В статье рассказывается о драгоценном камне — янтаре, который имеет большой спрос в сфере ювелирной промышленности во всем мире. Приводится статистика и судебная практика по незаконной добыче этого камня. Анализируются действующие на настоящий период времени санкции, применяемые к правонарушителю. Предлагается ужесточить ответственность за совершение данного деяния.
Ключевые слова: янтарь, месторождения, янтарная отрасль, незаконная добыча, административная и уголовная ответственность.
Слезы моря или Дар Солнца: речь идет о таком солнечном камне, как янтарь. Данный камень растительного происхождения имеет большую ценность и впервые о нем заговорили еще в 10 веке до н. э. Времена меняются, а роль и ценность этого камня — нет. По сей день считается, у кого имеется такой камень, то тот обладает определенным статусом и богатством. Так, в Египте из него делали курильницы, для проведения различных обрядов. В Греции служил в качестве талисмана — его брали с собой в бои и верили, что он приносит удачу. В Риме данный камень говорил о статусе семьи — только богатые могли себе позволить носить украшения из янтаря.
Янтарь обладает как лечебными, так и магическими свойствами. Его используют в ювелирной промышленности, косметологии, медицине, искусстве, сельском хозяйстве и в корабельном деле.
Месторождения этого ископаемого находятся на территории Румынии, Польши, Сицилии, Украины, США, Германии, Мексики и Канады. В России местом добычи в первую очередь является Калининградская область.
В настоящее время добыча янтаря регулируется несколькими кодексами. Так в соответствии со ст. 7.5 КоАП РФ самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, либо транспортировка или хранение в целях сбыта, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения. [1]
Объектом данного преступления считается государственная собственность на недра в границах территории Российской Федерации, предметом правонарушения — собственно сам янтарь. Необходимо отметить, что соответствующим постановлением Правительства утвержден специальный порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням. [2] От сюда сделаем вывод о том, что на янтарь в полной мере распространяются требования федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», [3] а за их нарушение предусмотрена ответственность уже по уголовному кодексу. В частности, по ст. 191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга», а также по ст. 192 УК РФ «Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней».
Очень часто задержание нелегалов происходит в ходе профилактических рейдов по пресечению незаконной добычи янтаря. Одно из таких мероприятий провели сотрудники УМВД РФ по Калининградской области в районе поселка Черепаново в мае 2017 года. В результате спецоперации полицейские задержали нескольких местных жителей в возрасте от 18 до 47 лет, которые в составе двух групп пытались добыть солнечный камень с помощью самодельных помп. [4]
Но, печально то, что далеко не все черные копатели оказываются задержанными, поскольку многие из них очень быстро покидают место преступления. Объясняется это тем, что такие группы добытчиков очень хорошо подготовлены и мобильны, у них слаженно отработана система оповещения о времени и месте проведения очередного рейда.
Как показал проведенный анализ судебной практики, по ст. 7.5 КоАП РФ, как правило, налагается штраф в размере 4 тыс. рублей с конфискацией лопат, мотопомп, шлангов, и других подручных средств, используемых для незаконной добычи янтаря. [5]
Естественно, такие щадящие санкции не останавливают злоумышленников от совершения повторного деяния, а само наказание не соответствует, причиненному государству ущербу. Кроме того, большинство нeлегальных добытчиков — безработные, у них нет постоянного источника дохода, поэтому многие из них штрафы просто не оплачивают. [6] После им назначается административное наказание в виде принудительных работ по ст. 20.25 КоАП РФ сроком от 20 до 30 часов. [7]
Проанализировав все сказанное выше, мы считаем, что ныне существующие предложения по дальнейшему увеличению административных штрафов до 50 тыс. рублей не смогут стать эффективной мерой борьбы с незаконным оборотом янтаря. В качестве средства улучшения сложившейся ситуации может стать предоставление недр в частные руки предпринимателей путем выдачи им соответствующей лицензии, которая давала бы им право на разработку месторождений полезных ископаемых. Как считают Т. С. Волчецкая, Г. М. Малевски, Н. А. Ренер, такие действия со стороны государства в свою очередь, будут способствовать повышению занятости населения и собираемости налогов. [8]
Рассмотрим пример, четко показывающий отсутствие эффекта от применения административных норм.
На берегу Балтийского моря в мае 2017 года полицейскими были задержаны три бригады копателей. Все они привлечены к административной ответственности за самовольную добычу янтаря. Двое из задержанных своевременно не уплатили три штрафа на сумму 11000 рублей за аналогичные правонарушения, совершенные ранее. [9]
Считаем необходимым, за повторное правонарушение, связанное с самовольной добычей янтаря, совершенное уже организованной группой лиц, привлекать не к административной, а к уголовной ответственности.
Кроме того, не следует забывать о том, что в результате таких нелегальных выработок происходит и очень большое воздействие на окружающую среду, вымывается плодородный слой почвы, имеющий сельскохозяйственное значение. Так, на территории многих населенных пунктов Калининградской области можно наблюдать настоящий «лунный пейзаж», с многочисленным обилием кратеров. В течение длительного времени, в результате незаконной добычи янтаря в этих районах уничтожены гектары почв, а для рекультивации таких участков, т. е. полного восстановления, требуются большие силы и средства.
На сегодняшний день, за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, ответственность наступает по ст. 8.6 КоАП РФ. Она предусматривает наложение административного штрафа на сумму от 1000 до 3000 рублей. Справедливости ради, следует сказать о том, что применительно к теме нашей статьи, данная норма применяется редко, по одной простой причине — очень сложно доказать вину собственника или же арендатора земельного участка. Эти лица, как правило, не участвуют в самом процессе добычи.
Так, в июне 2016 г. Управлением Россельхознадзора Калининградской области был произведен осмотр земельного участка. Были зафиксированы многочисленные карьерные выемки, общая площадь которых достигает почти 2000 м2. Собственник объяснил, что приобрел участок уже в таком состоянии и подтвердил это соответствующими документами и фотографиями. Лица, нанесшие ущерб, так и не были установлены. [10]
Отметим, что часто нелегальные раскопки ведутся на территориях заповедников и природных заказников, имеющих региональное, а иногда и федеральное значение. За это правонарушение тоже предусмотрена ответственность по административному кодексу, по ст. 8.39. Но, на сегодняшний день, данная норма, как и большинство других, ранее перечисленных, не имеет весомого воздействия на нарушителей, так как размер штрафа для граждан незначительный, составляющий всего 3000–4000 рублей.
Но все же, в КоАП РФ существуют эффективные нормы, связанные с незаконным оборотом янтаря. В частности, такой является ст. 16.1 «Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу». Здесь сумма штрафа рассчитывается исходя из размера стоимости товаров, в частности от одной до трех размеров, с конфискацией или без таковой.
Незаконный вывоз янтаря через государственную границу все чаще происходит путем использования тайников. В августе 2016 г. во время таможенного досмотра автобуса с туристами, выезжающих из Российской Федерации в Польшу, сотрудниками таможни обнаружены 30 кг янтаря, не заявленного в таможенной декларации. [11]
В марте 2016 г. в пункте пропуска Биробиджанской таможни гражданка России пыталась незаконно провезти на территорию Китайской народной республики необработанный янтарь и ювелирные изделия из него, общим весом 1,5 кг. Она объяснила, что эти предметы были переданы ей незнакомым человеком в городе Хабаровск, для конрабанды в Китай. [12]
Однако, наиболее частой административной нормой в правоприменительной практике по пресечению нелегальной добычи янтаря, можно назвать ст. 20.17 «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта». К примеру, в мае 2017 г. местный житель проник на территорию Калининградского янтарного комбината, с целью хищения янтаря. Вскоре он был задержан.
Существует очень примечательный исторический факт, который свидетельствует о том, в 30- годы прошлого века охранники Кёнигсбергской янтарной мануфактуры без всякого предупреждения могли открыть огонь по тем людям, которые приближались на 100 м к месту добычи янтаря. [13]
Подводя итог, следует отметить, что административные нормы в сфере незаконного оборота янтаря сегодня реализуются не в полном объеме. Они не могут эффективно воздействовать на нелегальную разработку природных месторождений этого ископаемого, на его незаконный вывоз за границу и продажи на черном рынке. Полагаем, необходимо осуществлять применение уголовно-правовых мер воздействия на правонарушителей. В частности, этого мнения придерживаются и такие ученые, как Н. А. Кострикова, А. С. Липская, А. Я. Яфасов. [14]
Безусловно, привлечение к уголовной ответственности за хищение янтаря, незаконную предпринимательскую деятельность, контрабанду янтаря и другие противоправные деяния в этой сфере будет способствовать достижению результатов, запланированных в Стратегии развития янтарной отрасли РФ на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2017 года № 1966-р. [15] Также считаем, что для эффективного воздействия на незаконный сбыт янтаря через границу необходима активность в борьбе с трансграничной преступностью не только Российской Федерации, но и других государств.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. 12.11.2019) // СЗ РФ. — 2001. — № 1. — Ст. 1.
- Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням: Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 № 8 (ред. 16.12.2014) // СЗ РФ. — 1999. — № 2 — Ст. 310.
- О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 № 41- ФЗ (ред. 02.08.2019) // СЗ РФ. — 1998. — № 13 — Ст. 1463.
- Пресс-служба УМВД России по Калининградской области. [Электронный ресурс]. — URL: https://39.mvd.ru/news/item/10333569/ (дата обращения: 20.10.2019).
- Архив Балтийского районного суда Калининградской области за 2016 г. — Дело № 5–346/2016.
- Архив Балтийского районного суда Калининградской области за 2016 г. — Дело № 5–342/2016.
- Архив Балтийского районного суда Калининградской области за 2017 г. — Дело № 5–87–1М/2017.
- Волчецкая Т. С., Малевски Г. М., Ренер Н. А. Противодействие незаконному обороту янтаря в Калининградской области // Балтийский регион. 2017. № 4. С.118.
- Пресс-служба УМВД России по Калининградской области. [Электронный ресурс]. — URL: https://39.mvd.ru/digest/item/10263900/ (дата обращения: 21.10.2019).
- Архив Зеленоградского районного суда Калининградской области за 2016 г. — Дело № 12–118/16, 12–129/16.
- «Янтарь не пустили в Польшу». [Электронный ресурс]. — URL: http://bagrationovsk.gov39.ru/about/info/news/10304/ (дата обращения: 21.10.2019).
- EAOMedia. [Электронный ресурс]. — URL: http://eaomedia.ru/news/496174/ (дата обращения: 21.10.2019).
- Эриксон У. Добыча янтаря в Кёнигсберге в 1926–1945 годы // Рибниц-Дамгартен. — 1998. — С.52.
- Кострикова Н. А., Липская А. С., Яфасов А. Я. Кластерный подход к развитию янтарной отрасли // Управленческое консультирование. 2017. № 3. С.74.
- CYBERLENINKA. [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17498244/ (дата обращения: 21.10.2019).