На материале современных англоязычных источников, публикуемых в странах Евросоюза, дается обзор основных направлений деятельности уголовно-исполнительных систем трех стран Западной Европы — Норвегии, Финляндии и Франции. В статье определены как общие тенденции в деятельности УИС зарубежных стран, так и значительные культурно-исторические отличия.
Ключевые слова: система исполнения наказаний стран Западной Европы, культурно-историческая специфика УИС, реформирование системы УИС.
В развитии национальных систем исполнения наказаний в странах Западной Европы действуют две противоположные тенденции — общие, продиктованные глобальными тенденциями развития современной преступности, и частные, связанные с национально-культурной спецификой конкретной страны. Для настоящего исследования были выбраны три страны Евросоюза — Финляндия, Норвегия и Франция, в которых функционирование уголовно-исполнительных систем определяется действием этих тенденций. Материалом исследования стали публикации в европейской печати, а также ряд сопоставительных исследований уголовно-исполнительных систем [1;3;7]. В странах Евросоюза стараются применять лишение свободы как крайнюю меру; в основном назначаются такие меры, как условное осуждение с испытательным сроком, общественно-полезные работы, штраф, электронный надзор.
В Финляндия и Норвегии отмечается наименьшее количество осужденных в местах лишения свободы; эти страны, с их скандинавским менталитетом, можно рассматривать как своего рода социальные лаборатории, где традиционно верят в исходно гуманное начало в деятельности государства и правоохранительных органов. Высокий уровень правовой грамотности граждан Финляндии и Норвегии, уважение к представителям правоохранительных органов, отсутствие экономических и социальных оснований для тяжких преступлений, а также низкий уровень коррупции определяют специфику УИС [1; 3; 4]. Деятельность норвежских и финских учреждений УИС основана на следующих принципах: открытость для общественного контроля; уважение гуманитарных прав осужденных; профессионализм и верность профессиональному долгусотрудников УИС.
Согласно данным Министерства юстиции Финляндии, в настоящее время в этой стране около 2700 осужденных в тюрьмах при населении в 5,2 миллиона человек, что составляет 52 человека на каждые 100 тысяч населения [4]. Норвегия с населением 5,4 млн. человек занимает 134 место в мире по количеству заключенных, а число заключенных в этой стране составляет около 4000, т. е. 62 человека на 100 тысяч населения [1;3].
Либеральная концепция скандинавской системы УИС строится на теории трех уровней контроля правового сознания гражданина: уровень самоконтроля; уровень контроля социальными институтами, формальный уровень контроля государственными структурами, включая УИС. Цель государства — способствовать развитию первого, личностного, уровня контроля [4].
Эффективность деятельности любой пенитенциарной системы зависит от профессиональной подготовки ее сотрудников. Это особая тема, которая имеет несколько аспектов: повышение престижности профессии сотрудника УИС, создание и поддержание его положительного имиджа, финансовое обеспечение, повышение квалификации. В скандинавских странах профессия сотрудника УИС является престижной: среди кандидатов на поступление в Академию KRUS, готовящей кадры для исправительной системы Норвегии, конкурс составляет 10 человек на одно место [4]. Опросы общественного мнения показывают, например, что финны с уважением относятся к своей полиции и исправительной системе. Во-вторых, в этих странах низкий уровень коррупции; это сказывается на раскрываемости преступлений — около 90 % [4]. Наконец, в этих странах отсутствуют экономические и социальные основания для тяжких преступлений.
Пенитенциарная политика Франции, как и в других странах Евросоюза, базируется на положениях концепции «новой социальной защиты», согласно которой наказание должно в первую очередь преследовать цель исправления социально опасных лиц, их ресоциализации; однако в этой стране, как ни в одной другой стране Евросоюза, широко применяется тюремное заключение различной продолжительности — от 20 лет до 2 месяцев. Это создает проблему переполнения тюрем и необходимости строительства новых пенитенциарных учреждений. Сейчас во Франции 189 пенитенциарных учреждений для осужденных [5; 6]. По данным Международного центра тюремных исследований (ICPS), во Франции численность лиц, содержащихся в местах лишения свободы, включая арестованных, на 100 тыс. населения составляет 99 человек. Основная масса осужденных — это лица в возрасте от 30 до 40 лет (28,7 % от общего числа) и от 40 лет и старше (26,1 %). Осужденные женщины составляют 4 %, иностранцы — 22,3 %. [6].
В течение последних десяти лет во Франции реализуется программа активного привлечения частного бизнеса к строительству и эксплуатации новых учреждений УИС. Так, В 2017 году во Франции было построено 33 новых учреждений УИС с общим количеством камер более 16.000 [6]. Частным фирмам также передаются функции профессиональной подготовки осужденных; штатные сотрудники УИС как государственные служащие по-прежнему занимаются обеспечением управления осужденными, охраны и безопасности в учреждении [6].
Главными нерешенными проблемами УИС Франции является проблема переполнения тюрем посредством более активного применения мер наказаний, не связанных с лишением свободы. Переполнение тюрем, как следствие, ведет к нехватке квалифицированных кадров. За последние 50 лет количество осужденных увеличилось более, чем в два раза. При этом не произошло ни соответствующего увеличения штатов, ни технического оснащения, ни материальных условий в тюрьмах. Особенно это касается содержания преступников, совершивших тяжкие преступления [6].
Перечисленные проблемы тесно взаимосвязаны: низкая заработная и социальная непрестижность профессии сотрудника; необходимость формирования новых отношений между руководством учреждения и рядовыми сотрудниками.
Франция, как страна с сильно развитыми традициями протестного движения, в том числе среди представителей правоохранительных структур, в январе 2018 года была охвачена забастовками сотрудников тюрем, крупнейшими за последние 25 лет [2]. Сотрудники протестовали против нехватки кадров и переполненности тюрем. Во Франции активно работает профсоюз работников тюрем, который не согласен с позицией правительства. Позиция правительства состояла в том, чтобы нанять на работу дополнительно 100 человек в 2018 году и еще 1000 человек в течение ближайших 4 лет. По мнению руководства рабочего профсоюза от тюрьмы Флери-Мерогис (Fleury-Mérogis prison) в южном пригороде Парижа, система УИС Франции требует коренного реформирования. Дополнительные кадры, даже если они будут приняты на работу, будут в скором времени потеряны для УИС, если стратегия развития УИС Франции останется такой, какая она есть сегодня. Профсоюз сообщает, что сотрудники 115 тюрем из 188 тюрем Франции участвуют в забастовке, хотя официальные данные более, чем в два раза занижены [2].
Однако, несмотря на культурно-исторические отличия, системы исполнения наказаний в странах Евросоюза сталкиваются с рядом общих проблем, одной из которых является содержание иностранных граждан, совершивших преступления на территории западноевропейских государств. Эта проблема имеет тенденцию к обострению в связи с ростом количества иммигрантов из числа беженцев из зон военных конфликтов. Существует несколько аспектов этой проблемы: необходимость учета культурных, религиозных и этнических особенностей осужденных; снятие языкового барьера при организации отбывания наказания правонарушителями-иностранцами. Более того, среди иностранных граждан есть неоднократно судимые, которые, отбывая наказания в европейских тюрьмах, пытаются привнести ранее приобретенную тюремную субкультуру, а также создают проблемы с обеспечением безопасности как тюремного персонала, так и других осужденных.
Литература:
- Официальный сайт Системы исполнения наказаний Норвегии. — URL: http://www.kriminalomsorgen.no/index.php?cat=265199.
- France: Prison Guards Erect Barricades in Pay Dispute. — URL: https://www.newstube.ru/media/france-prison-guards-erect-barricades-in-pay-dispute
- Highest to Lowest: Prison Population // Prison Studies/ -- Institute for Criminal Policy Research, University of London. — URL: http://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison-population-total?field_region_taxonomy_tid=All
- Hoge W. Finnish Prisons: No Gates or Armed Guards. — URL: http://www/the guardian.com/commentisfree/2012/december22/criminal-justice-prosecution
- Kazeman L., Andersson C. The French Prison System. Comparative Insights for Police and Practice // Research and Evaluation Centre, June 2012. — 30 p.
- The state of Prisons in France in 2017. Annual report. Year 2017 // Prison Insider. — https://www.prison-insider.com/countryprofile/frenchprisons
- Smarter K. Criminal Justice Systems Fit for the 21st Century/ — URL: http://www.crimlibrary.com/criminal_justice_system_fit_for_the_21st_century