В статье исследовано правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в РФ. Автором обращается внимание на несистемный характер правового регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, на необходимость доработки антикоррупционного законодательства в РФ.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, антикоррупционное законодательство, коррупция, противодействие коррупции.
Надлежащее развитие правоотношений в связи с проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является невозможным без соответствующего нормативного правового регулирования, включающего в себя систему источников права и законодательства.
Антикоррупционная политика — это деятельность, которая осуществляется специально уполномоченными органами государственной и муниципальной власти, а также их должностными лицами по противодействию и профилактике коррупции [5, с.28].
Высшей целью правового регулирования является достижение принципа справедливости при определении прав и обязанностей участников общественных правоотношений. Правовые механизмы соблюдения данного принципа разнообразны; они зависят от цели правового регулирования, участников правоотношений, баланса политических сил, экономических проблем, стоящих на определенном этапе развития общества, смены форм и методов государственного регулирования общественных отношений и др. В любом случае о справедливости нельзя вести речь в тех случаях, когда нарушен баланс прав и интересов участников отношений.
Баланс публичных и частных интересов не предполагает равенство положений сторон, если установлен приоритет конкурирующих интересов; о равенстве можно говорить только применительно к частным интересам; в свою очередь, баланс частных интересов предполагает такое состояние, при котором права и обязанности сторон соразмерны и стороны наделены равными возможностями для реализации своих законных интересов.
На сегодняшний день для определения нормативных правовых актов и их проектов на предмет их коррупциогенности созданы необходимые правовые, организационные, управленческие и экономические предпосылки.
Важнейшее значение в регулировании антикоррупционной экспертизы нормативных правовых и их проектов имеют федеральные законы.
Так, Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [3] (далее — Закон об антикоррупционной экспертизе) рассматривает антикоррупционную экспертизу в качестве одной из мер по предупреждению и профилактике коррупции.
Помимо законов важное значение в правовом регулировании антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов имеют подзаконные нормативные правовые акты.
Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [4], в нем раскрываются коррупциогенные факторы, а также излагаются практические рекомендации, способствующие их выявлению.
Правом нормотворчества в сфере антикоррупционной экспертизы наделены специально уполномоченные Законом об антикоррупционной экспертизе органы по проведению антикоррупционной экспертизы (Прокуратура, Минюст). Так, Приказом Минюста России от 04.10.2013 № 187 [4] утвержден Порядок организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации.
Многие органы исполнительной власти разработали собственные нормативные документы, которые затрагивают порядок проведения антикоррупционной экспертизы, например Приказ ФАС России от 16.10.2015 № 976/15 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной антимонопольной службы» [4].
Все проекты нормативных правовых актов необходимо подвергать как можно более широкому общественному обсуждению, своевременно публикуя их на интернет-сайтах государственных органов [6, с.102].
Заслуживающим отдельного внимания является вопрос, связанный с правомерностью отнесения к источникам правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов подзаконных актов. Данная проблематика активным образом дискутировалась среди разработчиков проекта Закона об антикоррупционной политике, в особенности применительно к ведомственным актам. Однако, анализ законодательства большинства даже самых развитых государств свидетельствует о невозможности регулирования правоотношений по противодействию коррупции исключительно нормами законов ввиду многообразности и многоаспектности проявлений коррупционных правонарушений, сложности их выявления и противодействия.
В этой связи нормальное функционирование системы антикоррупционной экспертизы является невозможным без их всестороннего правового регулирования, в том числе, подзаконными правовыми актами. Только в своей совокупности система источников антикоррупционного законодательства, включающая в себя федеральные законы и подзаконные нормативные акты, способны учитывать потребность общества, государства и граждан в предупреждении и профилактике коррупциогенных факторов и отвечать их потребностям в надлежащем правовом регулировании.
Литература:
- Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 29. — Ст. 3609.
- Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 10. — Ст. 1084.
- Приказ Минюста России от 04.10.2013 № 187 (ред. от 27.09.2018) «Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. — 2013. — 18 октября.
- Приказ ФАС России от 16.10.2015 № 976/15 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной антимонопольной службы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — № 2. — 2016. — 11 января.
- Ишеков К. А. Нормативное правовое регулирование антикоррупционной политики: проблемы и перспективы // Российский следователь. — 2017. — № 24. — С. 28–32.
- Чистотина О. Н. Проблемы реализации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Человек: преступление и наказание. — 2015. — № 4. — С. 100–103.