В настоящей статье рассматривается имидж государственных гражданских служащих региона. На основе проведенного социологического исследования выделена степень доверия жителей, тип имиджа и факторы, влияющие на формирование негативного имиджа государственных гражданских служащих региона.
Ключевые слова:имидж, факторы формирования имиджа, государственный гражданский служащий.
Формирование имиджа органов государственной гражданской службы всегда была актуальной проблемой для страны. Наиболее остро указанная проблема прослеживается в условиях развития информационного общества: особое значение имеют нематериальные ресурсы, к которым относится имидж. Имидж крайне важен для государственного гражданского служащего региона и выступает в виде неотъемлемой и важной составляющей эффективной работы государственного аппарата в целом.
Создание имиджа государственных гражданских служащих региона представляет собой целенаправленный процесс, осуществляющейся в виде активного воздействие на массовое сознание. Он становится уязвим с прикладными технологиями влияния средств массовой информации.
В основе формирования позитивного имиджа государственных гражданских служащих лежит его эффективное функционирование, в том числе в восприятии населения региона, представленное и в социологическом измерении: одобрения его деятельности и доверия к нему.
Стоит отметить, что исследователи К. А. Алямкина, О. В. Кирина [2, с.3] и В. Н. Орлова [3, с.16] выделяют два способа формирования имиджа государственных гражданских служащих: естественный (складывающийся при взаимодействии служащего с населением, представителями общественности, коллегами по работе) и искусственный (формирующийся целенаправленной работой средств массовой информации, который не всегда отражает реальный образ государственного гражданского служащего, личностные качества и способности необходимые для профессиональной деятельности).
К первому способу формирования имиджа относится такой фактор как общественное мнение, которое складывается после взаимодействия служащих с населением, обращений граждан. Так, например, имидж государственного гражданского служащего зависит от умения служащего распределить обязанности по работе с обращением граждан, определить время и место приема граждан, создать эстетическую привлекательность внешнего вида и поведения, умения владеть собой и своими чувствами, умения внушать доверие и симпатию. Ко второму способу можно отнести отнести средства массовой информации. Средства массовой информации играют в формировании имиджа ключевую роль, так как могут информировать население о деятельности, об имидже государственного служащего и целенаправленно создавать имидж, который будет оправдывать ожидания общественности.
Анализ научных трудов таких исследователей как И. А. Василенко, И. Г. Гуменная, Ю. К. Ким позволил определить внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование имиджа государственного служащего. Так, к внутренним факторам можно отнести: психологическое состояние человека, здоровье, тип личности, темперамент, свойства характера, индивидуальный стиль принятия решений. В число внешних факторов входят: внешний вид, образ жизни, семейное положение, культура, образование, организационная культура, отношение средств массовой информации к служащему, отношение населения к служащему, его окружение.
И. П. Бушуева считает, что такие факторы, которые относятся к индивидуально-личностной категории влияют на профессиональный рост государственных гражданских служащих, проявляющиеся в характеристиках ценностных ориентаций, мотивации, различиях восприятия профессионального развития на до служебных и служебных этапов [1, с.18].
В рамках выпускной квалификационной работы, было проведено социологическое исследование на тему: «Имидж государственного гражданского служащего региона», в котором приняло участие 398 жителей г. Орла, возрастной категории от 18 лет и старше. Его цель — выявить имидж государственных гражданских служащих региона, а также узнать степень доверия к ним.
Для определения степени доверия к гражданским госслужащим, респондентам был задан вопрос: «Насколько Вы доверяете государственным гражданским служащим как профессионалам своего дела?». Менее 41 % опрошенных отметили, что скорее доверяют, однако, почти 1/3 респондентов утверждают обратное. Это связано, в первую очередь, с коррупцией и взяточничеством среди госслужащих (23,0 %), низким уровнем профессионализма (18,3 %), а также и с безразличным, неуважительным отношением к населению (17,9 %). Недоверие жителей г. Орла связано еще и с мотивами трудоустройства граждан на государственную гражданскую службу. Так, 17 % опрошенных выделяют стремление повысить свое материальное благосостояние как один из самых главных мотивов трудоустройства. Почти равное количество респондентов отметили еще и такие мотивы как: стремление занять престижное место в обществе (16,4 %) и стремление заработать высокую пенсию (16,2 %).
Преимущественное большинство опрошенных (68,3 %) утверждают, что в настоящее время имидж государственных гражданских служащих региона формируется естественным путем, лишь 31,7 % отметили искусственный способ. На мнение жителей о государственных гражданских служащих и их деятельности в основном оказывают влияние два фактора: СМИ (33,3 %) и личный опыт взаимодействия со служащими (31,3 %).
Далее респондентам был задан вопрос относительно типа имиджа государственных гражданских служащих региона, существующий сегодня. Большинство опрошенных жителей (51,0 %) утверждают, что имидж является скорее негативным. К основным факторам, влияющим на формирование негативного имиджа государственных гражданских служащих региона, по мнению жителей, относятся: коррупция и взяточничество (28,0 %), СМИ (17,7 %) и халатность, пренебрежение своими обязанностями.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время проблеме имиджа государственных гражданских служащих региона отводится особое внимание. Это обусловлено тем, что их деятельность находится в центре внимания общественности, подвергается постоянным оценкам и сравнениям.
Литература:
- Бушуева И. П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: автореф,дис. … канд. соц. наук. — Нижний Новгород, 2015
- Кирина, О. В. Современные тенденции формирования имиджа государственного служащего / О. В. Кирина // Политика, экономика инновации. 2017 — № 11
- Орлова, В. Н. Позитивный имидж государственных гражданских служащих как основа развития управленческой культуры / В. Н. Орлова // Управленческое консультирование — 2016 — № 7