Статья посвящена вопросам исследования рынка источников бесперебойного питания. Разрабатываются рекомендации по определению ключевых факторов успеха на рынке источников бесперебойного питания.
Ключевые слова: ИБП, источники бесперебойного питания, российский рынок источников бесперебойного питания.
За последние 60 лет электроэнергетика (как и другие виды энергии, основанные на возобновляемых ресурсах) сделала огромный скачок. Несмотря на это, электротехника все еще имеет много недостатков, главным ее достоинством является относительно низкая стоимость электроэнергии по сравнению с нефтью, газом, углем и ядерным топливом.
В 2018 г. электроэнергетика в мире, следуя устойчивому долгосрочному тренду, выросла на 35 млн гигаватт, что на 12 % больше, чем годом ранее. Согласно прогнозу Bloomberg New Energy Finance, инвестиции в проекты, связанные с электроэнергетикой, в период с 2012 по 2030 г. увеличатся в 3,3 раза — с 190 млрд. долларов до 630 млрд. долларов. Не в последнюю очередь такие оптимистичные прогнозы появились из-за снижения цен на электротехнику, что позволяет с каждым годом снижать стоимость электроэнергии.
Это снижение было связано с тем, что Китай вышел на мировой рынок, имея возможность производить электроприборы дешевле, чем развитые страны. Европе не нравился демпинг со стороны Китая: он сводил на нет усилия правительств по созданию производств внутри ЕС. Сегодня рынок источников бесперебойного питания в России полностью занят китайскими производителями, так как их продукция значительно дешевле европейской.
Таблица 1
Продажи источников бесперебойного питания в России [1]
Год |
Шт. |
Тыс $ |
Ср. цена |
2008 |
2 650 000 |
612 150 |
231 |
2009 |
1 600 000 |
393 600 |
246 |
2010 |
2 100 000 |
472 500 |
225 |
2011 |
2 350 000 |
509 950 |
217 |
2012 |
2 400 000 |
588 000 |
245 |
2013 |
1 950 000 |
551 850 |
283 |
2014 |
1 550 000 |
440 200 |
284 |
2015 |
1 050 000 |
290 850 |
277 |
2016 |
1 100 000 |
273 900 |
249 |
2017 |
1 250 000 |
303 750 |
243 |
2018 |
1 300 000 |
299 000 |
230 |
С 2008 г. спрос на источники бесперебойного питания в России носит нестабильный характер, что связано с многими причинами. Некоторые из них:
– появление и распространение альтернативных источников питания, которые с каждым годом занимают все большую долю рынка, особенно в регионах страны с высокой стоимостью электроэнергии;
– уменьшение рынка системных блоков;
– замедление темпов развития IT-бизнеса в России из-за нестабильной политической и финансовой обстановки;
– снижение уровня благосостояния граждан;
– тренд на снижение CAPEX[1] у российских заказчиков в условиях нестабильной финансовой и политический обстановки.
Рис. 1. Динамика объёма продаж на российском рынке ИБП
С 2013 г. на российском рынке продолжается тенденция уменьшения средней стоимости устройства. Это продиктовано быстрым ростом конкуренции, что характеризует данный рынок как высоко конкурентный с насыщенным спросом. Вследствие сложившейся ситуации наблюдается преимущественно ценовая конкуренция — производители стремятся удерживать свои рыночные доли за счет эффекта от масштаба производства и небольшой ценовой маржи.
Российский рынок ИБП имеет широкую ценовую дифференциацию. Но в связи с ужесточением санкционной политики всё больше заказчиков вынуждены переходить на закупку ИБП российских производителей, которые, в подавляющем большинстве, закупают ИБП по OEM[2] контрактам на китайских фабриках. Это усиливает ценовую конкуренцию и приводит к снижению маржинальности как «локальных», так и западных производителей. Данные тенденции подтверждает исследование рынка ИБП компанией ITResearch за 2019 год [3].
Ситуация на рынке источников бесперебойного питания в России осложняется нестабильным потребительским спросом и китайскими поставщиками, которые имеют непревзойденное конкурентное преимущество в виде более низких цен.
Таблица 2
Ключевые факторы успеха на рынке источников бесперебойного питания
№ |
Чего хотят потребители |
Ключевые факторы успеха |
1 |
Сохранения существующего невысокого уровня цен |
Ценовая дифференциация с представлением широкого выбора недорогих товаров. Дорогие товары могут также быть представлены, но в меньших пропорциях. |
2 |
Представлять, как товары будут представлены в компании |
Создание продуманной экспозиции внешних признаков товаров в стиле целостных, грамотно оформленных решений |
3 |
Хорошо проводить время при покупках в компании |
Создание условий для комфортного пребывания покупателей в компании (места для сидения, телевизоры с мультиками для детей или детские уголки, расположение магазинов рядом с кафе и другими местами массового посещения) |
4 |
Покупать все, что нужно, в одном месте |
Предложение широкого спектра товаров и поставка необходимых материалов и оборудования для их реализации |
5 |
Иметь чувство собственной значимости как клиента |
Всевозможные программы клиентской лояльности — дисконтные карты, бонусы за покупки, розыгрыши призов, скидки на дни рождения и проч. |
6 |
Понимать, что сделали наилучший выбор — получили максимальную полезность за минимальную сумму |
Ясная и четкая рекламная кампания, постоянно доносящая все потребительские преимущества предложения до целевой аудитории и убеждающее в правильности выбора товаров обслуживание |
Следование данным факторам при рыночном позиционировании на рынке источников бесперебойного питания позволит захватить целевую потребительскую аудиторию и застрахует предприятие от финансовых рисков за счет грамотной маркетинговой стратегии.
Американская компания APC с средины 1990-ых по начало 2000-х годов производила источники бесперебойного питания, не имеющие аналогов по уровню технологичности среди китайских брендов. Тогда, это стало решающим фактором в создании уникальной потребительской ценности и позволяло не вступать в ценовую борьбу с бюджетными и менее технологичными китайскими производителями. Более 70 % российского рынка ИБП принадлежало компании APC целое десятилетие.
За это время, китайские фабрики сильно улучшили качество и технологический уровень своих устройств, что очень серьёзно сказалось на российском рынке ИБП. На сегодняшний день китайский экспорт источников бесперебойного питания в Россию обилен и неуклонно растёт. После того, как Россия взяла курс на импортозамещение — под торговыми марками российских производителей, зачастую, можно встретить устройства, произведённые в Китае. Их конкурентное преимущество — низкие цены в сочетании с приемлемым качеством продукции.
Несмотря на возможные колебания цен, это преимущество будет сохраняться до тех пор, пока западные производители не найдут более дешевые ресурсы для производства собственных источников бесперебойного питания или не произведут технологический прорыв, как было в недалёком прошлом, для создания уникальной потребительской ценности.
Литература:
- Электронный источник https://www.itbestsellers.ru/experts/detail.php?ID=41004
- Электронный источник https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Электронный источник https://www.itbestsellers.ru/news/detail.php?ID=43714
[1]CAPEX - капитал, использующийся компаниями для приобретения или модернизации физических активов (жилой и промышленной недвижимости, оборудования, технологий).
[2] OEM - компания, которая производит детали и оборудование, которые могут быть проданы другим производителям под другой торговой маркой.