В дорожной отрасли России назрела необходимость радикального обновления нормативно-технической документации, автор делает вывод о необходимости рассмотрения положительного опыта применения прогрессивных технологий, и современных материалов.
Ключевые слова: показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, межремонтные сроки службы нежестких дорожных одежд, графеновые нанотрубки.
Показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог отличаются от технико-эксплуатационных качеств или характеристик автомобильных дорог и от технико-экономических показателей работы автомобильного транспорта и характеризуются такими показателями как:
– скорость передвижения, которую обеспечивает автомобильная дорога;
– безопасность движения и его удобство;
– уровень загрузки дороги движением и соответственно ее пропускную способность;
– максимально допустимую нагрузку на ось транспортного средства и возможность передвижения транспортных средств с высокой общей массой;
– эргономические, эстетические и экологические свойства дороги и др.
Иными словами, это потребительские свойства, которыми должна обладать дорога, чтобы удовлетворять запросы основных пользователей – участников дорожного движения.
Особенность определения необходимости назначения работ для улучшения и поддержания потребительских свойств заключается в том, что они не являются стабильными. Им свойственны как климатические изменения в течение года, так и изменения эксплуатационных показателей в длительном периоде, когда вследствие эксплуатации и водно-теплового режима работы дороги изменяются прочность покрытия и состояние слоев одежды.
Таким образом, работы, направленные на поддержание транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, можно распределить на различные группы по степени их значимости и способа реализации:
– первая группа отнесена к работам, которые реализуются при выполнении комплекса мероприятий по содержанию (летнее и зимнее);
– вторая группа работ реализуется при проведении ремонта (поддержание состояния проезжей части в удовлетворительном состоянии);
– работы третей группы целесообразно выполнять в ходе реконструкции и при капитальном ремонте (усиление, уширение, устройство новых инженерных сооружений).
В рамках первой группы выполняются работы, необходимость которых назрела из условий текущего эксплуатационного состояния: устранение повреждений покрытия, уход за системой водоотвода и обстановкой пути, устранение зимней скользкости, обеспечение видимости.
Назначение работ второй группы обусловлено результатами диагностики и направлено на плановое восстановление целостности покрытия, его профиля, поддержания водно-теплового режима в межремонтный период. Обеспечивается путем проведения работ по устройству слоев износа (поверхностная обработка, Сларри Силл, Новочип), выполнения работ по ремонту покрытия путем регенерации.
Работы третьей группы наиболее затратны как по времени, так и по средствам, вкладываемым в автомобильную дорогу, и выделяются наибольшим влиянием на транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог [1] устанавливает состав и виды работ и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды. Однако, этот документ не учитывает в полной мере, применяемые на практике некоторые новейшие разработки (например, внедрение интеллектуальных транспортных систем).
В основе развития автодорожной инфраструктуры — принятие новых современных нормативных документов. Развитие дорожного хозяйства Российской Федерации осуществляется в рамках создания Единого экономического пространства стран Таможенного союза. В связи с этим разработан технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Современная нормативно-техническая база призвана повысить межремонтные сроки службы нежестких дорожных одежд до 12 лет для ремонта и до 24 лет для капитального ремонта. Благодаря появлению в последние годы новых нормативных документов для дорожного хозяйства на дорогах страны успешно осваивается метод объемного проектирования асфальтобетонных смесей с учетом климатических условий и интенсивности движения.
Решение задачи увеличения межремонтных сроков требует комплексной проработки и инновационных решений, а также радикального изменения нормативно-технической базы в части стандартизации и технического регулирования. Использование современных технологий и инновационных типов материалов позволяет не только сократить издержки, но и повысить безопасность и долговечность дорожных покрытий.
Так, например, графеновые нанотрубки — невероятно прочный и легкий материал, который широко применяется для изменения свойств различных материалов. Их способность улучшать асфальтобетонные покрытия изучается научными группами по всему миру, и только российская разработка позволила приступить к испытанию асфальта с нанотрубками на реальных дорогах.
В России проведены успешные испытания экспериментального участка дорожного полотна с нанотрубками на федеральной трассе «М-4 Дон». Графеновые нанотрубки формируют в асфальтобетоне армирующую сеть, которая улучшает комплекс физико-механических свойств: устойчивость к колееобразованию, предел прочности при сжатии и усталостную долговечность. Это существенно повышает эксплуатационные характеристики асфальтобетона.
Нанотрубки улучшают свойства дорожного битума при очень низких концентрациях — от 0,025 % до 0,035 % в общей массе материала, при этом самого битума в асфальтобетоне — не более 6 %. В результате асфальтобетоны, содержащие в своем составе битум с нанотрубками, демонстрируют рост устойчивости к образованию колеи на 67 %, а устойчивость к усталостному трещнообразованию возрастает на 67,5 %.
По информации РОСНАНО [2] экспертный совет при Министерстве транспорта РФ, признал разработку по модификации асфальтобетона инновационной, одобрил ее применение в дорожном строительстве и рекомендовал рассмотреть вопрос ее применения в дорожном строительстве.
Очевидно, что проектирование дорожной сети с упрочненным с помощью нанотрубок покрытием в масштабах страны потребует появления соответствующих регулирующих нормативных документов. Конечно, потребуются проведение дальнейших исследований в этой области, мониторинг дорожно-транспортной ситуации на таких экспериментальных участках дорог.
В последнее время предложен ряд показателей для оценки эргономических качеств дороги (психофизиологическое восприятие дороги водителем, уровень шума и вибрации, отражающая способность покрытий, эстетичность), а также для оценки экологических качеств дороги (уровень загрязнения придорожного пространства выбросами отработанных газов, запыленность и засоление почвы и грунтовых вод и др.).
Состояние дорог может оцениваться по различным показателям, различными методами и приборами. Главное, чтобы эта оценка была направлена на учет интересов пользователей дорог, потребителей дорожных услуг, чтобы по результатам этой оценки были назначены и реализованы мероприятия по повышению транспортно-эксплуатационного состояния дорог, позволяющие снизить транспортные расходы пользователей, сократить время в пути, повысить безопасность и удобство движения.
Положительный опыт применения прогрессивных технологий обязательно должен учитываться специалистами дорожной отрасли. Необходима разработка соответствующей нормативной документации (технических требований) для массового производства и правила применения новых материалов и технологий.
Литература:
- Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (с изменениями на 13 ноября 2018 года)
- https://www.rusnano.com/about/press-centre/news/20200114-ocsial-v-rossii-vnedryayut-tekhnologiyu-uprochneniya-asfaltobetona-nanotrubkami