Лишение специального права является отдельным видом административного наказания и применяется с целью предупреждения совершения иных правонарушений. Рассматриваемый вид наказаний относится к санкциям административно-правовой нормы и применяется при нарушении ее предписания. Проанализированы положения Кодекса об административных правонарушениях как источника информации о процедурах, представляющие собой комплекс мер административного принуждения при совершении административных правонарушений.
Ключевые слова: административное право, специальное право, административное наказание, лишение специального права, принуждение.
Административное наказание представляет собой комплекс принудительных мероприятий, которые носят конкретный характер и обременяют правонарушителя дополнительными обязанностями, либо ограничивают его права и свободы. Сущностью административного наказания является создание неблагоприятных последствий для привлеченного к административной ответственности лица.
Одно из видов наказаний — лишение специального права, дополняющего и развивающего общие права, к которым относятся особенности разных групп населения.
Данное наказание представляет собой особый вид административного взыскания, которое уполномоченный орган налагает на гражданина, совершившего административное правонарушение, либо замеченного в грубом либо систематическом нарушении порядка пользования специальным правом.
Наличие специального права подтверждается разрешительным документом (водительским удостоверением, удостоверением на право управления судном, охотничьим билетом, удостоверением тракториста-машиниста, лицензией на приобретение оружия и патронов к нему либо разрешением на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему в соответствии с ч.1, 3, 3.1. ст.32.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [1].
Процедура лишения специального права установлена ч.1 ст.3.8. КоАП РФ и осуществляется в судебном порядке. Срок данного административного наказания установлен в пределах не менее одного месяца и не более трех лет.
Особенной частью КоАП РФ предусмотрено лишение специального права из числа перечисленных ранее. На основании ст.32.5 и 32.6 КоАП РФ возможно лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, однако Особенная часть Кодекса не содержит статей о правонарушениях, предусматривающих в качестве меры лишение специального права на их эксплуатацию [2].
Суть административного наказания — моральное либо материальное воздействие на правонарушителя. Некоторые виды административных наказаний сочетают в себе оба указанных вида воздействия, а также предполагают временные ограничения прав нарушителя (привлечение к исправительным работам, процедура лишения специального права, административный арест).
Основание для назначения наказания — административный проступок. Наиболее наглядным примером ужесточения мер воздействия на нарушителей является эволюция ужесточения наказания за нарушение Правил дорожного движения. Это связано с ростом потребительской активности, в том числе — в приобретении автомобилей и их активной эксплуатации. При этом немногие водители задумываются об истинном значении понятия «средство повышенной опасности». Низкая культура вождения в России, пренебрежительное отношение к легальной процедуре прохождения технического осмотра, нарушение Правил дорожного движения и водителями и пешеходами, неразработанность дорожной ифраструктуры — вот основные причины динамики роста тенденции к лишению специального права в отношении водителей.
Лишение специального права на практике в основном применяется к водителям транспортных средств за грубые нарушения Правил дорожного движения, за исключением лиц, пользующихся транспортным средством в связи с инвалидностью, определенных ст.3.8 Коап РФ. К исключениям относятся управление таким транспортным средством в состоянии опьянения, при уклонении от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление места ДТП, участником которого является указанное лицо.
Сфера борьбы с браконьерством значительно расширена с введением ст. 2581 Уголовного кодекса РФ [3]. На наш взгляд, введение данной статьи обусловило усиление профилактического потенциала уголовного закона в сфере борьбы с данным негативным явлением путем выделения особого предмета посягательства и расширения признаков объективной стороны состава преступления. В настоящее время лишение специального права предусмотрено, помимо добычи, за приобретение, содержание, хранение, перевозку, продажу и пересылку представляющих особую ценность диких животных и водных биологических ресурсов.
Уголовным законодательством данное преступление разделено на среднюю и тяжкую категории, что на практике выражается в существенном повышении санкций, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 (средняя) и ч.3 (тяжкая) ст. 2581 Уголовного кодекса РФ. Таким образом, наряду с административной ответственностью, предусматривающей санкции в виде лишения специального права, формируется тенденция к усилению уголовно-правовой охраны компонентов окружающей среды на территории РФ.
Ч.4 ст.3.8. КоАП РФ установлено, что лишение права осуществлять охоту не применима к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Исключения прописаны в ч.1.2. ст.8.37 КоАП РФ: осуществление охоты при нарушении сроков, установленных правилами охоты.
На наш взгляд, наибольшее количество противоправных действий имеет место в отношении ограниченного круга водных биологических ресурсов и диких животных, которые занесены в Красную книгу РФ. Особенно ярко это проявляется на примере незаконной добычи особей тигра, ущерб от которого составляет около 25 млн рублей. Статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ говорит о тенденции к увеличению случаев применения новой нормы на практике.
Перечень предметов преступления содержится в Постановлении № 978 [4], однако его содержание законодательно не раскрыто, в связи с чем можно утверждать о бланкетной диспозиции ст.258 Уголовного кодекса РФ. На наш взгляд, именно в этом заключается недостаточная эффективность ее применения на практике, поскольку отследить все изменения в перечень, установить редакцию применяемого на момент совершения преступления перечня представляется затруднительным. Постановление № 978 не содержит указания на периодичность и порядок внесения в перечень особо ценных биологических ресурсов и ценных животных, не регламентирует порядок исключения из него новых видов рыб, птиц и млекопитающих. На практике видовой состав перечня не менялся, хотя содержание Красной книги постоянно корректируется. Одним из пробелов практического применения представляется отсутствие возможности причислить к объектам особой охраны морские травы и водоросли, что ведет к огромным убыткам для РФ в данной области, сравнимыми только с периодом незаконного вылова водорослей Японией на начальном этапе существования СССР.
Видовой состав перечня не имеет смысла затрагивать, но возможно изменить терминологию, используемую законодателем, и обобщающее понятие «виды животных и растений» уточнить указанием на их особые качества.
Квалифицирующими признаками деяний, описанных в ст.258 Уголовного кодекса РФ, названо совершение уголовно наказуемого деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения и организованной группой. Это связано с распространением в России коррупционного преступного поведения в сфере экологической преступности, общим снижением уровня доходов граждан, когда противоправное использование природных ресурсов становится для местного населения источником существования.
При этом действия по сбытию особо ценных объектов, в том числе путем дарения или мены, не образуют уголовно наказуемого деяния. Для устранения данного недостатка в ч.1 ст.258 Уголовного кодекса РФ необходимо установить термин «сбыт» вместо «продажа» по аналогии с УК РСФСР.
Законодатель при конструировании рассматриваемой статьи ставит совершение преступления как одним лицом, так и группой лиц по предварительному сговору, что нивелирует общественную опасность такого деяния. Более того, отсутствие указания на иных, кроме должностных лиц, на практике приводит к проблемам оценки действия лиц, относящихся к управленческому составу коммерческой организации либо лиц, не наделенных признаками должностного лица. Наиболее ярким примером является вопрос квалификации действий руководителей центров реабилитации и спасения соответствующих диких животных, а также капитанов рыболовецких судов, которые осуществляют добычу особо ценных биологических ресурсов.
Течение периода лишения специального права начинает исчисляться (продолжает исчисляться) со дня сдачи (изъятия) у лица, подвергнутого данному виду наказания соответствующего удостоверения либо специального разрешения (ст.32.7 КоАП РФ).
Лишение специального права как одна из мер административного наказания не преследует целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего административное правонарушение, либо причинение данному лицу физических страданий, нанесение вреда деловой репутации юридическому лицу [5].
Поскольку лишение специального права представляет собой административное наказание, то процедура его исполнения рассматривается в порядке особого производства. Лишение специального права представляет собой карательную санкцию в отношении нарушителя — физического лица — на использование либо ограничение возможности использования им собственного имущества как источника повышенной опасности вследствие регулярного и грубого нарушения порядка пользования определенным имуществом.
На основании изложенного мы приходим к выводу о реализации данным типом административного наказания двух направленностей — профилактической и предупредительной, в том числе и в отношении лиц, к которым не применялось лишение специального права.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020)
- Лищук Д. А. Лишение права как мера административного наказания //Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты, 2016, № 10 с.154.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020)
- Постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»// Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70494432/#ixzz6FhbJ4dDi
- Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. М., 2018