-marta-1919-goda/