Состояние водных биологических ресурсов в нашей стране неуклонно ухудшается, что является следствием действия многих совокупных факторов. Кодексом об административных правонарушениях РФ установлены меры ответственности на нарушение правил рыболовства.
Ключевые слова: административное наказание, специальное право, биологические ресурсы, рыбная ловля.
В области охраны рыбных запасов широко распространена практика применения административно-правовых средств. Ст. 8.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [1] установлена ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство.
Набор правовых инструментов, используемых для охраны водных биологических ресурсов, содержит ФЗ № 166-ФЗ [2], а их практическое применение регламентировано Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 [3], из чего можно сделать вывод о том, что указанный перечень является не только частью системы административных наказаний, но и относительно самостоятельной системой.
Сложившаяся негативная ситуация в сфере падения индексов видового разнообразия, снижении общего количества водных биологических ресурсов, расширения перечня видов редких, исчезающих либо находящихся под угрозой исчезновения видов рыб, рост зараженности инфекционными и паразитарными заболеваниями, потери экономического характера вследствие ухудшения качества рыбопродукции, удорожания ее стоимости в связи с перечисленными факторами, требует упорядоченности и согласованности правового регулирования рыболовства в глобальном аспекте, в том числе — разработки правовых механизмов определения квот на вылов, их распределение и торговли ими, определение общего допустимого улова.
Жестких мер требует пресечение загрязнения окружающей среды и браконьерства, которые наносят непоправимый ущерб водным биологическим ресурсам. Однако, в данной сфере нет четкого механизма применения к нарушителям уголовно-правовых мер, что зачастую ведет к привлечению нарушителей к административной ответственности на основании перечня охраняемых правом объектов, определения набора и размеров действенных и соразмерных общественной опасности деяния санкций, установленных КоАП РФ.
Штраф как вид административного наказания за нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов на основании ст. 3.3 КоАП РФ является единовременным, альтернативным, административным наказанием, применяемым к нарушителю должностными лицами органов рыбоохраны.
Как нам представляется, находит широкое распространение в качестве меры предупреждения наложение штрафов, предусмотренных ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Положения ст. 65 Водного Кодекса РФ [4] не связывают обязанность соблюдения установленных в них требований с наличием специальных информационных знаков в границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, так как его положения официально опубликованы для всеобщего сведения и подлежат применению вне зависимости от наличия на месте совершения административного правонарушения специальных информационных знаков.
Современные исследования в области экологии позволяют регламентировать законодательные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере экологии на принципах устойчивого развития. Разработка таких полномочий тесно связана с проблемой совершенствования системы государственного управления в области экономики по снижению техногенных нагрузок на природные территории административно-территориальных образований.
В Калининградской области полномочия по проведению государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды принадлежат исполнительному органу государственной власти Калининградской области — Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области [5].
Сегодня законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не затрагивают сферу деятельности по охране окружающей среды, в частности — организацию и проведение экологического контроля, что не позволяет эффективно осуществлять деятельность по муниципальному экологическому управлению, поэтому проблемы, возникающие в сфере лишения специального права, возложены на сотрудников специальных структур, а не напрямую на органы местного самоуправления.
Сотрудники регионального управления Росрыболовства за полгода 2019 года оштрафовали 271 водителя за выезд к озерам, заливам, рекам и Балтийскому морю. Чаще всего нарушителей ловят у Куршского и Калининградского заливов, а также на побережье реки Неман. Однако, на практике встречаются случаи, когда протоколы об административных правонарушениях оспариваются нарушителями по формальным основаниям, что представляется пробелом в практике предупреждения дальнейших нарушений в рассматриваемой области.
Необходим переход к новой методологической модели по корректировке полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в экологической сфере.
На региональном уровне: продолжить создание системы поддержки органами государственной власти участия граждан, организаций, общественных объединений в разработке и реализации политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, в обсуждении и принятии конкретных решений, затрагивающих права, свободы и законные интересы жителей Калининградской области, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей и способных нанести ущерб окружающей среде;
Осуществить разработку и введение в практику комплексных эколого-экономических методов оценки совокупного размера ущерба, причиняемого окружающей среде, природным ресурсам, здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц в результате хозяйственной деятельности и нарушений природоохранного законодательства.
Вода является основой всей жизнедеятельности человечества, без которой невозможно нормальное функционирование любого живого организма на Земле. Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием, загрязнением поверхностных и подземных вод, а также морской среды, непосредственно затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан.
При участии органов местного самоуправлении в выполнении международных обязательств правовую основу деятельности местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ. Полагаем, что органы местного самоуправления вправе и обязаны участвовать в реализации международных соглашений в области охраны и использования трансграничных водных объектов, частично располагающихся на территории соответствующего муниципального образования. Впрочем, форма такого участия в водном законодательстве не определена, как и сама возможность участия.
Первоочередная проблема водохозяйственного комплекса России — отсутствие эффективного государственного управления водными ресурсами и водохозяйственными системами, что напрямую связано с разграничением полномочий федеральных, региональных и муниципальных властей.
Водная стратегия РФ на период до 2020 года предусматривает активное участие органов местного самоуправления в реализации задач совершенствования управления водными ресурсами. В юридической литературе нет комплексных исследований, освещающих весь спектр полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны вод, что на наш взгляд, является пробелом в теории водного права.
На основании и во исполнение ВК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
При установлении запретов органы местного самоуправления часто включают в правила требования к охране водных объектов, установленные федеральным водным и экологическим законодательством. Тем самым муниципальные нормы входят в сферу компетенции органов государственной власти РФ, что в случае формулирования экологических требований иначе означало бы противоречие федеральному законодательству. Данные нормы, повторяющие нормы федерального законодательства, в строгом понимании являют собой нарушение правил юридической техники и не имеют самостоятельного регулятивного значения. Тем не менее, они несут в себе информационное значение, предназначенное для широкого круга лиц, и размещаются в открытом доступе для предотвращения нарушений в области использования водных объектов общего пользования.
На региональном уровне, во избежание ухода нарушителей границ водоохранных зон от административной ответственности необходимо осуществлять своевременную установку специальных информационных знаков, обозначающих границы водоохранных зон водоемов.
Муниципальные правила, регулирующие использование находящихся в муниципальной, региональной и федеральной собственности водных объектов общего пользования не распространяются на водные объекты, являющиеся частной собственностью. Представляется необходимым установить такое правила в отношении любых водных объектов общего пользования.
С учетом того, что береговая полоса расположена внутри водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, применению, на наш взгляд, подлежит норма ст. 23.23 КоАП РФ, предусматривающая применение по делам, предусмотренным ст. 8.42 КоАП РФ и делегирующая полномочия по рассмотрению денной категории дел органам Росприроднадзора.
Рыбное браконьерство — самое распространенное экологическое преступление, характеризующееся устойчивой тенденцией роста. Поэтому представляется обоснованным усиление профилактического потенциала уголовного закона в сфере борьбы с рыбным браконьерством наряду с применением мер административно-правового воздействия к нарушителям.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020)
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 (ред. от 31.10.2017) «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство»
3. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
4. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381
5. Постановление Правительства Калининградской области от 23.11.2015 г. № 642 «Об утверждении положения о Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (вместе с Постановлением от 22.02.2019 г. № 130 «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области».