Ключевые слова: общеобразовательная организация, качество образования, образовательная деятельность, управление качеством образования, внутренняя система оценки качества образования.
Keywords: general educational organization, quality of education, educational activities, education quality management, internal system for assessing the quality of education.
Оценка достижений обучающихся выступает в качестве существенной составляющей процесса обучения. Качество образования в общеобразовательной организации является одной из основных целей государственной политики в этой сфере.
К составляющим качества образования относят: качество содержания образования; качество управления образование; педагогический коллектив, материально-техническое обеспечение.
Для процедуры оценивания качества образования в общеобразовательной организации разрабатывается система оценки, в которой описываются критерии и показатели качества образования. Для каждого из субъектов оценки показатели эффективности свои.
Поскольку образовательная деятельность сложный и многокомпонентный процесс система оценивания так же сложна и многомерна. Ее функционирование в образовательной организации строится на системе локальных нормативных актов образовательной организации, пакета диагностических методик по всем компонентам образовательной программы: достижению планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
При отборе диагностического инструментария образовательная организация в праве руководствоваться нормативными документами различны уровней, методическими разработками институтов и методических объединений, содержательными компонентами УМК и собственными разработками.
М. М. Поташкин в своих исследованиях указывает на то, что в качестве критериев эффективности качества образования можно использовать: знания, умения и навыки; показатели личностного развития; динамику профессиональной компетентности учителя (карты роста, повышение квалификации); рейтинг образовательной организации в независимых мониторингах качества образования.
Создание внутренней системы оценки качества образования требует от общеобразовательной организации решения следующих задач:
– разработки соответствующих локальных нормативных документов;
– создания банка диагностических материалов;
– методического сопровождения процедуры введения и реализации системы оценки качества образования;
– разработки системы критериев и показателей эффективности образовательной и воспитательной деятельности;
– открытости и понятности системы оценивания для всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов и родителей);
– предоставлении достоверных результатов о процедуре и результатах оценивания;
– учет результатов системы оценивания при составлении программы развития образовательной организации и текущего управления.
В качестве эффективных показателей качества образования общеобразовательной организации на наш взгляд, следует выделять следующие:
- Динамические изменения предметных, метапредметных и личностных результатов отдельного обучающегося.
- Доступность образовательной услуги для всех категорий обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
- Доступность дополнительного образования для всех категорий обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
- Материально-техническое оснащение образовательной деятельности.
- Участие образовательной организации в инновационной деятельности.
- Движение контингента обучающихся и педагогических работников.
- Финансирование образовательной организации.
- Открытость деятельности образовательной организации.
Учет данных показателей позволит повысить качество предоставляемых услуг.
При возникновении сложностей введения системы оценки качества образования по показателям эффективности важно выстраивать планомерную и последовательную работу со всеми участниками образовательной деятельности, разъяснять процедуру оценивания и нормативные документы, на которых она выстраивается. Этому процессу способствует разъяснительная работа на педагогических советах и родительских собраниях, повышение квалификации и переподготовки кадров в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта. При преобладании в образовательной организации традиционной системы оценивания необходимо изменять масштаб ценности критериев и результатов деятельности образовательной организации на муниципальном и региональном уровне.
Таким образом, мы можем заключить, что качество образование и эффективные его показатели являются комплексным показателем, учитывающим отношения между всеми участникам образовательных отношений, процессом продвижение от цели к результату образования, степенью удовлетворенности предоставляемой образовательной и воспитательной услуги, а так же характеризует уровень знаний и личностных компетенций обучающихся, раскрытие их индивидуальных особенностей.
Литература:
- Еремина, О.Ю., Эффективность деятельности образовательной организации: критерии, показатели, прогнозы // Журнал российского права. — 2015. — № 10 (226). — С. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-deyatelnosti-obrazovatelnoy-organizatsii-kriterii-pokazateli-prognozy (дата обращения: 26.11.2019).
- Калдыбаев С. К., Бейшеналиев А. Б. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТРУКТУРЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 7. — С. 90–97. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35495 (дата обращения: 26.11.2019).
- Фищенко К. С., Современные подходы к определению качества образования в различных системах оценки эффективности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10729 (дата обращения: 07.02.2019).
- Хаирбегова М. Ш. Критерии и показатели качества образовательных услуг // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-kachestva-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 26.11.2019).
- Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Мониторинг — показатель эффективной деятельности образовательной организации // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 24–27. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/7/211/ (дата обращения: 26.11.2019).