Одаренные дети (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 08.03.2020

Статья просмотрена: 1659 раз

Библиографическое описание:

Иванова, О. П. Одаренные дети (из опыта работы) / О. П. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67955/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор делиться личным опытом работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Ключевые слова: одаренность, дополнительное образование, дети.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

Одаренность — это индивидуальные особенности человека, имеющие отношение к успешности в какой-либо деятельности, которые несводимы к знаниям и навыкам, но обусловливают легкость их приобретения. Но есть нюансы: не каждый отличник — вундеркинд, но не каждый одаренный ребенок — отличник. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента. Одно точно ясно — ребенок, который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту способности в одной или нескольких отраслях знания — одарен.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям.

При организации работы с одаренными детьми следует:

– учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально — волевых качеств;

– создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я — концепции» как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;

– оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата

На данный момент в моей рабочей практике всего два одаренных ребенка. Ими являются ученики выпускного класса Ваня и Женя Губины, каждый год дети участвуют в конкурсе «Юный пианист» и занимают призовые места. Их талант раскрывается со всех сферах деятельности — Ваня ходит в ДЦ «Олимп» и занимается бисером, Женя уже 3 года занимается в художественной школе, во всех своих начинания они достигают больших успехов.

Признаки одаренного ребенка увидеть несложно: в четыре-пять лет у него великолепная память, бурное воображение и высокая впечатлительность. Их скрытый талант я стала замечать, как только они пришли ко мне на первое занятие, им было 5 и 6 лет. Меня поразила их впечатлительность и интерес к инструменту. С первого же занятия они четко усваивали донесенную информацию и старались применять ее на практике. Чтобы ребенок развивался ему необходимо давать некую свободу в его исследовательской деятельности. Я старалась, чтобы дети сами выбирали произведения, которые им предстоит исполнять. Эти произведения были разной техники исполнения, но каждое выбранное ими произведение отличалось свое сложностью и многогранностью. Конечно же, дети не сразу справлялись, но спустя пару занятий им удавалось достичь нужной техники исполнения. В возрасте 13 и 14 лет и они уже много достигли:

– Иван награждался дипломом за 3 место IV-го областного фестиваля-конкурса детского творчества «Музыкальные встречи».

– Евгения и Иван награждались грамотой за слаженность выступления на Всероссийской научно-практической конференции школьников «Юные дарования».

– Евгения и Иван награждались дипломом за выразительность исполнения в городском конкурсе фортепианных ансамблей.

– Евгения и Иван награждались дипломом за II место в фортепианном конкурсе «Яркие лучики».

– Евгения награждалась дипломом за I место фортепианном конкурсе «Яркие лучики».

– Евгения награждалась благодарностью за активное участие в творческой деятельности ЦДТ «Луч».

– Иван награждался благодарностью за активное участие в творческой деятельности ЦДТ «Луч».

– Евгения и Иван награждались дипломом за II место в городском конкурсе «Юный пианист».

– Евгения награждалась дипломом за участие IV-го областного фестиваля-конкурса детского творчества «Музыкальные встречи».

– Евгения награждалась дипломом за участие в городском конкурсе «Юный пианист» в номинации «Крупная форма и пьеса» возрастная группа (12–13 лет).

– Иван награждался дипломом за III место в городском конкурсе «Юный пианист» в номинации «Крупная форма и пьеса» возрастная группа (12–13 лет).

– Евгения награждалась дипломом за I место в фортепианном конкурсе «Яркие лучики».

– Иван награждался дипломом за II место в фортепианном конкурсе «Яркие лучики».

– Евгения награждалась дипломом за II место в городском конкурсе «Юный пианист».

– Евгения и Иван награждались дипломом за участие во II-ом Областном конкурсе детского творчества «Музыкальные встречи».

– Иван награждался благодарностью за активное участие в творческой деятельности ЦДТ «Луч».

– Иван награждался дипломом за самое яркое исполнение в конкурсе юных исполнителей «Яркие лучики».

– Евгения награждалась дипломом за самое яркое исполнение в конкурсе юных исполнителей «Яркие лучики».

Этих высот они достигли всего за 5 лет, к сожалению, дипломы за их более ранние достижения были утеряны.

Можно ли сделать своего ребенка одаренным? Нет, к сожалению, нельзя. Одаренность — это не приобретенное свойство, это дар, заложенный на генном уровне. Можно годами по шесть часов в день заниматься со своим ребенком математикой... Но он никогда не превзойдет человека, о котором в народе говорят, что ему «дано». То же самое и с занятиями музыкой, живописью — практически со всем. Новомодные методики «Растим из грудничка философа» по своей сути — насилие над ребенком, изощренная пытка, кража у малыша детства.

Конечно, данные выводы совершенно не означает, что ребенка (любого) не нужно развивать. Нужно, еще как! Просто главное — определиться, в какой области у маленького человека способности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, городской конкурс, диплом, фортепианный конкурс, активное участие, детское творчество, место, одаренный ребенок, творческая деятельность, Крупная форма.


Похожие статьи

Работа с одарёнными детьми как фактор повышения эффективности и качества образования в условиях ФГОС

В статье автор показывает, как на уроках английского языка организовывать работу с одарёнными детьми.

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста

В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Дополнительное образование в детском саду

В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста

В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.

Одаренные дети и работа специалистов образовательной организации по выявлению одаренности

Похожие статьи

Работа с одарёнными детьми как фактор повышения эффективности и качества образования в условиях ФГОС

В статье автор показывает, как на уроках английского языка организовывать работу с одарёнными детьми.

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста

В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Дополнительное образование в детском саду

В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста

В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.

Одаренные дети и работа специалистов образовательной организации по выявлению одаренности

Задать вопрос